Парламентские слушания: информационная открытость влияет на активно формирующуюся систему саморегулирования
20 июня, в Государственной думе состоялись парламентские слушания по теме: «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли».
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, руководителей саморегулируемых организаций, крупнейших строительных организаций и представители профессионального и научного сообщества
Обсуждение получилось бурным и интересным. В ходе полемики были высказаны разнообразные точки зрения, прозвучала не только критика в отношении системы саморегулирования, но и озвучены положительные аспекты деятельности СРО, рассмотрены предложения по массиву информации, которая обязательна к размещению на официальных сайтах СРО.
Участники слушаний отметили, что информационная открытость становится одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления и не может не оказать влияния на активно формирующуюся в нашей стране систему саморегулирования.
7 июня 2013 года опубликован Федеральный закон № 113-ФЗ от 07.06.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций». Как отметили выступающие, указанный ФЗ расширяет перечень требований к саморегулируемым организациям в сфере раскрытия информации о своей деятельности и деятельности членов саморегулируемых организаций. Одновременно устанавливаются единые требования к ведению реестра членов СРО независимо от сферы их деятельности, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. На саморегулируемую организацию возлагается обязанность иметь собственный сайт в сети «Интернет», на котором СРО будет обязана размещать информацию о своей деятельности и реестр своих членов.
Вместе с тем участники парламентских слушаний высказали мнение, что установление указанным Федеральным законом административной ответственности только для саморегулируемых организаций с обязательным членством нарушает принцип единства нормативного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Нарушение этого принципа может повлечь бесконтрольность деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством, создание условий для действий недобросовестных организаций, что в свою очередь отрицательно скажется на всем институте саморегулирования и его восприятии, как потребителями, так и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности.
Кроме того, в указанном Федеральном законе отсутствует закрепление за организацией, объединяющей саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности права (а в сфере обязательного саморегулирования - обязанности) принятия корпоративных документов - стандартов (правил) деятельности саморегулируемых организаций, и в частотности раскрытия информации как саморегулируемыми организациями, так и их национальными объединениями.
По словам участников слушаний, информация о деятельности саморегулируемых организаций должна отвечать трем основным требованиям - своевременности, полноте и достоверности.
На сайтах должна размещаться следующая информация:
Общие сведения:
а) наименование и структура саморегулируемой организации, место ее нахождения, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;
б) сфера деятельности саморегулируемых организаций;
в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;
г) копии свидетельства о: включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц; постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);
д) информация о структуре и компетенции органов управления саморегулируемой организации, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления саморегулируемой организации; сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления саморегулируемых организаций, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе, за рубежом, при их наличии (ФИО, адреса эл. почты (при наличии), номера контактных телефонов);
е) решения, принятые уполномоченными органами управления саморегулируемой организации;
ж) указание сайта органа надзора за деятельностью саморегулируемой организации и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.
Сведения о члене СРО:
а) наименование члена СРО, адрес его местонахождения, для индивидуального предпринимателя - ФИО, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные ИНН, адрес сайта в сети «Интернет» (при наличии), контактный телефон;
б) дата начала осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности (дата выдачи свидетельства о членстве в СРО, дата выдачи свидетельства о допуске к работам или дата выдачи иного документа, разрешающего осуществлять деятельность), сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия свидетельства о допуске к работам;
в) перечень видом работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске;
г) максимальный размер возможного возмещения из средств компенсационного фонда вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности;
д) максимальный размер возмещения страховой организацией вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности, по договору страхования, реквизиты страхового полиса или договора страхования (дата, номер, наименование страховой организации, ее ИНН и ОГРН);
е) информация о проведенных проверках члена саморегулируемой организации (дата проведения проверки и вид: плановая или вне плановая), состав выявленных нарушений (при их наличии);
ж) информация о случаях нарушения качества работ, услуг, выявленных после окончания выполнения работ, или услуг в гарантийный период или в срок исковой давности;
з) информация о примененных мерах дисциплинарного воздействия к члену саморегулируемой организации, и по каким основаниям;
и) информация о судебных исках саморегулируемой организации к члену и члена к саморегулируемой организации, а также исках, поданных саморегулируемой организацией в интересах своих членов.
Информация о деятельности саморегулируемой организации:
а) порядок подачи документов и приема в члены саморегулируемой организации, порядок выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации или свидетельстве о допуске к работам, или иного документа саморегулируемой организации;
б) требования к членству в саморегулируемой организации и к выдаче свидетельств о допуске к работам;
в) реестр членов саморегулируемой организации (ведется в установленном порядке с учетом требований к составу и структуре содержащейся в нем информации);
г) порядок прекращения (приостановления) членства в саморегулируемой организации, порядок лишения свидетельства о допуске к работам;
д) о порядке проведения и принятия решений органами управления саморегулируемой организации (в т. ч. положения об этих органах);
е) порядок формирования компенсационного фонда СРО, его размещения, порядок выплаты средств из компенсационного фонда, размер сформированного компенсационного фонда на определенную дату (например, на первое число квартала), информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда, о фактах осуществления выплат и об основаниях таких выплат;
ж) порядок страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации (в том числе, требования к сумме страхового покрытия и страховым организациям, а также к содержанию договора страхования);
з) порядок проведения контрольных мероприятий в отношении своих членов СРО (основание, порядок назначения проверки, виды проверок, назначение лиц для проведения проверки, итоги проведения проверки, действия должностных лиц по итогам проверки);
и) порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО (основание, процедуры воздействия к членам производства, перечень мер, действия должностных лиц СРО по итогам принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия);
к) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
л) порядок разработки стандартов и правил саморегулируемой организации (процедура, орган, порядок утверждения), сведения о принятых документах;
м) порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия члена саморегулируемой организации и ответ на жалобу;
н) порядок принятия решений саморегулируемой организацией по возмещению вреда (ущерба, убытков и т.д.) причиненного недостатками выполненных работ;
о) порядок возмещения причиненного вреда (ущерба, убытков и т.д.);
п) о созданном при СРО третейском суде, о его деятельности.
