DataLife Engine / К законопроекту о госконтроле по-прежнему остается ряд концептуальных замечаний

К законопроекту о госконтроле по-прежнему остается ряд концептуальных замечаний

Практически в каждом номере нашего журнала мы освещали состояние дел по работе над законопроектом «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации». Решение этого вопроса шло «не шатко ни валко» из-за непримиримости сторон: бизнеса и экспертного сообщества — с одной стороны, и государства — с другой. Стороны «стояли на смерть» до тех пор, пока, как всегда, в дело не вмешался Президент В.В. Путин. Выступая 24 марта на съезде РСПП, который состоялся в рамках Недели российского бизнеса, Президент заявил, что законопроект нужно принять до конца весенней сессии 2016 года, тем более что, по словам Министра экономического развития Алексея Улюкаева, документ уже находился в высокой степени готовности.

Напомним, что Законопроект о госконтроле разрабатывается по поручению Президента РФ и должен обеспечить введение риск-ориентированного подхода в деятельность всех контрольно-надзорных органов, обеспечить унификацию способов, методов и форм реализации контрольных и надзорных мероприятий, а также внедрение показателей оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов. Документ должен быть внесен в Правительство до 1 июня текущего года. Ответственными за эту работу в Кабинете министров были назначены: Минэкономразвития, Минфин, Минюст и Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

1 апреля 2016 года Премьер-министр утвердил «Дорожную карту по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы. Мониторить этот вопрос поручено Открытому правительству.

В протокольном поручении подкомиссии Открытого правительства предусмотрено обобщение неучтенных предложений и замечаний к редакции законопроекта, которые поступали в адрес Открытого правительства на согласование. В соответствии с регламентом Правительства на основании состоявшегося обсуждения этот перечень был представлен в Министерство экономического развития, чтобы при официальном внесении пакета документов по законопроекту, в том числе, была подготовлена и представлена в Правительство позиция разработчика о причинах учета или неучета тех или иных замечаний.

В Министерстве экономического развития многие замечания, ранее высказанные экспертами, были учтены в законопроекте до его внесения в Кабинет министров. Промежуточного компромисса удалось достигнуть в ходе обсуждения в формате редакционной группы, которая была создана по поручению Михаила Абызова и последние 10 дней мая работала в ежедневном режиме.

В частности, удалось договориться об уточнении сферы регулирования законопроекта и исключении из нее контроля органов парламентского контроля и правосудия, о сокращении времени проведения проверки с 60 до 20 рабочих дней, уточнении вопросов, связанных с порядком проведения плановых и внеплановых проверок. Кроме того, решено убрать ряд избыточных понятий из понятийной базы. Был также сделан целый ряд правок в части синхронизации законопроекта с 294–ФЗ.

Остались нерешенными вопросы, касающиеся форм контрольных мероприятий, оценки эффективности и результативности проверок, а также сбора информации и ведения реестров.

В преддверии внесения законопроекта в Правительство, 30 мая 2016 года прошло очередное заседание Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.

В ходе заседания представители экспертного сообщества отметили, что значительная часть замечаний предпринимательского сообщества в законопроекте уже учтена. Тем не менее, документ, по их мнению, еще нуждается в доработке. Больше всего, по их мнению, разногласия касаются форм и методов контроля. В законопроекте необходимо уточнить порядок проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с субъектом, а также понятие контрольной закупки. Выступают эксперты и за закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. По их мнению, в единый государственный реестр должны включаться все формы госконтроля, а не только проверки. Беспокойство у делового сообщества вызывает и введение такого основания для проведения проверок, как наблюдение, а также недостаточную увязку законопроекта о госконтроле с проектом закона о саморегулируемых организациях (СРО), который также разрабатывает Минэкономразвития.

По мнению экспертов сейчас нет полного баланса между новым проектом закона о СРО и законопроектом о государственном и муниципальном контроле. При дальнейшем обсуждении надо посмотреть, что делать с полномочиями, которые уже переданы на уровень СРО, а что с теми, которые только будут передаваться».

Замечания к законопроекту также есть у Генпрокуратуры, Минюста и Минфина. Участники заседания также рассмотрели ход реализации «дорожной карты» совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы, которая была утверждена Правительством 1 апреля. В рамках «дорожной карты» Правительство РФ утвердило основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и план-график реализации соответствующего пилотного проекта. Эти документы были разработаны Мин­экономразвития также при участии Экспертного совета при Правительстве. Модель оценки ранее прошла обсуждение на Правительственной подкомиссии, по поручению Министра Открытого правительства Михаила Абызова, и была апробирована в ходе экспертных семинаров с участием пилотных ведомств.

При оценке эффективности и результативности предлагается учитывать то, насколько удалось снизить общественно опасные последствия за счет устранения выявленных нарушений, и какой объем материальных, трудовых и финансовых ресурсов был при этом задействован. Кроме того, в документе предусмотрены индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольно-надзорной деятельности. Внедрять систему планируется в 3 этапа.

В 2016 году планируется апробировать базовую модель на примере отдельных видов контрольно-надзорной деятельности. Перечень этих видов контроля и надзора и соответствующих госорганов, которые примут участие в «пилоте», определит подкомиссия. На ее заседании также должен быть рассмотрен перечень показателей результативности и эффективности, которые контрольно-надзорные органы сформируют в ходе апробации.

Второй и третий этапы (2017 и 2018 гг.) предполагают масштабирование базовой модели на все виды и уровни контрольно-надзорной деятельности и ее нормативно-правовое закрепление.

В рамках реализации плана-графика в Минэкономразвития уже идет работа с теми органами, которые были определены для первоочередного внедрения системы, до 1 июня они должны были представить предложения по соответствующим показателям. На июнь 2016 г. в министерстве запланировано проведение очередного семинара, в ходе которого будут обсуждаться и рассматриваться предложенные ведомствами конкретные наборы показателей и насколько они определяют конечное состояние контрольно-надзорной сферы.

На заседании подкомиссии также обсуждались предложения по устранению избыточных и дублирующих контрольно-надзорных функций. По данному вопросу Минэкономразвития запросило предложения у деловых объединений, федеральных ведомств и Минюста. Получено 56 позиций, наиболее серьезные предложения направили РСПП и ТПП, а также Ростехнадзор, МЧС, Роскомнадзор и ФАС.

По мнению Михаила Абызова, в первую очередь необходимо определить принципы, критерии и правила отнесения контрольно-надзорных функций к избыточным и дублирующим, поскольку зачастую проверяющие и проверяемые понимают это по-разному. Затем нужно будет разработать план устранения этих функций.

На необходимость проведения ревизии нормативной базы в области контроля и надзора обратил внимание и Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе встречи с бизнес-сообществом в Волгограде 31 мая. По его мнению, контрольно-надзорных органов в России чрезмерно много, а объем нормативного регулирования таков, что «дышать бизнесу трудно».
15.06.16
Вернуться назад