Роль Госэнергонадзора в решении вопросов энергосбережения
Ю.Ф. Тихоненко,
Руководитель экспертной секции «Эффективность и качество освещения» Консультативного Совета при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике
В мае исполнилось 70 лет органам Госэнергонадзора. В истории этой структуры можно отметить немало славных страниц. Хотелось бы остановиться на одной из многочисленных: роли Госэнергонадзора в процессе энергосбережения.
С выходом первого Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28–ФЗ «Об энергосбережении» функции контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов были возложены на Министерство топлива и энергетики РФ (так Министерство энергетики тогда называлось), которое в свою очередь делегировало свои полномочия органам Госэнергонадзора, находящегося в структуре этого Министерства. Имея центральный аппарат и территориальные органы практически в каждом регионе, Госэнергонадзор смог за очень короткий промежуток времени не просто возглавить, а достаточно эффективно управлять развивающимся процессом энергосбережения, а если более точно выразиться, то энергосбережение стало интенсивно развиваться в стране благодаря эффективной системе управления процессом.
Функция управления в настоящее время имеет особое значение в развитии процесса энергосбережения и развивать его в нашей стране, да и не только в нашей, можно, базируясь на трех принципах:
- Экономической заинтересованности у потребителя энергоресурсов. Причем стимул должен быть таким, чтобы вызвать у потребителя действительный интерес к экономии энергии ради сокращения затрат в собственных бюджетах. Поскольку бережливость не является отличительной чертой характера россиянина, то для того, чтобы вызвать у нас реальный интерес к экономии энергии ради экономии денежных средств, необходимо выполнить целый комплекс мер материального стимулирования за экономию энергоресурсов, формирования тарифной политики, ориентированной на поддержку экономии энергоресурсов, развитие отечественной индустрии производства энергосберегающего оборудования, доступного по цене и т.д.;
- Гражданской ответственности. Это комплекс мер пропагандистского характера, нацеленный на формирование у населения понимания того, что ископаемые топливно-энергетические ресурсы даны нам природой один раз и рано или поздно безвозвратно иссякнут, поэтому до тех пор, пока планета Земля является для человечества единственным местом пребывания, мы должны бережно относиться ко всем ресурсам, и в первую очередь к энергетическим, чего бы нам это ни стоило. На Западе пропаганде формирования гражданской ответственности к экономии энергоресурсов отводится первостепенная роль и на практике давно убедились, что за счет человеческого фактора сокращение потребления энергоресурсов может доходить до 10%, чего трудно было бы добиться техническими средствами;
- Требованиях, установленных законодательством. Это меры запретительного и принудительного характера, обязывающие отдельные категории потребителей сокращать расход энергоресурсов или достигать определенного уровня энергопотребления. В общем-то и первый закон об энергосбережении, и в большей степени Федеральный закон № 261–ФЗ, основной упор делали на установление определенных требований по уровню энергопотребления (для многоквартирных домов), по сокращению энергопотребления (3% в год для бюджетных учреждений), по обязательности проведения энергетических обследований (для очень большой категории потребителей). Естественно, за соблюдением всех этих требований должен быть установлен контроль и надзор.
Экономическая заинтересованность в экономии энергоресурсов в нашей стране до настоящего времени не сформирована. Прямые субсидии, которые выделяются из федерального бюджета для поддержки энергосбережения в регионах, возможно, и оказывают влияние на какие-то результаты, открытая информация о том, какому региону сколько выделяется ежегодно субсидий, имеется, а вот каких результатов регионы достигли с помощью федеральной поддержки — эту информацию найти крайне сложно, поэтому дать положительную оценку этому механизму практически невозможно. Темпы развития рынка энергосервисных услуг, отсутствие спроса на качественный энергоаудит — все это косвенно свидетельствует о том, что система материальной заинтересованности в экономии энергии в нашей стране не сформирована.
Раньше пропаганде энергосбережения у нас особого внимания не уделялось, не уделяется и теперь, поэтому рассчитывать на активность населения особо не приходится.
Остается последний фактор — контроль, надзор и управление со стороны соответствующих органов исполнительной власти. Но и он существовал только в период действия первого Закона об энергосбережении, а в настоящее время эта функция также отсутствует.
Чтобы оценить роль управления, стоит сравнить этап развития энергосбережения в 1996–2004 гг. с современным периодом времени.
