Комментарии экспертов в связи с предложением ввести предоплату за жилищно-коммунальные услуги
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев предложил ввести в стране предоплату за жилищно-коммунальные услуги. Если инициатива премьер-министра будет поддержана в кабинете министров, то платить за услуги ЖКХ жителям РФ придется не до 10 числа следующего месяца, как это происходит сейчас, а до 10 числа текущего месяца. Эксперты, опрошенные Центром энергетической экспертизы, причиной такой инициативы видят попытку снизить долги населения за услуги ЖКХ.
В РОССИИ ПЫТАЮТСЯ СНИЗИТЬ ДОЛГИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА УСЛУГИ ЖКХ
Екатерина Шишко, аналитик "Инвесткафе":
Целесообразность решения опереводе услуг ЖКХ на предоплату заключается в стремлении снизить задолженность населения за услуги ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями, которая уже возросла до 248 млрд руб. и продолжает расти с каждым месяцем.
Касательно механизма реализации, подобная система действует сейчас в европейских странах. В качестве предоплаты за ресурс вы вносите фиксированную сумму, а при следующем платеже (или в конце года, как правило), в зависимости от того, превысили ли вы потребление относительно уже оплаченного или наоборот, истратили меньше, происходит соответственно доплата или перенос платежа на следующий срок.
ПЕРЕВОД НА ПРЕДОПЛАТУ ЗА ЖКХ НЕ ПОВЫСИТ ПЛАТЕЖНУЮ ДИСЦИПЛИНУ
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
Перевод оплаты услуг за ЖКХ на предоплату вводится исходя из надежды, что удастся собирать больше денег, в чем я глубоко сомневаюсь. Тот, кто не платил, точно так же и не будет платить, как вы ни меняйте здесь календарный порядок расчетов.
Механизм реализации, думаю, будет такой же, как это делается в таких случаях - по показаниям предыдущего месяца. Допустим, надо платить за ноябрь - тогда предоплата будет в таком размере, сколько по факту было в октябре, а при оплате за следующий месяц, которая тоже должна будет производиться до 10 числа, уже производится какая-то корректировка. Но непременное условие здесь - счетчики, счетчики за газ, за электричество, за горячую, за холодную воду - за все. В противном случае можно что-то придумать, но не очень понятно, как это может работать.
Единовременно, может быть, будет какое-то улучшение, потому что кому-то придется не после окончания месяца, а, допустим, в начале декабря заплатить и за ноябрь, и за декабрь - здесь какой-то плюсик будет, но это нивелируется уже платами за следующий месяц.
Не думаю, что здесь расчет на то, чтобы получить оборотные средства за счет тех, кто будет переплачивать. Переплачивать сильно не получится, если мы будем платить по факту за предыдущий месяц. Переплата возможна, допустим, за холодную воду, когда зимой ее потребляют меньше. Но это все равно незначительно. Здесь думают почему-то, что платежная дисциплина возрастет. Не факт. А какие-то дополнительные средства возможны только при переходе на эту систему, когда придется заплатить за два месяца, дальше этого эффекта уже не будет.
Тут существуют и риски для потребителей. Как правило, когда есть предоплата, потом начинаются корректировки, а корректировки бывают не в пользу плательщиков.
Не стоит ожидать большого эффекта от этой меры.
ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ГРАЖДАНЕ БУДУТ ПЛАТИТЬ ВПЕРЁД ЗА ЖКХ, МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬСЯ СУММА НЕПЛАТЕЖЕЙ
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Во-первых, стоит сказать, что пока ничего не решено, и вопрос только изучается. Во-вторых, внесение изменений может растянуться на довольно длительный срок. Но главное, что даже если эти изменения будут приняты, то они всё равно будут носить, что называется, «рекомендательный характер». Ведь и сейчас не все 100% населения платят до 10 числа следующего месяца, а тогда, когда это им удобно, хотя многие действительно делают это до 10 числа.
На чём основана эта идея, не совсем понятно, так что она вряд ли серьёзно изменит ситуацию с платёжной дисциплиной. Население у нас платит за услуги ЖКХ довольно исправно: большая часть населения, порядка 87-93%, осуществляет платежи вовремя, и только оставшаяся часть является неплательщиками, разной степени злостности. Причём зачастую это никак не зависит от платежеспособности граждан или от величины тарифов ЖКХ, они либо значительно опаздывают по срокам платежей, либо не платят вовсе довольно долго, вынуждая организации ЖКХ обращаться в суд. Поэтому в случае переноса сроков оплаты изменений не будет почти никаких, за исключением изменения самих сроков оплаты. Напротив, из-за того, что граждане будут платить вперёд, не исключено, может произойти увеличение суммы неплатежей, за счёт того, что будет неизвестно сколько будет потреблено коммунальных услуг. То есть граждане могут платить лишь небольшую фиксированную сумму, а остальное будут доплачивать после того, как станет ясно, сколько они потребили услуг, то есть в итоге, выплата за один месяц может растянуться на несколько месяцев, поставщики услуг будут получать меньший по объёму денежный поток.
Эту идею имело бы смысл реализовать в сочетании с другим предложением, которое также обсуждалось в последнее время. А именно - при осуществлении платы за ЖКХ вперёд, для потребителя действуют более низкие тарифы. Тогда, теоретически, у потребителей может появиться желание платить вперёд, но и сумма при этом может быть чуть больше, так что это будет выгоднее для поставщиков услуг. Но даже в этом случае вряд ли полностью удастся решить проблему неплатежей за ЖКХ, и неплательщики всё равно останутся, и долги с них придётся взыскивать через суд.
Источник: www.energy-experts.ru
- valya от