Второй международный форум — ENES 2013
Главным событием уходящего года в сфере энергоэффективности стал Второй международный форум — ENES 2013 (21–23 ноября 2013 г., Москва, Гостиный двор), организованный Министерством энергетики РФ и правительством Москвы.
В этом году Форум представил энергетическим компаниям, органам власти и профессиональному сообществу масштабную бизнес-площадку для обсуждения важных проблем и механизмов по реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», возможность посмотреть на энергоэффективность через призму отраслей для лучшего понимания и совершенствования процедуры управления, в том числе через региональные программы, меры государственной политики, а также адаптацию международного опыта на российском рынке.
В работе Форума приняли участие около семи тысяч участников и более 100 российских и зарубежных компаний.
Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе
В рамках Форума ENES-2013 прошло Совещание энергоаудиторов и энергосервисных компаний: «Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе». В дискуссии приняли участие представители Минэнерго, Ростехнадзора, Руководители и члены СРО.
Александр Митрейкин, директор Департамента энергоэффективности и ГИСТЭК Минэнерго, открывая Круглый стол, напомнил, что 23 ноября исполнилось 4 года с момента утверждения Президентом Российской Федерации Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…», который ввел некоторые новации в области энергосбережения, повышения энергоэффективности. Энергетические обследования стали обязательными, появились требования к энергетическому паспорту, его регистрации, создан институт проведения обязательных энергетических обследований. За 4 года создано более 150 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, в которых работает более 50 тысяч человек.
В период с 2010 года и по настоящее время проведено более 100 тыс. энергетических обследований, поступило соответствующее количество энергетических паспортов. Проанализировав данные за прошедшие 4 года, Минэнерго пришло к выводу, что до настоящего времени не удалось добиться качественного заполнения паспортов несмотря на то, что Министерство внедряет электронные системы, проводит консультации и осуществляет открытость своей деятельности. Несмотря на это все еще невозможно проверить содержательную часть энергопаспорта. До настоящего времени встречаются энергоаудиторы, оформляющие энергопаспорт, не выезжая на объект. За 3 года обработки энергопаспортов, было выяснено, что на данном этапе не представляется возможным воспользоваться теми данными, которые поступают вместе с энергопаспортами. В настоящее время имеет место тенденция уменьшения количества энергоаудиторов на рынке, а также снижения количества СРО, это уже происходит — скрыто или открыто. В полном объеме не решен вопрос связи энергетического обследования с дальнейшим использованием его результатов.
В ближайшее время, необходимо сделать определенные шаги всем участникам процесса по совершенствованию системы проведения энергетических обследований. Основная цель этого совершенствования — увязка проведений энергетических обследований с последующими мероприятиями энергосбережения, повышения энергоэффективности, а также привлечение инвестиций в данный сектор. В Министерстве сформирован определенный набор предложений, в том числе замена в некоторых областях института обязательного энергетического обследования на обязательное декларирование. В настоящее время необходимо переходить от фазы проведения энергетических обследований к следующей фазе — реализации мероприятий, привлечения инвестиций. Без инвестиций не могут быть достигнуты целевые ориентиры, которые намечены Пре-
зидентом Российской Федерации, — 40% снижения энергоемкости ВВП.
Начальник отдела энергосбережения и повышения экономической эффективности Минэнерго Роман Неуступкин обратил внимание участников на формализм в работе энергоаудиторов и выдаче паспортов, так же привел ряд показателей работы по энергосбережению. В 2013 году при проверке Министерством ряда СРО было выявлено, что Закон о саморегулируемых организациях № 315–ФЗ ими не выполняется.
Если у большинства СРО прописано в документации, что энергетический паспорт является приложением к отчету, то на каком основании регистрируется паспорт без него или отчет написан на полстранички. В отчетах СРО тепловизионные обследования проводятся при температуре наружного воздуха +10–15С, в помещении +18–19С. СРО должно заставить своих членов работать по стандартным правилам. Все СРО должны соблюдать единые «правила игры» и при исключении своего члена, не исполняющего стандартные правила, другое СРО не должно его принимать в свой состав.
В области проведения энергетических обследований действует 156 СРО, которые насчитывают 10108 энергетических компаний. Из них: 634 — индивидуальные предприниматели, 707 — физические лица. Несмотря на представленный состав проведено только 30% обязательных энергетических обследований. В 2010 году — 1000, в 2011 году — 16000, в 2012 год — 70808, в 2013 году (на 21 ноября) — 18159. В то же время 13 СРО за время своего существования не направили в Министерство энергетики ни одной копии энергетического паспорта, 12 СРО от 1 до 10.
