Зеленые инвестиции: Роль государства и приоритеты бизнеса
Слушания в Общественной палате РФ по теме «ЗЕЛЕНЫЕ» ИНВЕСТИЦИИ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРИОРИТЕТЫ БИЗНЕСА прошедшие 11 марта, под руководством Председателя Палаты Е. П.Велихова были проведены в момент, когда в условиях роста международной напряженности роль инвестиционной политики стала осознаваться как определяющая в деле подготовки страны к возможным экономическим вызовам. Это практически на следующий день отметили Президент РФ Владимир Путин и министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Слушания отметили важность правильного выбора направления потока инвестиций и объекта их приложения, в качестве которого должны выступать не только основные фонды производства, но и социальные сервисы и услуги, отвечающие понятию устойчивого развития. Резолюция слушаний размещена здесь
Мысль о критериях выбора инвестиций прозвучала и в рассказе о деятельности комиссии Российской Ассоциации содействия науке (РАСН), которая совместно с комиссией по науке и инновациям Общественной Палаты провела предварительный ряд слушаний в области зеленой экономики. Тематика слушаний в области «зеленых инвестиций» появилась как закономерное продолжение этого ряда. Слушания вызвали большой интерес и активность аудитории — на слушания записались почти 100 человек.
Председатель Общественной Палаты РФ, академик Евгений Павлович Велихов, в ходе заседания задал присутствующим ряд важных вопросов — о приоритетах инвестиционной политики, и в частности обратил внимание на такой «простой» вопрос — почему бы России не выступить с глобальными экологическими инициативами, представляющими очевидный всеобщий интерес — в частности, об уборке плавающего в океане мусора, собранного течениями в целый плавучий континент? Такие инициативы нужно генерировать постоянно, и конечно особенно они важны именно сейчас, когда международный имидж России на Западе сведен к проблеме Крыма. Эта мысль нашла отклик участников слушаний и была поддержана обсуждением.
Слушания открылись докладом, задавшим тон обсуждению — его сделала Марина Удачина, директор Института Инноваций Инфраструктуры и Инвестиций, ставшая главным организатором слушаний по «зеленым инвестициям». На Красноярском Экономическом Форуме (форуме регионов) именно она обратила внимание на роль человеческого фактора, который мы слишком часто недооцениваем при разборе инвестиционных проектов, говоря лишь о природном и ресурсном потенциале. Поэтому, считает Марина Удачина, в инвестиционном потенциале Дальнего Востока надо оценить такой фактор, как развитие социокультурной среды региона, которое может дать эффект, в разы превышающий отдачу от природной ренты. О такой важной детали, как тонкие настройки новой модели экономики, которая стала объектом аналитических исследований, выполненных институтом под ее руководством, а также о социальном контексте, в котором формируется эта новая модель, включающая «зеленые инвестиции» и «зеленые технологии», она рассказала в своем докладе. Отмеченная ей деталь — о том, что Европа давно не является сырьевой экономикой, поэтому европейский опыт неприменим напрямую в России, была очень важна для реализма понимания ситуации, в которой опросы показывают слабую вовлеченность населения в зеленую проблематику (по регионам России).
В докладе Ларисы Овчинниковой, представлявшей на слушаниях дирекцию по банковской деятельности Внешэкономбанка (ВЭБ), прозвучали 10 принципов устойчивого развития, на которые предписывается ориентироваться бизнесу в рамках Глобального договора ООН. Она сделала краткий обзор деятельности банка в области инвестирования «зеленой экономики» . Даже в неблагоприятные времена экономического кризиса есть возможность для «зеленых» инвестиций, считает докладчица и приводит ряд веских инвестиционных аргументов в защиту этого тезиса. В заключение она посетовала на отсутствие представителя Минэкономразвития Олега Плужникова, заявившего о своем участии, но не пришедшего на заседание в Общественной Палате, так как без участия Минэкономразвития очень сложно обсуждать столь значимые для экономики вопросы. Однако именно в день слушаний появилась информация о том, что заместитель министра Минэкономразвития, ранее курировавший зеленое развитие — Андрей Клепач, переходит в ВЭБ, что возможно позволит укрепить сотрудничество важнейших экономических ведомств страны именно в вопросах «зеленой экономики». Вопрос, заданный академиком Велиховым — по поводу переработки мусора, составляющего пластиковый континент — был адресован именно ВЭБу:
Какие проекты поддерживают и развивают частные «зеленые» инвесторы, рассказал Вадим Куликов, директор инвестиционного фонда «Фонд Куликова». Он внес в резолюцию слушаний предложение к министерству ЖКХ по переработке ПЭТ (отходов полиэтилена)
Большой блок вопросов экологического характера возникает при проведении таких глобальных мероприятий, каким явилась Олимпиада в Сочи. На этот вопрос ответил представитель ГК «Олимпстрой» Лев Авербух, который отметил, что протестные настроения и напряженность, которые сопровождали на первом этапе строительство олимпийских объектов, на сегодняшний день во многом преодолены. В то же время аналитики возникших проблем и найденных решений ГК «Олимпстрой» пока не планирует публиковать, ограничиваясь заявлениями о том, что национальный стандарт «зеленого строительства» согласован – правда почему-то на уровне Минприроды, которое строительством если и занимается, то таким, которое вызывает вопросы у охранников природы (см. например здесь) :
