Энергетики и промышленные потребители предлагают установить требования к энергосистеме с учетом экономических последствий
17 марта 2015 года в Москве в рамках Недели российского бизнеса состоялась конференция "Стратегические задачи электроэнергетического комплекса России в новых условиях: надежность и развитие".
Организаторами мероприятия выступили Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и НП "Совет производителей энергии".
В рамках конференции члены Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, НП «Совет производителей энергии» и НП «Сообщество потребителей энергии» предложили устанавливать требования к энергосистеме, руководствуясь обязательной экономической оценкой достигаемого результата и затрат на их исполнение.
По данным Минэнерго РФ, инвестиции в развитие генерирующих мощностей составили 2 158,6 млрд рублей в период с 2008 по 2014 гг, что позволило ввести и модернизировать 105 объектов ДПМ (ТЭС) установленной мощностью 21,7 ГВт, в том числе увеличение установленной мощности составило 17,2 ГВт. Аварии на объектах генерации 25 МВт и выше в осенне-зимний период 2013−2014 гг сократились на 7,5%, аварии на объектах генерации 25 МВт и выше в 2011−2013 гг сократились на 4,3%. Время работы с нормативной частотой в энергосистеме по ГОСТ 13109−97 за период 2009−2014 гг. составило 100%.
В 2014 году введен максимальный объем новой мощности за все года – 7597 МВт, в том числе 4970 МВт по ДПМ.
По данным СО ЕЭС, выработка электроэнергии в России в 2014 году выросла на 0,1% до 1 046,3 млрд. кВт/ч, в том числе электростанции ЕЭС России выработали больше на 0,1% — 1 024,9 млрд. кВт/ч, электростанции промпредприятий – больше на 4,1% — 56,4 млрд. кВт/ч. При этом в 2015 году ожидается нулевой рост энергопотребления.
Минэнерго РФ внесен на рассмотрение в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики», предусматривающий передачу нормативно-правового обеспечения технологического регулирования электроэнергетики с уровня исключительных полномочий Правительства РФ на уровень Минэнерго РФ, Ростехнадзора и Системного оператора ЕЭС.
Участники рынка опасаются, что наделение ведомств такими широкими полномочиями может привести к установлению избыточных требований к надежности, что повлечет за собой повышение ценовой нагрузки на потребителей.
Кроме того, представленный на утверждение в Правительство РФ проект постановления «Правила технологического функционирования» идет вразрез с Межправительственными соглашениями о техническом регулировании Евразийского экономического союза, с установленной 184−ФЗ «О техническом регулировании» системой национального технического регулирования. Имеет множество замечаний Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, Ростехнадзора, Минюста РФ, отрицательное заключение в рамках проводимой оценки регулирующего воздействия.
Правила технологического функционирования устанавливают избыточные требования к работе персонала, контроля за техническим состоянием оборудования и организацией ремонтной деятельности, к объемам реконструкции и модернизации энергообъектов. В итоге стоимость дополнительно предлагаемых для оплаты потребителями технических решений может оценивается примерно в 300 млрд. рублей прямых и косвенных затрат. В том числе, требование по наличию хозяйства жидкого аварийного топлива оценивается в капитальные затраты для одного энергоблока ПГУ до 400 млн. рублей, дополнительные требования к газотурбинным агрегатам еще не введенным в рамках проектов ДПМ требуют внесения изменений в проектную документацию и доработку блоков на 8 млрд рублей, требование по оснащению ГТУ котлом-утилизатором — 100 млн. рублей на каждую ГТУ, модернизация электростанций на предмет повсеместной замены выключателей – около 18 млрд. рублей.
СО ЕЭС, выставляя дополнительные технологические требования к участникам рынка и определяя объем вынужденной генерации, фактически определяет цену КОМ, убивая реальную экономику в энергетике.
Таким образом, можно констатировать, что технический регулятор, по сути, становится регулятором ценовым.
По мнению участников рынка, многие дополнительные технологические требования должны оплачиваться через рынок системных услуг.
Между тем, обязанность обеспечения надежной и безопасной работы объекта в настоящее время возложена на собственника — он подвергается штрафам за неготовность оборудования к выдаче мощности. Установление дополнительных требований в части модернизации оборудования электростанций, квалификации и подготовки персонала, контроля технического состояния оборудования объекта нарушают права собственника, не снимая с него ответственности.
Члены НП «Совет производителей энергии» предлагают для дальнейшей работы по установлению требований к повышению надежности энергосистемы принять форму организации по аналогии крупнейших мировых объединений, построенных на принципах открытости, соблюдения баланса интересов, технической и коммерческой обоснованности выдвигаемых требований.
Единая энергосистема Российской Федерации по своим задачам, функциям и принципу работы практически не отличается от зарубежных энергосистем, и успешно работает с ними в параллельном режиме, соблюдая граничные требования в точках присоединения.
Подход к регулированию зарубежных систем основан на том же принципе технического регулирования, что используется сейчас в РФ.
Опыт работы зарубежных энергосистем доказывает жизнеспособность и обоснованность метода разработки рыночных и технических регламентирующих документов на базе открытой процедуры написания, обязательной социально-экономической оценки регулирующего воздействия, проведения публичных консультаций с экспертным сообществом и обязательного получения отзывов от участников процесса.
Источник: Пресс-служба НП "Совет производителей энергии"
- valya от