В 2012 году Министерство внедрило электронный документооборот, который постепенно расширяется. Также внедряется личный кабинет СРО, где можно скачать копии писем — ответов по рассмотрению поступивших копий.
Из поступивших в Министерство энергетики в 2012 году энергопаспортов по 29 тысячам были сделаны выписки по показателям экономии энергии. По электрической энергии экономия составила 6,5%, по тепловой энергии — около 8,5%, по моторному топливу — чуть больше 2,5%.
Заместитель начальника отдела по надзору за электороустановками потребителей и энергосбережением Ростехнадзора Александр Самородов в своем выступлении остановился на вопросах, решаемых Государственным энергетическим надзором в части выполнения положений Федерального закона № 261–ФЗ. К ним относится: надзор за соблюдением организациями с участием государства требований к принятию программ в области энергосбережения, за оснащением зданий, строений, сооружений приборами учета, соблюдением требований энергоэффективности, за проведением обязательных энергетических обследований в установленный срок.
В рамках осуществления надзора во время всех инспекторских проверок, проверяется выполнение ФЗ–261. Однако у Ростехнадзора нет оснований проверять требования к зданиям, строениям, сооружениям, эта функция осуществляется в рамках проверки наличия приборов учета.
Что касается проведения обязательных обследований, в 2013 году за 3 квартала проверено 16,5 тысяч организаций, из них 3200 — нарушили сроки проведения обследований. За несоблюдение сроков, а также требований в области энергосбережений применяются штрафные санкции от 50 тыс. до 250 тыс. рублей.
По результатам деятельности по контролю за проведением обязательного энергообследования за 9 месяцев были оштрафованы более 3 тысяч организаций. Из них 1000 (30%) решений обжалованы в судебном порядке. Судебные решения в основном выносятся не в пользу Ростехнадзора. Более 40% решений судов принимаются с формулировкой «нарушений законодательства не было» (энергетический паспорт есть, сделан в этом году). Судом принимается решение, что требование выполнено.
42% — суд применяет норму о малозначительности правонарушения, то есть не несет никакой социальной опасности (как считает суд) и выносится решение по объявлению замечаний. В этом случае штрафные санкции не применяются. 5% — штрафные санкции снижаются, когда инспектором применяются штрафные санкции несколько большие, чем минимальные — 50 тысяч рублей. Только 1/10 часть решений занимает позицию контрольного органа, и действия Ростехнадзора принимаются как обоснованные.
Генеральный директор СРО НП «ТЭК Эксперт» Павел Малевич высказал свое мнение о четырехлетних результатах действия № 261 ФЗ и уроках, которые были получены за этот период.
Уроки действия Закона
Первый урок. Энергосбережение является только инициативой сверху. Опыт проведения энергетических обследований свидетельствует, что руководители предприятий и организаций, потребителей энергоресурсов не заинтересованы в проведении энергообследования. Поэтому без государственной заинтересованности в энергосбережении проведение энергетических обследований и сам закон могут превратиться в формальность и декорацию.
Второй урок. Ни одна из задач, поставленных в Законе, не выполнена в полном объеме.
Третий урок. Из всех задач и мер, сформулированных в Законе, приоритетным должно явиться и уже является энергообследование. Только по результатам энергетического обследования можно и нужно приступать к выполнению остальных задач, сформулированных в Законе, например, к разработке программ энергосбережения, инвестиционных программ, установке приборов и тому подобное.
Энергетические обследования — это главное звено, за которое следует ухватиться, чтобы вытянуть всю цепь задач по энергосбережению. К сожалению, там, где это условие не было выполнено, например, сначала разработали программу по энергосбережению, а затем принялись обследовать энергетические хозяйства, то есть поставили телегу впереди лошади. Результаты обследований, мягко говоря, не согласовывались с положениями ранее разработанной программы.
Четвертый урок. Энергетические обследования по разным причинам превратились в энергетическую паспортизацию организаций. Практической ценности для энергосбережения результаты этих обследований не представляют, потому что энергетический паспорт нужен сегодня организации-заказчику только для того, чтобы отбиться от инспектора Ростехнадзора.
