DataLife Engine / Деятельность Государственного энергетического надзора Ростехнадзора в 2011 году

Деятельность Государственного энергетического надзора Ростехнадзора в 2011 году

Д.И. Фролов, начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора

В 2011 году деятельность Управления была направлена на повышение эффективности надзорных и контрольных мероприятий. На местах оперативно решались задачи, поставленные Правительством РФ, руководством Службы и непосредственно Управлением государственного энергетического надзора.
В 2011 году сотрудниками Управления государственного энергетического надзора, помимо комплексных проверок, предусмотренных планом Службы, совместно с территориальными управлениями были проведены проверки аэропортов, образовательных учреждений к 2011-2012 учебному году, а также субъектов электроэнергетики и предприятий ЖКХ по готовности их к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов. Организована работа по контролю за ходом строительства объектов электроэнергетики, предусмотренных инвестиционными программами, а также просек воздушных линий электропередач, выявлению и постановке на учет бесхозяйных ГТС. Обеспечен мониторинг прохождения генерирующими и сетевыми компаниями отопительного сезона.
Инспекторским составом территориальных органов по энергетическому блоку Ростехнадзора проведено более 150 тысяч проверок, по результатам которых выявлено около 950 тыс. нарушений обязательных требований норм и правил. Привлечены к административной ответственности более 63 тыс. юридических и должностных лиц. Сумма взысканных штрафов составила более 221 млн. рублей.
В 2011 г. Управление добилось положительной динамики в показателях контрольной и надзорной деятельности по отношению к 2010 году.
Вместе с тем, ряд территориальных управлений допустили снижение показателей. Прежде всего, это касается качества проводимых проверок.
При проведении проверок не выявляются случаи осуществления деятельности организаций без соответствующих лицензий и разрешений, что является грубым нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности, а это первый пункт основных условий получения паспорта готовности.
В этой связи следует усилить работу лицензионно-разрешительных подразделений, а также и юридических служб территориальных управлений с обязательным привлечением их к работе в комиссиях по проверке поднадзорных организаций.
При проверках теплоснабжающих и теплосетевых организаций зачастую основное внимание уделяется вопросам промышленной безопасности. Вместе с тем, не предъявляются требования в соответствии с правилами технической эксплуатации.
При проведении проверок по выполнению ранее выданных предписаний, контроль их исполнения осуществляется спустя 2-3 месяца после окончания предписанных сроков.
В ходе комплексных проверок с участием представителей нескольких территориальных органов наблюдались сложности в совместной работе инспекторского персонала. Привлечение сотрудников других управлений только способствует качеству проведения проверок, позволяет обмениваться опытом, посмотреть на поднадзорный объект другими глазами. Это касается и проверок готовности субъектов электроэнергетики и предприятий ЖКХ к прохождению осенне-зимнего периода. Для объективной оценки состояния всего оборудования, участвующего в прохождении ОЗП, следует также предусматривать участие в комиссиях инспекторского персонала по всем направлениям надзорной деятельности, не ограничиваясь энергетическим надзором.

Контроль за безопасностью в электро- и теплоснабжающих организациях при подготовке их к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов

Мероприятия проводились с 1 мая по 15 ноября 2011 года. За этот период обследовано 514 электростанций, более 2,8 тыс. отопительно-производственных котельных и почти 32 тыс. отопительных котельных, около 800 электросетевых организаций, более 2,8 тыс. теплосетевых организаций.
Было выявлено более 81 тысячи нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности 4633 физических и 1398 юридических лиц.
Территориальные органы Ростехнадзора приняли участие в работе комиссий по оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов, паспорта готовности получили 1082 организации электроэнергетики и 9774 организации жилищно-коммунального комплекса.
В период с марта по октябрь 2011 г. центральным аппаратом Управления государственного энергетического надзора были проведены плановые выездные проверки ряда крупных вертикально интегрированных компаний.
По их результатам выявлены многочисленные нарушения требований норм и правил в области электроэнергетики, а также промышленной безопасности при эксплуатации основного оборудования зданий и сооружений тепловых электростанций.
Проверка ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» выявила более 900 нарушений, из которых 356 - нарушения требований промышленной безопасности.
Более 3,5 тысяч нарушений выявлено в ОАО «ТГК–1», из них более тысячи - это нарушения требований промышленной безопасности.
В ходе проверки ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» выявлено более 2 тыс. нарушений, из которых 1277 - в сфере промышленной безопасности.
Большинство этих нарушений носят системный характер:
- техническое освидетельствование элект­ротехнического оборудования проводится без участия представителей Ростехнадзора и специализированных организаций;
- не проводится диагностика и экспертиза промышленной безопасности оборудования с целью продления срока его безопасной эксплуатации;
- не разрабатывается план локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
•- не осуществляется технический надзор за состоянием зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Надзор в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В 2011 году продолжалась работа по выявлению организаций, обязанных принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и провести энергетическое обследование в установленный срок.
По результатам проделанной работы выявлено 118 тысяч организаций, обязанных соблюдать требование о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также 133 тысячи организаций, обязанных провести энергетическое обследование в установленные сроки.
За 12 месяцев 2011 года территориальными органами было проверено почти 14 тысяч организаций, в ходе которых выявлено 486 организаций, нарушивших требование по принятию программ, при этом штрафным санкциям подверглось лишь 50 юридических и 17 физических лиц на общую сумму 3 млн. рублей.
В ходе проведения проверок осуществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами учета.
Территориальными органами было выявлено 2188 зданий, не оснащенных приборами учета энергетических ресурсов. Административное наказание в виде штрафа было наложено на 43 юридических и 59 физических лиц на общую сумму 4 млн. рублей.
Значительное внимание в 2011 г. уделялось оказанию методической помощи и контролю сроков и качества проведения мероприятий по проверке соответствия установленным требованиям безопасности наиболее социально значимым объектам. К их числу относятся перинатальные центры федерального значения.
Установлено взаимодействие с муниципальными органами власти по вопросам устранения выявленных нарушений с целью скорейшего ввода перинатальных центров в эксплуатацию.

Электрические сети

Для реализации полномочий по надзору за электрическими сетями Управлением совместно с территориальными органами в 2011 году проведены плановые проверки четырех ведущих региональных электросетевых организаций, в том числе ЗАО «Региональные электрические сети» (г. Новосибирск), ОАО «Сетевая компания» (г. Казань), ОАО «Иркутская электросетевая компания» (г. Иркутск), ООО «Башкирские распределительные электрические сети» (г. Уфа).
Привлечены к административной ответственности юридические лица - проверенные электросетевые организации, 248 должностных лиц.
Выявленные в ходе целевых проверок нарушения требований в области безопасной эксплуатации энергоустановок и энергосбережения на проверенных предприятиях свидетельствуют о существенных упущениях и недостаточной требовательности руководителей и специалистов электросетевых предприятий к работникам, исполняющим соответствующие обязанности, и недостаточном уровне контроля со стороны органов Ростехнадзора.
По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина организована работа по обеспечению контроля фактического выполнения инвестиционных программ ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК». В период с 18.04.2011 по 31.12.2011 года было проведено более 18,5 тысяч проверок (в порядке осуществления государственного энергетического и государственного строительного надзоров), в ходе которых выявлено более 135 тысяч нарушений требований законодательства Российской Федерации и нормативно-технических документов; применено около 9 тыс. мер административного воздействия к нарушителям, при этом сумма взысканных штрафов составила более 31 млн. руб.
Для повышения эффективности надзорных мероприятий по контролю реализации инвестиционных программ ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» организовано проведение:
- совместных совещаний и видеоконференций с участием представителей территориальных органов и филиалов компаний;
- аналитической работы с оценкой общей динамики получения исходно-разрешительной документации и устранения нарушений требований нормативных документов;
- обучения эксплуатационного персонала с привлечением представителей заводов-изготовителей электротехнического оборудования и фирм-производителей программного обеспечения систем контроля и мониторинга;
- анализа проекта инвестиционных программ организаций на 2012-2014 гг. По результатам анализа даны конкретные предложения по его корректировке, а также взяты под жесткий контроль сроки их реализации;
- внеочередных проверок знаний правил и норм технической эксплуатации и электробезопасности у работников подрядных организаций, выполняющих строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.
Также организованы:
- оценка качества применяемого электротехнического и технологического оборудования, устанавливаемого на объектах нового строительства;
- взаимодействие с муниципальными органами надзора в сфере архитектуры и градостроительства;
- внедрение практики запретов эксплуатации и отказов в выдаче разрешений на эксплуатацию электроустановок, монтажные работы по которым не завершены в срок или завершены с дефектами и недоделками, а также принятия мер административного воздействия к должностным лицам, допустившим случаи «отчетных пусков» энергообъектов;
- разработка предложений о принятии кадровых решений по укреплению руководящего состава ОАО «ЦИУС ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК».
С января 2012 года проверено выполнение инвестиционных программ 7 холдингов — ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «ДВЭУК», ОАО «РусГидро», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС».