Нормативно-правовая база
С выходом первого Закона об энергосбережении практически во всех регионах были приняты местные законы об энергосбережении. Конечно, большинство территориальных законов в основном копировали Федеральный закон, который был весьма далек от совершенства, но, тем не менее, сам факт наличия регионального закона об энергосбережении, обязывал региональную власть уделять достаточное внимание теме энергосбережения. Как только органы госэнергонадзора получили статус контролирующего органа за эффективным использованием энергоресурсов, всем без исключения территориальным подразделениям были даны поручения по разработке нормативно-методической документации федерального значения по вопросам энергосбережения. Нельзя сказать, что все регионы имели свои программы энергосбережения, но таких регионов было большинство, и программы они составляли вдумчиво, ориентируясь на специфику энергоснабжения собственного региона, а не на директивные требования сверху.
В настоящее время в этом направлении серьезных результатов не достигнуто. Законы регионального уровня в большинстве не пересмотрены. Программы энергосбережения составлялись в скоростном порядке, по шаблону, установленному Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. РФ № 1225. Ценность таких документов трудно назвать высокой, к тому же не в самих программах дело, а в наличии региональных структур, которые могли бы профессионально заниматься реализацией политики энергосбережения на региональном уровне. Без таких структур программы энергосбережения, какими бы они хорошими ни были, останутся бумагой, пылящейся на полках.
Энергетические обследования
Общероссийская программа обязательных энергетических обследований была утверждена на период 1999–2003 гг. Она формировалась на основе региональных программ, которые готовили территориальные органы энергонадзора. По Закону обязательные энергетические обследования должны были проводить организации, у которых годовое потребление всех энергетических ресурсов превышало 6 тыс. т у.т. Перечень организаций готовился по данным, полученным от сбытовых организаций, четко выверялось годовое энергопотребление, все организации уведомлялись о том, что они включены в программу обязательных обследований, равномерно распределялись в пятилетний период действия программы. Обследование проводили профессиональные энергоаудиторские организации (в то время энергоаудит был лицензируемым видом деятельности), либо проводились силами органов энергонадзора. Несмотря на то, что энергетический паспорт в то время был документом, установленным ГОСТом, тем не менее, основным документом являлся отчет о проведенном обследовании, а энергопаспорт представлял собой выжимку из отчета. Но самое главное заключалось в том, что все результаты энергетических обследований включались в программу реализации мероприятий, утверждаемую Министерством энергетики РФ. Именно это делало программу энергетических обследований логически правильно выстроенным процессом, к тому же абсолютно все: и органы энергонадзора, и объекты обследования, и энергоаудиторские организации в полной мере осознавали ответственность за результаты обследований. Это было хорошей основой для достижения реальных результатов.
В настоящее время, к сожалению, обязательные энергетические обследования превратились в бессмысленную крупномасштабную кампанию с большой долей профанации и нулевым результатом.
Структура управления энергосбережением
Пристальное внимание к проблеме эффективного энергопотребления со стороны федеральных органов исполнительной власти в лице органов энергонадзора стимулировало региональные власти формировать собственные структуры управления энергосбережением. Именно в тот период в регионах утверждались территориальные законы энергосбережения, разрабатывались программы энергосбережения, создавались региональные центры энергосбережения. В 2000-м году в 46 регионах функционировали официальные региональные центры энергосбережения, а всего их было более 80. В 2002 г. была создана Ассоциация региональных центров энергосбережения. Нельзя утверждать, что все центры функционировали полноценно и эффективно, но в большинстве случаев именно благодаря таким центрам в регионах процесс энергосбережения шел нужными темпами.
Сегодня многие центры практически прекратили свое существование, остались единицы, где, собственно, и продолжается активная деятельность по экономии энергоресурсов. К сожалению, попытку развить институт региональных центров энергосбережения никто не предпринимает. Управление энергосбережением на местах силами существующих структур власти возможно. Самое главное, чтобы было кем управлять. Пока управлять некем. На федеральном уровне вопросами энергоэффективности обязаны заниматься 8 ведомств, но без центрального органа управления. При такой схеме может получиться только одно: «У семи нянек — дитя без глазу», что мы, собственно, и наблюдаем.
Прошло не так много времени с тех пор, когда проходила первая кампания энергосбережения. И в тот период было многое из того, что можно было бы перенять в виде положительного опыта, и главное — это система управления и контроля. Не наладив систему контроля и управления, мы на практике в очередной раз подтвердим справедливость крылатой фразы: «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения».