Пятый урок. Саморегулируемые организации (СРО) — их в реестре насчитывается 156. Это 10 тысяч энергоаудиторских организаций. Стремление властей каждого региона иметь свою саморегулируемую организацию привело к созданию так называемых территориальных, ведомственных, а попросту «карманных» СРО. Естественно, каждая из зарегистрированных СРО должна иметь не менее 25 юридических лиц. Поскольку на все СРО квалифицированных энергоаудиторов не хватает, стали принимать всех подряд. В СРО есть организации вообще без опыта работы, даже не представляющие вида деятельности, но зарегистрированные юридически.
Шестой урок. Подготовка специалистов. Это очень важная тема. В соответствии с ФЗ № 315 подготовку осуществляет каждая СРО. Сейчас в кругу специалистов энергоаудиторов собираются различные предложения, например, ввести аттестат, реестры, квалификационные экзамены и так далее. Представляется, что в первую очередь надо определиться с периодичностью подготовки энергоаудитора. Поскольку этого требования в Законе нет, то один раз подготовился и на всю жизнь — «специалист широкого профиля». Предлагается ввести такую переподготовку не реже 1 раза в 3 года. А по сложным видам деятельности и энергоопасным объектам, таким как, нефтегазовая, атомная промышленность, гидроэлектростанции — ежегодно. Также целесообразно рассмотреть подготовку энергоаудиторов по видам деятельности.
Что делать с результатами
Необходимо определить фактическое потребление энергоресурсов, а также определить и уточнить нормативы потребления энергоресурсов. Затем сравнить эти показатели по видам топливно-энергетических ресурсов, активам потребителей, номенклатуре выпускаемой продукции, в том числе с зарубежными передовыми предприятиями. Очень важно установить, доказана ли возможность экономии энергоресурсов для России, определить, каков потенциал энергосбережения, оправданы ли затраты на проведение энергообследования. Необходимо выявить перечень типовых обязательных регуляций для всех потребителей, а также определить пути и способы реализации мероприятий по энергосбережению, выявленных в ходе энергообследования.
Срок действия энергетического паспорта — 5 лет, и поэтому будет затруднительно сопоставить стоимость реализации выявленных мероприятий. Чтобы этого избежать, необходимо превратить энергетический паспорт из простого, формализованного документа, зачастую полученного для «галочки», для Ростехнадзора, в действенный и постоянно действующий документ, — именно паспорт. Для этого предлагается ежегодно проводить мониторинг объемов потребленных энергоресурсов на предприятиях и реализованных мероприятиях, указанных в паспорте. Этот мониторинг должен осуществлять сам держатель паспорта или та организация, которая проводила обследования. А на титульном листе паспорта следует делать отметку: изменения внесены, действует с изменениями, чтобы знать, что же делается в течение 5 лет. То есть придать паспорту статус нормативного документа. Это необходимо в первую очередь для защиты тарифов, для реконструкции действующих и строительства новых энергообъектов, для привлечения инвестиций и определения объемов потребления энергоресурсов для государственных организаций.
Предложения:
• В качестве предложений в Законе следует заменить денежное ограничение по обязательному обследованию на то, которое было в старом Законе на тонны условного топлива.
• Программы по энергосбережению должны разрабатываться только после проведения обязательного энергетического обследования и только на основе его результатов.
• Необходимо предусмотреть три вида энергообследования: для производителей энергоресурсов, для сетевых энергоснабжающих компаний, для потребителей. Цель: для первых — это снижение нормативных расходов топлива при выработке энергоресурсов; для вторых — снижение потерь тепла и электроэнергии в сетях; для третьих — снижение энергоемкости выпускаемой продукции.
• Проведение инструментального контроля, как с помощью штатных, так и портативных переносных приборов.
• Следует разработать унифицированные формы для анализа результатов, использования типовых технологий и оборудования, чтобы можно было сопоставить результаты энергообследования типового объекта, расположенного в Сибири и в Краснодарском крае.
• Подготовку энергоаудиторов проводить не реже 1 раза в 3 года силами саморегулируемой организации в соответствии с Законом № 315.
• Внести изменения, касающиеся того, что в течение одного года энергоаудиторская фирма не может выйти из одной саморегулируемой организации и вступить в другую, а исключенную СРО по различным причинам — в течение 3-х лет.
В выступлениях экспертов были также затронуты вопросы: организации финансирования проведения энергетических обследований, применения штрафных санкций к организациям, не проводящим обязательные обследования, порядка выхода организаций — энергоаудиторов из СРО, подготовки и аттестации энергоаудиторов, подготовки и утверждения технических отчетов по проведению энергоаудита, введения системы декларирования энергопотребления для определенной категории организаций бюджетной сферы, организации работы по энергосервису, включая вопросы инвестиций и банковских кредитов, создания учебных центров.