Кроме того, для осуществления задач органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций требуется доступ к другим видам документированной информации о деятельности СРО, в частности, смета расходов, заключение аудиторской и ревизионной комиссии, бухгалтерская отчетность за последние пять лет и др.
Также саморегулируемая организация, обладает значительным объемом информации, которая не обязательна для размещения, но может оказаться полезной ее членам. Например, озвучивание позиций политики деятельности СРО руководством партнерства, выставление информации о проводимых мероприятиях и программах СРО, таких как выставки, семинары, симпозиумы, благотворительные мероприятия и т.д. Востребована информация о проводимых торгах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также о предложениях членов СРО по заключению возможных контрактов на строительство.
Участники парламентских слушаний обратили внимание и на роль национальных объединений в обеспечении максимальной прозрачности, максимальной открытости и широком информировании населения, органов власти обо всех процессах.
Согласно позиции Минэкономразвития установленные в настоящее время законодательством РФ требования в области саморегулирования, касающиеся обеспечения саморегулируемыми организациями раскрытия информации о своей деятельности и деятельности своих членов соблюдаются не в полном объеме. В настоящее время основными факторами, влекущими нарушения являются: отсутствие в законодательстве четких формулировок о составе, структуре и объеме подлежащей документированной информации саморегулируемых организаций; коммерциализация саморегулирования отдельными физическими лицами, находящимися в управлении саморегулируемых организаций, которым не выгодно правильно и полно раскрывать информацию о деятельности саморегулируемых организаций; отсутствие действенного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и их национальных объединений со стороны уполномоченных государственных органов надзора и контроля.
Впрочем, по мнению участников слушаний, указанные факторы не только не свидетельствуют о невозможности построения целостной системы открытости информации о деятельности саморегулируемых организаций, а скорее наоборот подчеркивают возможность, важность и необходимость построения такой системы.
Кроме того, прозвучала точка зрения, что должен быть создан такой информационный ресурс, в котором вся многоуровневая структура информации будет доступна и легко анализируема.
В этой связи на повестке дня саморегулирования должна стоять первостепенная задача - разработка стандартов раскрытия информации, формирование единых информационных пространств, несущих пользу, главным образом, самим СРО, их членам, потребителям продукции и услуг, гражданскому обществу.
Также участники парламентских слушаний считают целесообразно учесть следующее:
1) под принципами открытости деятельности саморегулируемой организации следует понимать:
а) размещение информации СРО по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
б) обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц.
При этом представляется целесообразным запретить ограничение доступа к информации СРО, в том числе путем специальной регистрации пользователей информации, запрос паролей, требования специфических идентификаторов сведений и иными способами.
В целях повышения эффективности ответственности за нарушение требований раскрытия информации о деятельности СРО предложено установить следующий алгоритм ответственности:
а) при первичном нарушении СРО обязанностей по раскрытию информации наступает административная ответственность в виде штрафа;
б) повторное в течение календарного года нарушение СРО обязанностей по раскрытию информации влечет наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере по отношению к первому случаю;
в) неоднократное (более двух) в течение календарного года нарушение СРО обязанностей по раскрытию информации должно являться наказанием в виде лишения некоммерческой организации статуса СРО.
Предложено возложить на органы по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций обязанность по своевременному (в срок не более 10 дней со дня получения информации) размещению в реестре саморегулируемых организаций копий предписаний об устранении нарушений законодательства саморегулируемыми организациями, а также копий документов о применении мер административной ответственности в отношении саморегулируемых организаций.
Участники слушаний рекомендовали Государственной думе и Совету Федерации в приоритетном порядке рассматривать законопроекты направленные на совершенствование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и национальных объединений саморегулируемых организаций соответствующего вида в целях усиления ответственности, контроля и надзора за деятельностью для эффективной реализации задач, предусмотренных законодательством.
Также обеспечить в период осенней сессии 2013 года рассмотрение во втором и третьем чтениях проекта Федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства).
Правительству РФ рекомендовано:
Ускорить подготовку и внесение в Госдуму поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 50482-5 с учетом настоящих рекомендаций. Организовать системное информационное взаимодействие с органами государственного надзора для оценки выполнения СРО положений ст.55.13-55.16 Градостроительного кодекса РФ, анализа и выявления системных причин аварий и происшествий на объектах капитального строительства.
Усилить меры государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Создать при участии национальных объединений строительной отрасли систему постоянного мониторинга исполнения СРО норм градостроительного законодательства и саморегулирования в части информационной открытости.
Минэкономразвитию рекомендовано разработать нормативный правовой акт, предусматривающий утверждение требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах СРО, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций.
Источник: www.all-sro.ru
- valya от