Социальный запрос, который активизирует бизнес на решение общественно значимых вопросов, должна формировать государственная власть — с таким посылом ведущая слушания Марина Удачина представила присутствующим мэра города «Заречной» — Вячеслава Гладкова. Его выступление — очень прочувствованное и проникнутое человеческой заботой о людях, о детях, о жителях небольшого закрытого городка, прозвучало как свежая струя реального опыта устойчивого развития и захватила присутствующих своей простотой и искренностью и нетривиальностью принятых решений:
Олеся Веришинина, представитель американской компании 3М, дала краткий обзор экологических программ по энергосбережению, правда говоря об энергосбережении зданий по каким то причинам не разу не упомянула о стандартах «зеленого строительства». Однако она подняла на слушаниях важный вопрос о госзакупках в области «зеленой» продукции — адресовав его правительству Москвы — хотя очевидно, что он имеет в той же степени отношение и к другим городам и регионам России, тогда как Москва при такой постановке явно играет роль лидера :
Директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц, отвечая на вопрос о драйверах зеленого роста, предложенного ведущей, перешел к обсуждению среднего класса, который по его мнению, и является драйвером роста:
Одной из важнейших для развития социальной составляющей общества является практика корпоративной социальной ответственности (КСО), которой были посвящены выступления методологов этого направления - Ксении Лещинской (Ernst&Yang) и Светланы Епихиной, руководителя группы АСИ.
У Светланы Епихиной — Председателя «Москинап» и представителя ЧСД ОАО ВЦИОМ прозвучала мысль формулировать модель благоприятного будущего в рамках разговоров об экологии и устойчивом развитии, вместо того, чтобы говорить о недостатках и показывать негатив:
Выступление Ольги Штемберг, заместителя председателя комитета по экологии Торгово-Промышленной Палаты России (ТПП РФ). Разветвленная структура ТПП на протяжении 5 лет ведет работу в области формирования зеленой экономики, при ТПП создан Фонд содействия зеленому развитию, в котором накапливаются решения в области «зеленых» решений и технологий, сформирована дорожная карта развития «зеленых» технологий. Зеленая экономика это 9 отраслей, которые могут рассчитывать на инвестиции. Предметом особенных усилий деятельности комитета по экологии ТПП стал закон об органическом сельском хозяйстве, отметила Штемберг:
В выступлении Александра Самсонова — руководителя комиссии по экологии, популяризации науки и устойчивому развитию РАСН, приведен краткий обзор проведённых комиссией слушаний и дана оценка некоторых цифр, найденных в ходе слушаний. Одна из цифр — оценка того, что 10% электромобилей могут не только радикально улучшить воздух мегаполиса, но по мощности аккумуляторов могут полностью зарезервировать энергосистему Москвы. Главный вопрос, на его взгляд, состоит в том, что на сегодняшний день инновационно-ориентированные инвестиции дают не более 3% вклада в общий ВВП России, в то время как оценка недовложений составляют 300% ВВП. Это определяет «вилку» в которой находится выбор объема инвестиций, которые в условиях постиндустриальной экономики могут быть восприняты не только основными фондами предприятий, но быть реализованы через механизмы социального развития. Эти механизмы являются дополнительными по отношению к факторам традиционной экономики, а по оценкам Марины Удачиной являются в 3 раза более эффективными, чем можно ожидать от инвестиций по схеме извлечения стандартной природной ренты:
Расчет таков — если 50 КВт*час — средняя емкость аккумулятора одного электромобиля — умножить на 500 тыс. автомобилей – (при общем числе приближающемся к 5 млн. авто) — то получим 25 ГВт*час. В то же время нагрузочная мощность может быть оценена как удвоенная емкость, т.е. 50 ГВт! При мощности порядка 20 ГВт, вырабатываемой энергосистемой Москвы, этого хватит на 2 часа работы города «от батарей»! Таким образом заряд аккумуляторов электромобилей способен позволить мегаполису благополучно «пережить» отключение энергосистемы Москвы на час-два, (хотя для этого, возможно, потребуется многое пересмотреть в устройстве самой сети). Однако достижение такого показателя дало бы совершенно иное ощущение надежности жизни в городе и позволило бы придать новый смысл «Часу Земли» и «Дню без автомобиля» — могло бы объединить эти акции — питанием города в течении часа-двух от батарей электромобилей, включённых в розетку! Это дало бы Москве возможность выполнить роль «локомотива» зеленой экономики в России. Ведь когда-то — в конце 20-х — начале 30-х годов Москва такую роль выполнила для индустриализации, выпуская 25% продукции страны. Происходило это в условиях, когда вся Европа уже индустриализацию провела – так же как сейчас Европа уже провела экологическую модернизацию, а мы к ней только подступаем… Направление такого развития для Москвы названо Новой Экологической Политикой – НЭП.
Источник: www.ecolife.ru
- valya от