В этом году Форум представил энергетическим компаниям, органам власти и профессиональному сообществу масштабную бизнес-площадку для обсуждения важных проблем и механизмов по реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», возможность посмотреть на энергоэффективность через призму отраслей для лучшего понимания и совершенствования процедуры управления, в том числе через региональные программы, меры государственной политики, а также адаптацию международного опыта на российском рынке.
В работе Форума приняли участие около семи тысяч участников и более 100 российских и зарубежных компаний.
Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе
В рамках Форума ENES-2013 прошло Совещание энергоаудиторов и энергосервисных компаний: «Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе». В дискуссии приняли участие представители Минэнерго, Ростехнадзора, Руководители и члены СРО.
Александр Митрейкин, директор Департамента энергоэффективности и ГИСТЭК Минэнерго, открывая Круглый стол, напомнил, что 23 ноября исполнилось 4 года с момента утверждения Президентом Российской Федерации Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…», который ввел некоторые новации в области энергосбережения, повышения энергоэффективности. Энергетические обследования стали обязательными, появились требования к энергетическому паспорту, его регистрации, создан институт проведения обязательных энергетических обследований. За 4 года создано более 150 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, в которых работает более 50 тысяч человек.
В период с 2010 года и по настоящее время проведено более 100 тыс. энергетических обследований, поступило соответствующее количество энергетических паспортов. Проанализировав данные за прошедшие 4 года, Минэнерго пришло к выводу, что до настоящего времени не удалось добиться качественного заполнения паспортов несмотря на то, что Министерство внедряет электронные системы, проводит консультации и осуществляет открытость своей деятельности. Несмотря на это все еще невозможно проверить содержательную часть энергопаспорта. До настоящего времени встречаются энергоаудиторы, оформляющие энергопаспорт, не выезжая на объект. За 3 года обработки энергопаспортов, было выяснено, что на данном этапе не представляется возможным воспользоваться теми данными, которые поступают вместе с энергопаспортами. В настоящее время имеет место тенденция уменьшения количества энергоаудиторов на рынке, а также снижения количества СРО, это уже происходит — скрыто или открыто. В полном объеме не решен вопрос связи энергетического обследования с дальнейшим использованием его результатов.
В ближайшее время, необходимо сделать определенные шаги всем участникам процесса по совершенствованию системы проведения энергетических обследований. Основная цель этого совершенствования — увязка проведений энергетических обследований с последующими мероприятиями энергосбережения, повышения энергоэффективности, а также привлечение инвестиций в данный сектор. В Министерстве сформирован определенный набор предложений, в том числе замена в некоторых областях института обязательного энергетического обследования на обязательное декларирование. В настоящее время необходимо переходить от фазы проведения энергетических обследований к следующей фазе — реализации мероприятий, привлечения инвестиций. Без инвестиций не могут быть достигнуты целевые ориентиры, которые намечены Пре-
зидентом Российской Федерации, — 40% снижения энергоемкости ВВП.
Начальник отдела энергосбережения и повышения экономической эффективности Минэнерго Роман Неуступкин обратил внимание участников на формализм в работе энергоаудиторов и выдаче паспортов, так же привел ряд показателей работы по энергосбережению. В 2013 году при проверке Министерством ряда СРО было выявлено, что Закон о саморегулируемых организациях № 315–ФЗ ими не выполняется.
Если у большинства СРО прописано в документации, что энергетический паспорт является приложением к отчету, то на каком основании регистрируется паспорт без него или отчет написан на полстранички. В отчетах СРО тепловизионные обследования проводятся при температуре наружного воздуха +10–15С, в помещении +18–19С. СРО должно заставить своих членов работать по стандартным правилам. Все СРО должны соблюдать единые «правила игры» и при исключении своего члена, не исполняющего стандартные правила, другое СРО не должно его принимать в свой состав.
В области проведения энергетических обследований действует 156 СРО, которые насчитывают 10108 энергетических компаний. Из них: 634 — индивидуальные предприниматели, 707 — физические лица. Несмотря на представленный состав проведено только 30% обязательных энергетических обследований. В 2010 году — 1000, в 2011 году — 16000, в 2012 год — 70808, в 2013 году (на 21 ноября) — 18159. В то же время 13 СРО за время своего существования не направили в Министерство энергетики ни одной копии энергетического паспорта, 12 СРО от 1 до 10.