Руководитель экспертной секции «Эффективность и качество освещения» Консультативного Совета при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике
В мае исполнилось 70 лет органам Госэнергонадзора. В истории этой структуры можно отметить немало славных страниц. Хотелось бы остановиться на одной из многочисленных: роли Госэнергонадзора в процессе энергосбережения.
С выходом первого Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28–ФЗ «Об энергосбережении» функции контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов были возложены на Министерство топлива и энергетики РФ (так Министерство энергетики тогда называлось), которое в свою очередь делегировало свои полномочия органам Госэнергонадзора, находящегося в структуре этого Министерства. Имея центральный аппарат и территориальные органы практически в каждом регионе, Госэнергонадзор смог за очень короткий промежуток времени не просто возглавить, а достаточно эффективно управлять развивающимся процессом энергосбережения, а если более точно выразиться, то энергосбережение стало интенсивно развиваться в стране благодаря эффективной системе управления процессом.
Функция управления в настоящее время имеет особое значение в развитии процесса энергосбережения и развивать его в нашей стране, да и не только в нашей, можно, базируясь на трех принципах:
- Экономической заинтересованности у потребителя энергоресурсов. Причем стимул должен быть таким, чтобы вызвать у потребителя действительный интерес к экономии энергии ради сокращения затрат в собственных бюджетах. Поскольку бережливость не является отличительной чертой характера россиянина, то для того, чтобы вызвать у нас реальный интерес к экономии энергии ради экономии денежных средств, необходимо выполнить целый комплекс мер материального стимулирования за экономию энергоресурсов, формирования тарифной политики, ориентированной на поддержку экономии энергоресурсов, развитие отечественной индустрии производства энергосберегающего оборудования, доступного по цене и т.д.;
- Гражданской ответственности. Это комплекс мер пропагандистского характера, нацеленный на формирование у населения понимания того, что ископаемые топливно-энергетические ресурсы даны нам природой один раз и рано или поздно безвозвратно иссякнут, поэтому до тех пор, пока планета Земля является для человечества единственным местом пребывания, мы должны бережно относиться ко всем ресурсам, и в первую очередь к энергетическим, чего бы нам это ни стоило. На Западе пропаганде формирования гражданской ответственности к экономии энергоресурсов отводится первостепенная роль и на практике давно убедились, что за счет человеческого фактора сокращение потребления энергоресурсов может доходить до 10%, чего трудно было бы добиться техническими средствами;
- Требованиях, установленных законодательством. Это меры запретительного и принудительного характера, обязывающие отдельные категории потребителей сокращать расход энергоресурсов или достигать определенного уровня энергопотребления. В общем-то и первый закон об энергосбережении, и в большей степени Федеральный закон № 261–ФЗ, основной упор делали на установление определенных требований по уровню энергопотребления (для многоквартирных домов), по сокращению энергопотребления (3% в год для бюджетных учреждений), по обязательности проведения энергетических обследований (для очень большой категории потребителей). Естественно, за соблюдением всех этих требований должен быть установлен контроль и надзор.
Экономическая заинтересованность в экономии энергоресурсов в нашей стране до настоящего времени не сформирована. Прямые субсидии, которые выделяются из федерального бюджета для поддержки энергосбережения в регионах, возможно, и оказывают влияние на какие-то результаты, открытая информация о том, какому региону сколько выделяется ежегодно субсидий, имеется, а вот каких результатов регионы достигли с помощью федеральной поддержки — эту информацию найти крайне сложно, поэтому дать положительную оценку этому механизму практически невозможно. Темпы развития рынка энергосервисных услуг, отсутствие спроса на качественный энергоаудит — все это косвенно свидетельствует о том, что система материальной заинтересованности в экономии энергии в нашей стране не сформирована.
Раньше пропаганде энергосбережения у нас особого внимания не уделялось, не уделяется и теперь, поэтому рассчитывать на активность населения особо не приходится.
Остается последний фактор — контроль, надзор и управление со стороны соответствующих органов исполнительной власти. Но и он существовал только в период действия первого Закона об энергосбережении, а в настоящее время эта функция также отсутствует.
Чтобы оценить роль управления, стоит сравнить этап развития энергосбережения в 1996–2004 гг. с современным периодом времени.
