Тарифы на электроэнергию для промышленности: введение новой методики почасового учета электроэнергии привел к резкому росту ее цены для промпредприятий. Официальные разъяснение Минэнерго
С 1 июля правительство ввело запрет для крупных потребителей (свыше 670 кВт) покупать электроэнергию по одному из самых дешевых тарифов — первой ценовой категории. В нее попадали те, для кого из-за отсутствия счетчиков нельзя было точно посчитать потребляемую мощность, ее определяли по остаточному принципу. В результате цена по первой категории стала самой дешевой, и в нее уходили даже те потребители, у которых был установлен почасовой учет. Но с 1 июля их автоматически перевели в более дорогую, третью категорию, для работы в которой предприятие должно быть оборудовано почасовым счетчиком (закон еще в 2006 году обязал крупных потребителей их установить, но сделали это не все).
Стремление государства наладить точный учет потребляемой промышленностью энергии привело к резкому росту цены электроэнергии для многих предприятий. Для некоторых потребителей, не успевших установить высокоточные счетчики, размер счетов за электричество подскочил в несколько раз — иногда на 300%. В выигрыше оказались не ведущие точный учет мелкие потребители, льготная цена для которых обеспечивается пострадавшей категорией.
Промышленники просили перенести ввод новых правил почасовой оплаты электроэнергии
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ обратилась в Минэнерго и Федеральную службу по тарифам с просьбой пересмотреть существующие правила розничных рынков электроэнергии. ТПП так же обращалась к премьеру Дмитрию Медведеву, требуя ввести мораторий на применение действующих правил ценообразования. Причина обращения ТПП — резкий скачок цен на электроэнергию во второй половине года для крупных промышленных потребителей, которые покупают ее у гарантирующих поставщиков (ГП; основные энергосбыты регионов).
По данным ТПП, в Тульской области рост цен для ряда предприятий составил минимум 30% к уровню 2011 года, а для некоторых потребителей — в 1,8-1,9 раза, в Саратовской области цены поднялись на 40%, в Волгоградской области наблюдался рост на 35-50%. В Рязанской области, сообщает помощник губернатора региона Людмила Кибальникова, более чем у 70 предприятий цена на электроэнергию повысилась на 70%. У таких предприятий Орловской области, как «Орелстройиндустрия» и орловский завод дорожной техники «Дормаш», цена в июле подскочила на 191% и 190% соответственно. Похожая проблема и у предприятий масложировой и текстильной промышленности.
Даже для тех предприятий, которые были оборудованы счетчиками почасового учета, рост стоимости электроэнергии при переходе в третью категорию составил в среднем 15-30%. Но больше всего пострадали те, у кого не было почасовых счетчиков и кто при этом имел «про запас» большую неиспользуемую мощность присоединения к сетям. Для них устанавливалась штрафная цена по максимальной мощности.
Новая методика расчета цены на электроэнергию для крупных потребителей: разъяснения Минэнерго
На обращения отложить срок ввода в действие новых правил учета потребления электроэнергии, Минэнерго ответит официальным разъяснением. В нем новая методика названа «стимулирующими расчетными способами», цель которых все-таки заставить крупные промышленные предприятий перейти к почасовому учету электроэнергии. И это, говорится разъяснениях Минэнерго, в интересах самих же предприятий. Разъяснения были выпущены за подписью замминистра энергетики Владимира Кравченко. ЭнергоВОПРОС.ру публикует полных их текст.