В 2012 году Министерство внедрило электронный документооборот, который постепенно расширяется. Также внедряется личный кабинет СРО, где можно скачать копии писем — ответов по рассмотрению поступивших копий.
Из поступивших в Министерство энергетики в 2012 году энергопаспортов по 29 тысячам были сделаны выписки по показателям экономии энергии. По электрической энергии экономия составила 6,5%, по тепловой энергии — около 8,5%, по моторному топливу — чуть больше 2,5%.
Заместитель начальника отдела по надзору за электороустановками потребителей и энергосбережением Ростехнадзора Александр Самородов в своем выступлении остановился на вопросах, решаемых Государственным энергетическим надзором в части выполнения положений Федерального закона № 261–ФЗ. К ним относится: надзор за соблюдением организациями с участием государства требований к принятию программ в области энергосбережения, за оснащением зданий, строений, сооружений приборами учета, соблюдением требований энергоэффективности, за проведением обязательных энергетических обследований в установленный срок.
В рамках осуществления надзора во время всех инспекторских проверок, проверяется выполнение ФЗ–261. Однако у Ростехнадзора нет оснований проверять требования к зданиям, строениям, сооружениям, эта функция осуществляется в рамках проверки наличия приборов учета.
Что касается проведения обязательных обследований, в 2013 году за 3 квартала проверено 16,5 тысяч организаций, из них 3200 — нарушили сроки проведения обследований. За несоблюдение сроков, а также требований в области энергосбережений применяются штрафные санкции от 50 тыс. до 250 тыс. рублей.
По результатам деятельности по контролю за проведением обязательного энергообследования за 9 месяцев были оштрафованы более 3 тысяч организаций. Из них 1000 (30%) решений обжалованы в судебном порядке. Судебные решения в основном выносятся не в пользу Ростехнадзора. Более 40% решений судов принимаются с формулировкой «нарушений законодательства не было» (энергетический паспорт есть, сделан в этом году). Судом принимается решение, что требование выполнено.
42% — суд применяет норму о малозначительности правонарушения, то есть не несет никакой социальной опасности (как считает суд) и выносится решение по объявлению замечаний. В этом случае штрафные санкции не применяются. 5% — штрафные санкции снижаются, когда инспектором применяются штрафные санкции несколько большие, чем минимальные — 50 тысяч рублей. Только 1/10 часть решений занимает позицию контрольного органа, и действия Ростехнадзора принимаются как обоснованные.
Генеральный директор СРО НП «ТЭК Эксперт» Павел Малевич высказал свое мнение о четырехлетних результатах действия № 261 ФЗ и уроках, которые были получены за этот период.
Уроки действия Закона
Первый урок. Энергосбережение является только инициативой сверху. Опыт проведения энергетических обследований свидетельствует, что руководители предприятий и организаций, потребителей энергоресурсов не заинтересованы в проведении энергообследования. Поэтому без государственной заинтересованности в энергосбережении проведение энергетических обследований и сам закон могут превратиться в формальность и декорацию.
Второй урок. Ни одна из задач, поставленных в Законе, не выполнена в полном объеме.
Третий урок. Из всех задач и мер, сформулированных в Законе, приоритетным должно явиться и уже является энергообследование. Только по результатам энергетического обследования можно и нужно приступать к выполнению остальных задач, сформулированных в Законе, например, к разработке программ энергосбережения, инвестиционных программ, установке приборов и тому подобное.
Энергетические обследования — это главное звено, за которое следует ухватиться, чтобы вытянуть всю цепь задач по энергосбережению. К сожалению, там, где это условие не было выполнено, например, сначала разработали программу по энергосбережению, а затем принялись обследовать энергетические хозяйства, то есть поставили телегу впереди лошади. Результаты обследований, мягко говоря, не согласовывались с положениями ранее разработанной программы.
Четвертый урок. Энергетические обследования по разным причинам превратились в энергетическую паспортизацию организаций. Практической ценности для энергосбережения результаты этих обследований не представляют, потому что энергетический паспорт нужен сегодня организации-заказчику только для того, чтобы отбиться от инспектора Ростехнадзора.
Пятый урок. Саморегулируемые организации (СРО) — их в реестре насчитывается 156. Это 10 тысяч энергоаудиторских организаций. Стремление властей каждого региона иметь свою саморегулируемую организацию привело к созданию так называемых территориальных, ведомственных, а попросту «карманных» СРО. Естественно, каждая из зарегистрированных СРО должна иметь не менее 25 юридических лиц. Поскольку на все СРО квалифицированных энергоаудиторов не хватает, стали принимать всех подряд. В СРО есть организации вообще без опыта работы, даже не представляющие вида деятельности, но зарегистрированные юридически.