Нормативно-правовая база
С выходом первого Закона об энергосбережении практически во всех регионах были приняты местные законы об энергосбережении. Конечно, большинство территориальных законов в основном копировали Федеральный закон, который был весьма далек от совершенства, но, тем не менее, сам факт наличия регионального закона об энергосбережении, обязывал региональную власть уделять достаточное внимание теме энергосбережения. Как только органы госэнергонадзора получили статус контролирующего органа за эффективным использованием энергоресурсов, всем без исключения территориальным подразделениям были даны поручения по разработке нормативно-методической документации федерального значения по вопросам энергосбережения. Нельзя сказать, что все регионы имели свои программы энергосбережения, но таких регионов было большинство, и программы они составляли вдумчиво, ориентируясь на специфику энергоснабжения собственного региона, а не на директивные требования сверху.
В настоящее время в этом направлении серьезных результатов не достигнуто. Законы регионального уровня в большинстве не пересмотрены. Программы энергосбережения составлялись в скоростном порядке, по шаблону, установленному Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. РФ № 1225. Ценность таких документов трудно назвать высокой, к тому же не в самих программах дело, а в наличии региональных структур, которые могли бы профессионально заниматься реализацией политики энергосбережения на региональном уровне. Без таких структур программы энергосбережения, какими бы они хорошими ни были, останутся бумагой, пылящейся на полках.
Энергетические обследования
Общероссийская программа обязательных энергетических обследований была утверждена на период 1999–2003 гг. Она формировалась на основе региональных программ, которые готовили территориальные органы энергонадзора. По Закону обязательные энергетические обследования должны были проводить организации, у которых годовое потребление всех энергетических ресурсов превышало 6 тыс. т у.т. Перечень организаций готовился по данным, полученным от сбытовых организаций, четко выверялось годовое энергопотребление, все организации уведомлялись о том, что они включены в программу обязательных обследований, равномерно распределялись в пятилетний период действия программы. Обследование проводили профессиональные энергоаудиторские организации (в то время энергоаудит был лицензируемым видом деятельности), либо проводились силами органов энергонадзора. Несмотря на то, что энергетический паспорт в то время был документом, установленным ГОСТом, тем не менее, основным документом являлся отчет о проведенном обследовании, а энергопаспорт представлял собой выжимку из отчета. Но самое главное заключалось в том, что все результаты энергетических обследований включались в программу реализации мероприятий, утверждаемую Министерством энергетики РФ. Именно это делало программу энергетических обследований логически правильно выстроенным процессом, к тому же абсолютно все: и органы энергонадзора, и объекты обследования, и энергоаудиторские организации в полной мере осознавали ответственность за результаты обследований. Это было хорошей основой для достижения реальных результатов.
В настоящее время, к сожалению, обязательные энергетические обследования превратились в бессмысленную крупномасштабную кампанию с большой долей профанации и нулевым результатом.
Структура управления энергосбережением
Пристальное внимание к проблеме эффективного энергопотребления со стороны федеральных органов исполнительной власти в лице органов энергонадзора стимулировало региональные власти формировать собственные структуры управления энергосбережением. Именно в тот период в регионах утверждались территориальные законы энергосбережения, разрабатывались программы энергосбережения, создавались региональные центры энергосбережения. В 2000-м году в 46 регионах функционировали официальные региональные центры энергосбережения, а всего их было более 80. В 2002 г. была создана Ассоциация региональных центров энергосбережения. Нельзя утверждать, что все центры функционировали полноценно и эффективно, но в большинстве случаев именно благодаря таким центрам в регионах процесс энергосбережения шел нужными темпами.
Сегодня многие центры практически прекратили свое существование, остались единицы, где, собственно, и продолжается активная деятельность по экономии энергоресурсов. К сожалению, попытку развить институт региональных центров энергосбережения никто не предпринимает. Управление энергосбережением на местах силами существующих структур власти возможно. Самое главное, чтобы было кем управлять. Пока управлять некем. На федеральном уровне вопросами энергоэффективности обязаны заниматься 8 ведомств, но без центрального органа управления. При такой схеме может получиться только одно: «У семи нянек — дитя без глазу», что мы, собственно, и наблюдаем.
Прошло не так много времени с тех пор, когда проходила первая кампания энергосбережения. И в тот период было многое из того, что можно было бы перенять в виде положительного опыта, и главное — это система управления и контроля. Не наладив систему контроля и управления, мы на практике в очередной раз подтвердим справедливость крылатой фразы: «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения».
- admin от