Энергетики создадут систему по усовершенствованию контроля над ТЭК
Конкурентоспособность российских компаний напрямую зависит от их готовности проводить мероприятия по энергосбережению и снижению доли энергоресурсов в конечной стоимости продукции.
В этом смысле расчет государства на того, что компании начнут усиленно инвестировать в модернизацию - верен. Однако за счет частных инвестиций удастся профинансировать лишь 75% расходов из запланированных в государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" 28,6 трлн рублей. Поэтому полностью программа может быть не выполнена.
Такое мнение высказал "РГ" генеральный директор VOLTA Engineering Group Олег Сундуков по итогам круглого стола "ГИС ТЭК и информирование о ходе реализации государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", который провели эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ и "Открытого Правительства".
По мнению эксперта, от государства требуется систематизация или хотя бы формализация работы в направлении повышения энергоэффективности. "Механизм обеспечения окупаемости вложений в модернизацию до сих пор не определен. Не выработаны система и методики оценки эффективности мероприятий по модернизации - у компаний есть выраженное в процентах "задание сверху" по снижению потерь и повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Но нет инструментов, позволяющих оценить свою работу", - уверен Сундуков.
Требуется решительный шаг по переходу от разрозненных территориально и по компаниям проектов автоматизации к их массовому тиражированию и комплексной интеграции с системами управления электрическими сетями, полагает специалист.
То, что ФЗ 261 давно устарел и не соответствует требованиям текущего момента, признают даже его авторы.
"Главный его недостаток - отсутствие четко прописанной единой государственной политики в сфере энергосбережения (сейчас его призвана исправить госпрограмма "Энергоэффективность и развитие энергетики"). Плюс закон ориентирован на реализацию программ энергосбережения у конечных потребителей, в то время как его главная провозглашенная цель - снижение энергоемкости экономики РФ на 40% к 2020 года" - связана скорее с модернизационными мероприятиями в цепочке генерация-распределение. Говорить про реальность достижения целевых показателей ФЗ 261 сегодня тоже не приходится",- отмечает Сундуков.
В этой связи, считают эксперты Минэнерго, важно разработать и внедрить систему информационного взаимодействия между игроками рынка. Как сказал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцын, внедрение государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) позволит решить проблему и сформировать единое информационное пространство в сфере топливно-энергетического комплекса и повысить качество и доступность государственных услуг в ТЭК.
"ГИС ТЭК обеспечит своевременные, полные и достоверные данные без дополнительных издержек со стороны предприятий и предпринимателей. Начало работ по реализации ГИС ТЭК запланировано на четвертый квартал текущего года, а запуск в опытную эксплуатацию первой очереди - на второй квартал 2015 года", - сказал заместитель Министра.
В ходе дискуссий эксперты выдвинули предложение о включении в госпрограмму положения о стимулировании развития биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами и газом.
Также в ходе круглого стола был затронут вопрос необходимости корректировки действующей нормативно-правовой базы по либерализации экспорта сжиженного природного газа. Однако в этом вопросе эксперты не смогли прийти к единому мнению. В частности, представители Минэнерго отметили преждевременность включения подобных мер в государственную программу, сославшись на то, что дискуссия на правительственном уровне еще продолжается.
Круглый стол завершил серию экспертных обсуждений госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики". Планируется, что откорректированный проект документа будет представлен в Правительство РФ до 1 сентября текущего года.
Источник: rg.ru
- valya от