Меры по поддержке отечественного энергомашиностроения нужно принимать как можно быстрее: эксперт
В бюджет на 2014 год и плановый период до 2016 предлагается внести дополнительное финансирование подпрограммы «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В 2014–2018 годах из федерального бюджета в рамках этой подпрограммы планируется выделить 17,25 млрд рублей. Промышленники и ранее просили выделить средства, но до сих пор в бюджете такой графы не было.
Минпромторг выделяет четыре приоритетных инновационных проекта, на которые в общей сложности будет выделено из бюджета 5,4 млрд рублей. По одному из них — оборудование для угольных энергоблоков на суперсверхкритические параметры пара — готовое технологическое решение (на уровне коммерческого предложения) есть только у «Атомэнергомаша» (входит в «Росатом»), рассказали в компании. Новыми газотурбинными установкам (ГТУ) занимаются «Силовые машины» и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и т.д.
Как заявил Центру энергетической экспертизы ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, решение поддержать отечественное энергомашиностроение логичное и справедливое.
«Это один из важнейших сегментов машиностроения, который занимает весомую долю в общем объёме производства всей отрасли, поддерживает Россию в мировом технологическом соперничестве, даёт работу предприятиям других отраслей, - отметил эксперт. - Отрадно, что поддержка энергомашиностроителей будет заключаться не только в выделении средств, но и в ряде юридических и организационных мер, а также в разработке плана мероприятий по дальнейшему стимулирования использования отечественного оборудования в энергетике».
По словам Баранова, поддерживать энергомашиностроение необходимо не только из-за непростой ситуации в экономике, и продолжающейся экспансии иностранных производителей на наш рынок. Помощь необходима потому, что особенность этого сегмента заключается в том, что здесь длительный цикл производства, и финансирование осуществляется частями, на протяжении длительного времени.
«Энергомашиностроителей, как правило, не устраивают стандартные условия финансирования, предлагаемые банками компаниям из других отраслей, им требуется, что называется «особый продукт» и государственное финансирование, как раз и может стать таким «продуктом». Кстати говоря, в тех странах, где энергомашиностроение развито, действуют различные формы и методы поддержки этих компаний, что позволяет им успешно работать не только на внутреннем рынке, но и активно экспортировать свою продукцию на мировой рынок. Поэтому очевидно, что такие меры поддержки должны быть и в нашей стране, для российских энергомашиностроителей», - считает Баранов.
Он также отметил, что среди ряда технологий, которые, в том числе, будут поддержаны государством, стоит отметить технологию суперсверхкритических параметров пара (ССКП): «В последнее время в мире к этой технологии был проявлен значительный интерес, разные страны ведут собственные разработки в этой области, стремятся улучшить её. Так в Китае принято решение о приоритетном развитии этой технологии, и власти выделяют значительные средства на эти цели. Более того, уже есть первые результаты: китайские котлы, работающие по данной технологии уже имеют весьма привлекательную цену при достаточно высоком качестве, и китайские производители уже готовы экспортировать их, в том числе и в Россию».
«Но в нашей стране уже разработана своя технология ССКП, которая позволяет повысить КПД блока тепловой электростанции более чем на 10%, она снижает удельный расход топлива, уменьшает эксплуатационные расходы, при её использовании сокращаются объём вредных выбросов. Несмотря на это, данная технология пока не нашла широкого применения в энергетике страны, из-за своей высокой стоимости, продолжил эксперт. - Проекты, которые реализуются с использованием данной технологии пока являются «пилотными» и необходимы кардинальные меры, которые и обеспечат качественный скачок и переход к массовому их использованию. Собственно, предлагаемая правительством программа поддержки энергомашиностроения как раз и предлагает помощь в переходе таких «пилотных» технологий, в том числе и ССКП, к их серийному использованию и активному внедрению во все виды генераций».
«Делать это надо как можно быстрее, как затем, чтобы наши энергомашиностроители не потеряли свой внутренний рынок, так и для того, чтобы эти технологии вывели нашу энергетику на новый этап развития, способствовали дальнейшему развитию энергоэффективности отечественной экономики, повысили конкурентоспособность страны в целом». – уверен Баранов.
Источник: www.energostrana.ru
- valya от