Надзор и контроль за гидротехническими сооружениями

Ростехнадзором в 2011 г. рассмотрено и утверждено 312 деклараций безопасности ГТС (комплексов ГТС) и экспертных заключений на декларации безопасности ГТС.
Направлены в Росводресурсы информационные данные по 230 ГТС, оформлено и выдано 334 разрешения на эксплуатацию ГТС.
Проведено 4284 мероприятия по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС в поднадзорных организациях, что на 18,1% больше, чем в 2010 году.
В то же время выявлены и предписаны к устранению более 14 тыс. нарушений норм и правил безопасности ГТС, что на 17,4% превышает показатели 2010 года.
Основными нарушениями, допущенными собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями, является:
- отсутствие проектной и соответствующей рабочей документации - 2448 случаев (17,3%);
- наличие различных неисправностей, приводящих к снижению пропускной способности водосбросных и водоотводных сооружений (дренажа, колодцев, каналов, сифонов, тоннелей, канав, труб) - 1348 случаев (9,5%);
- отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке деклараций безопасности ГТС, критериев безопасности ГТС, инструкций и проектов мониторинга безопасности ГТС - 2124 случая (15%);
- несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации - 950 случаев (6,7%);
- отсутствие согласованного плана ликвидации аварий ГТС - 505 случаев (3,6%).
По результатам проведенных обследований (проверок) ГТС за допущенные нарушения норм и правил подвергнуто штрафным санкциям более полутора тысяч юридических и должностных лиц, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году. Общая сумма штрафов превысила 26 млн. рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2010 году. Проверено с участием инспекторов знаний требований правил и норм по безопасности гидротехнических сооружений около двух тысяч работников, из них оказались неподготовленными - 280 человек.
Аварий и аварийных ситуаций на ГТС за 2011 г. не зафиксировано.
Подводя итоги выполненной работы по выявлению и сокращению бесхозяйных ГТС за четыре квартала 2011 г., можно констатировать, что на начало 2012 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 2,4%, до 7514 сооружений.
В то же время все ГТС, в том числе и бесхозяйные, вне зависимости от уровня безопасности, являются объектами потенциальной опасности для населения и окружающей среды.
Поэтому передача бесхозяйного ГТС в собственность является только частью решения задачи по предотвращению аварий и предупреждению негативного воздействия от эксплуатации ГТС, поскольку основной задачей собственников ГТС, эксплуатирующих организаций и органов надзора, является обеспечение необходимых и достаточных мер, направленных на снижение степени вероятного риска возникновения аварий ГТС.
В реальности бесхозяйные ГТС передаются в собственность владельцам, не имеющим необходимой квалификационной подготовки, без соответствующей проектной и технической документации.
В сфере обеспечения безопасности ГТС Ростехнадзором в 2011 году была проделана большая работа по подготовке проекта федерального закона и пяти административных регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.
В целях регламентирования процедуры формирования соответствующих разделов и приложений декларации безопасности гидротехнических сооружений разработаны и утверждены приказом Ростехнадзора «Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методика их составления», которые вступят в действие 6 августа 2012 года.
В 2011 году внесены изменения в законодательство в области безопасности гидротехнических сооружений.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), объекты централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водозаборные, водоочистные и канализационные сооружения, не яв­ляются гидротехническими сооружениями.