Шестой урок. Подготовка специалистов. Это очень важная тема. В соответствии с ФЗ № 315 подготовку осуществляет каждая СРО. Сейчас в кругу специалистов энергоаудиторов собираются различные предложения, например, ввести аттестат, реестры, квалификационные экзамены и так далее. Представляется, что в первую очередь надо определиться с периодичностью подготовки энергоаудитора. Поскольку этого требования в Законе нет, то один раз подготовился и на всю жизнь — «специалист широкого профиля». Предлагается ввести такую переподготовку не реже 1 раза в 3 года. А по сложным видам деятельности и энергоопасным объектам, таким как, нефтегазовая, атомная промышленность, гидроэлектростанции — ежегодно. Также целесообразно рассмотреть подготовку энергоаудиторов по видам деятельности.
Что делать с результатами
Необходимо определить фактическое потребление энергоресурсов, а также определить и уточнить нормативы потребления энергоресурсов. Затем сравнить эти показатели по видам топливно-энергетических ресурсов, активам потребителей, номенклатуре выпускаемой продукции, в том числе с зарубежными передовыми предприятиями. Очень важно установить, доказана ли возможность экономии энергоресурсов для России, определить, каков потенциал энергосбережения, оправданы ли затраты на проведение энергообследования. Необходимо выявить перечень типовых обязательных регуляций для всех потребителей, а также определить пути и способы реализации мероприятий по энергосбережению, выявленных в ходе энергообследования.
Срок действия энергетического паспорта — 5 лет, и поэтому будет затруднительно сопоставить стоимость реализации выявленных мероприятий. Чтобы этого избежать, необходимо превратить энергетический паспорт из простого, формализованного документа, зачастую полученного для «галочки», для Ростехнадзора, в действенный и постоянно действующий документ, — именно паспорт. Для этого предлагается ежегодно проводить мониторинг объемов потребленных энергоресурсов на предприятиях и реализованных мероприятиях, указанных в паспорте. Этот мониторинг должен осуществлять сам держатель паспорта или та организация, которая проводила обследования. А на титульном листе паспорта следует делать отметку: изменения внесены, действует с изменениями, чтобы знать, что же делается в течение 5 лет. То есть придать паспорту статус нормативного документа. Это необходимо в первую очередь для защиты тарифов, для реконструкции действующих и строительства новых энергообъектов, для привлечения инвестиций и определения объемов потребления энергоресурсов для государственных организаций.
Предложения:
• В качестве предложений в Законе следует заменить денежное ограничение по обязательному обследованию на то, которое было в старом Законе на тонны условного топлива.
• Программы по энергосбережению должны разрабатываться только после проведения обязательного энергетического обследования и только на основе его результатов.
• Необходимо предусмотреть три вида энергообследования: для производителей энергоресурсов, для сетевых энергоснабжающих компаний, для потребителей. Цель: для первых — это снижение нормативных расходов топлива при выработке энергоресурсов; для вторых — снижение потерь тепла и электроэнергии в сетях; для третьих — снижение энергоемкости выпускаемой продукции.
• Проведение инструментального контроля, как с помощью штатных, так и портативных переносных приборов.
• Следует разработать унифицированные формы для анализа результатов, использования типовых технологий и оборудования, чтобы можно было сопоставить результаты энергообследования типового объекта, расположенного в Сибири и в Краснодарском крае.
• Подготовку энергоаудиторов проводить не реже 1 раза в 3 года силами саморегулируемой организации в соответствии с Законом № 315.
• Внести изменения, касающиеся того, что в течение одного года энергоаудиторская фирма не может выйти из одной саморегулируемой организации и вступить в другую, а исключенную СРО по различным причинам — в течение 3-х лет.
В выступлениях экспертов были также затронуты вопросы: организации финансирования проведения энергетических обследований, применения штрафных санкций к организациям, не проводящим обязательные обследования, порядка выхода организаций — энергоаудиторов из СРО, подготовки и аттестации энергоаудиторов, подготовки и утверждения технических отчетов по проведению энергоаудита, введения системы декларирования энергопотребления для определенной категории организаций бюджетной сферы, организации работы по энергосервису, включая вопросы инвестиций и банковских кредитов, создания учебных центров.
- admin от