В Минэнерго России поступают обращения потребителей электрической энергии с жалобами на рост стоимости потребленной электрической энергии (мощности) с 1 июля 2013 г. Указанный рост обусловлен следующими обстоятельствами:
1) ростом составляющих предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии:
– средневзвешенн ый рост единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 г. для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному варианту тарифов на услуги по передаче, составил в среднем по стране 13,8%. В соответствии с пунктом 11 (1) Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетик е, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря 2013 г., если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации;
– рост средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, используемой для определения ставки за электрическую энергию предельного уровня для третьей – шестой ценовой категории в июле 2013 года по отношению к июню 2013 г. составил в среднем по стране порядка 15,8%. Указанный рост обусловлен ростом оптовых цен на природный на газ на 15% с 1 июля 2013 г. в соответствии с приказом ФСТ России от 5 июня 2013 г. № 110-э/4 и, как следствие соответствующим изменением ценовых заявок на оптовом рынке подаваемых тепловыми электрическими станциями, основным видом топлива которых является природный газ;
– рост нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке, используемой для определения ставки за мощность предельного уровня нерегулируемой цены для третьей – шестой ценовой категории в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 года составил по стране порядка 3,7%. Указанный рост обусловлен особенностями порядка определения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность, рассчитываемой коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1179, предусматривающи м использование данных за предыдущие расчетные периоды в части плановой и фактической стоимости покупки мощности по соответствующим договорам, заключенным участниками оптового рынка – гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, а также использование корректировки стоимости покупки мощности, предусматривающе й отличие плановой и фактической стоимости мощности за соответствующий расчетный период;
— рост сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 г. составил по стране порядка 5,5%. Указанный рост обусловлен применением в 2013 г. новых методических указаний по установлению сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30 октября 2012 г. № 703-э, предусматривающи х определение сбытовых надбавок в виде процента от средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке. Таким образом, рост средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке привел к соответствующему росту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
2) применением с 1 июля 2013 г. стимулирующих расчетных способов определения почасовых объемов потребления электрической энергии в отношении крупных потребителей, которые перешли на расчеты с гарантирующим поставщиком по третьей – шестой ценовой категории, предусматривающей выделение отдельно ставки за электрическую энергию и ставки за мощность (двухставочные потребители), и которые на указанную дату не исполнили требования Основных положений в части установки интервальных (почасовых) приборов учета по всем точкам поставки в рамках границ балансовой принадлежности принадлежащих им энергопринимающ х устройств.
Таким образом, одной из основных причин увеличения стоимости покупки электрической энергии крупными потребителями на розничных рынках, в особенности потребителями с высокой величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств, является невыполнение такими потребителями требований нормативных правовых актов по оснащению своих точек поставки интервальными приборами учета электрической энергии. Данное требование действует с 2006 года, однако до настоящего времени ряд потребителей не оснастил приборами почасового учета свои точки поставки на розничных рынках электрической энергии.
Основными положениями установлены минимальные требования к приборам учета, не требующие существенных затрат на оснащение: для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.
Необходимо отметить, что выполнение указанных требований Основных положений позволит потребителям, рассчитывающимся на розничных рынках по третьей-шестой ценовой категории, существенно снизить свои затраты на приобретение электрической энергии у гарантирующих поставщиков в силу следующего:
— прекращение применения расчетных (стимулирующих) способов определения почасовых объемов потребления электрической энергии в отношении потребителя на розничных рынках и как следствие снижение величины оплачиваемой мощности на розничных рынках;
— возможность оптимизации потребителем своего почасового графика потребления электрической энергии путем снижения потребления электрической энергии в рабочие дни расчетного периода в часы максимального потребления электрической энергии в субъекте Российской Федерации – плановые часы пиковой нагрузки, в целях снижения величины оплачиваемой мощности на розничных рынках. Использование данного механизма крупными потребителями имеет положительный эффект как для самих потребителей на розничных рынках так и для энергосистемы субъекта Российской Федерации в целом за счет сглаживания общего графика потребления электрической энергии.
Минэнерго России отмечает, что применение стимулирующих расчетных способов в отношении крупных потребителей, повлекшим за собой увеличение стоимости покупки электрической энергии такими потребителями на розничных рынках, не повлияло на увеличение прибыли гарантирующих поставщиков и иных субъектов энергетики в силу действующего в настоящий момент порядка ценообразования на розничных рынках, а привело к снижению предельных уровней нерегулируемых цен и соответствующей стоимости покупки электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика для потребителей первой ценовой категории, за счет существенного снижения коэффициента оплаты мощности.
В целях урегулирования сложившейся ситуации на розничных рынках электрической энергии и исключения случаев применения к крупным потребителям электрической энергии (с максимальной мощностью энергопринимающи х устройств свыше 670 кВт) расчетных способов определения объемов потребленной электрической энергии (мощности), приводящих к росту стоимости электрической энергии (мощности), прошу организовать проведение разъяснительной работы в субъектах Российской Федерации с привлечением средств массовой информации о необходимости крупными потребителями электрической энергии (мощности) оснащения всех своих точек поставки электрической энергии (мощности), включая транзитные, приборами учета электрической энергии, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электроэнергии.
Источник: minenergo.gov.ru
- valya от