Аварии и несчастные случаи

В 2011 г. на объектах электроэнергетики произошла 191 авария, расследование причин которых осуществляет Ростехнадзор, и 123 несчастных случая со смертельным исходом (за аналогичный период в 2010 г. произошло 180 аварий и 126 несчастных случаев со смертельным исходом).
Исходя из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев, руководителям предприятий, организаций, учреждений было предписано:
- изучение обстоятельств и причин несчастного случая и принятие мер по их недопущению;
- проведение внепланового инструктажа по охране труда и проверки знаний правил эксплуатации и межотраслевых правил по охране труда, внеочередной проверки знаний руководителей, главных инженеров и специалистов по охране труда и обучения персонала безопасным приемам работы.

Совершенствование нормативно-правовой базы Госэнергонадзора

Большая работа проведена Управлением государственного энергетического надзора по совершенствованию нормативно-правовой базы государственного энергетического надзора.
Разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном государственном энергетическом надзоре» (проходит согласование в ФОИВах).
Подготовлены и изданы:
- приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности»;
- приказ Ростехнадзора от 02.11.2011 № 624 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства»;
- приказ Ростехнадзора от 22.11.2012 № 653 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок».
Разрабатываются:
- проект Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
- приказ Ростехнадзора «Об утверждении порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства»;
- изменения в приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»;
- административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением собственниками зданий требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением юридическими лицами требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений;
- административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС;
- административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию ГТС;
- административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению декларации безопасности ГТС;
- административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности ГТС.
Первоочередные задачи, направленные на совершенствование государственного энергетического надзора
Для этого в 2012 году необходимо:
- При планировании проверок поднадзорных объектов энергетики предусматривать проведение только комплексных проверок по всем видам надзора.
- Осуществлять действенный контроль выполнения ранее выданных предписаний, срок исполнения которых истек, путем проведения внеплановых проверок в установленные сроки. Прекратить практику продления сроков выданных предписаний, без соответствующих обоснований.
- Обеспечить выполнение мероприятий, направленных на снижение травматизма в поднадзорных организациях (доводение писем Управления до территориальных подразделений и поднадзорных организаций).
- Повысить требовательность к инспекторскому составу, исполнительской дисциплине, квалификации, профессиональным знаниям (уделить особое внимание учебе в части энергоэффективности и энергосбережения).
- Обеспечить контроль при строительстве и реконструкции ВЛ, в местах, наиболее подверженных лесным и низовым пожарам, в части применения несгораемых типов опор.
- Проверки проводить в строгом соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
- Усилить контроль за объектами капитального строительства в энергетике, особое внимание обратить на объекты энергетики по программе развития города Сочи как горноклиматического курорта и подготовку объектов электроэнергетики к проведению саммита стран-участников Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС).
- Повысить эффективность использования прав, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части применения дисквалификации должностных лиц.
- Повысить качество расследования аварий на объектах энергетики, с обязательным включением в состав комиссий по расследованию причин аварий представителей заводов-изготовителей оборудования, проектных институтов, экспертных организаций, системного оператора.
- Провести анализ производственного травматизма по итогам 2011 года на объектах энергетики, в котором отразить мероприятия по снижению количества несчастных случаев со смертельным исходом на производстве и довести их до поднадзорных организаций.
- Активизировать работу в области энергосбережения и повышения энергетической эф­фективности.
- Обеспечить контроль за состоянием габаритов просек воздушных линий электропередачи. Организовать проведение проверок предприятий лесного хозяйства по выполнению ими требований нормативных и правовых актов в части выдачи разрешений электросетевым организациям на вырубку и содержание просек воздушных линий электропередачи.
- Активизировать работы с прокуратурой, судами, МЧС, судебными пристав
20.03.12
Вернуться назад