DataLife Engine / Лифты: чьих вы будете?

Лифты: чьих вы будете?

Лифт — разновидность грузоподъемной машины, предназначенной для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жестким направляющим.

Сегодня лифт — неотъемлемый атрибут жизни современного горожанина. Все это время он напоминал о себе лишь во время очередной поломки. При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости), возможность несчастного случая практически исключена.

Одним из важнейших средств обеспечения безопасной эксплуатации лифтов является их диспетчерский контроль и используемые для этого диспетчерские системы. Они обеспечивают дистанционный контроль исправности и доступа к лифтовому оборудованию, а также переговорную громкоговорящую связь диспетчера с кабиной и машинным помещением лифта. Применение таких систем позволяет также сократить затраты на обслуживающий персонал — электромехаников.

Сегодня средний проектный срок службы лифта в России составляет 25 лет. По достижении этого возраста ходовой части и системам безопасности требуется пройти диагностику со стороны отдела технического контроля. По результатам диагностики высчитывается срок дальнейшей эксплуатации (обычно 3 года, в зависимости от износа основных узлов). Один раз в 12 месяцев проводится техническое освидетельствование лифта. В соответствии с «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» проводятся капитальные ремонты, а также ежемесячные осмотры. Эксплуатация устаревшей ходовой части противоречит нормам эксплуатации и правилам техники безопасности. Использование лифта в данном случае является небезопасным для пассажиров. Однако в настоящее время многие товарищества многоквартирных домов, управляющие компании, а также собственники административных зданий игнорируют данные правила техники безопасности, подвергая большому риску жизни жильцов многоэтажных домов.

До 2013 года в России действовал Технический регламент «О безопасности лифтов». С 15 февраля 2013 года данный Технический регламент Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2012 года № 1175 признан утратившим силу. Приказом Ростехнадзора от 14 января 2013 года № 5 с 15 февраля 2013 года «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ) признаны не подлежащими применению. В настоящее время в России безопасность лифтов регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Указанный Технический регламент устанавливает минимальные требования к обеспечению безопасности лифтов, которые раскрываются в принимаемых на его основе международных стандартах. По мнению экспертов, добровольный характер применения указанных стандартов является главной угрозой безопасности лифтов в современных условиях.

Вступление в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в 2013 году, надзор за соблюдением установленных в нем требований согласно постановлению Правительства РФ, был возложен на Ростехнадзор (в отношении лифтов на стадии эксплуатации), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (в отношении лифтов, выпускаемых в обращение и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления, а также монтажа (за исключением монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора), а также на федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Справочно:

В связи с произошедшими в последнее время трагическими событиями, повлекшими гибель людей в результате взрывов бытового газа и неисправной работы лифтового оборудования в жилых домах, Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов Российской Федерации с привлечением специалистов Ростехнадзора, а также региональных жилищных инспекций, провести проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования.

Особое внимание прокуроры уделят деятельности управляющих и эксплуатирующих организаций, осуществляющих техническое обслуживание лифтов, полноте и своевременности мер, принимаемых ими в связи с обращениями жителей дома о неисправности лифтового оборудования.

В ходе проверок будет выявлена законность действий должностных лиц Ростехнадзора и региональных жилищных инспекций при реализации ими контрольно-надзорных функций в данной сфере.

В ходе данных мероприятий прокурорами и специалистами Ростехнадзора исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности лифтового оборудования в многоквартирных домах уже выявлено:

- В Нижнем Новгороде — 100 нарушений.

- В Курской области — 63 нарушения, в целях устранения которых внесено 30 представлений, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях. О недопустимости нарушений законодательства вынесено предостережение двум должностным лицам.

В Казани выявлено 22 нарушения требований безопасности при эксплуатации лифтов, в том числе неисправность автоматического выключателя в станции управления лифтом, коррозия тяговых канатов, обрыв пряди тяговых канатов.

В Коми выявлено 225 нарушений Закона. В целях их устранения в организации, эксплуатирующие лифтовое оборудование, внесено 40 представлений, в суд направлено 3 исковых заявления, возбуждено 20 дел об административных правонарушениях.

В Калининградской области выявлено 143 нарушения Закона, для устранения которых внесено 46 представлений и возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.


По мнению экспертов, размывание надзорных функций между несколькими органами при отсутствии требований, конкретно определяющих разграничение их полномочий и порядок взаимодействия, либерализация требований законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов повлекли изменение формы надзорной деятельности и сокращение численности инспекторского состава. Это повлекло за собой снижение уровня безопасности, что подтверждается фактами аварий в лифтах и трагическими несчастными случаями при их использовании. Поэтому не удивительно, что в последние два года лифт из незаменяемого и безобидного помощника превращается в жестокого монстра, не щадящего ни старых, ни малых.

Практика применения требований технического регламента Таможенного союза в Российской Федерации показала наличие правового вакуума нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасной эксплуатации лифтов: отсутствие требований к квалификации персонала, порядка учета лифтов, проведения планово-восстановительных ремонтов, организации диспетчерского контроля и т.д. Не реализован ряд пунктов технического регламента Таможенного союза, предусматривающих установление национальным законодательством государства — члена Таможенного союза — порядка ввода лифтов в эксплуатацию, а также требований безопасности к утилизации лифтов.

При этом в настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению безопасности на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, кроме эскалаторов в метрополитенах), входящих в систему инженерно-технического обеспечения зданий, в том числе конкретные требования к специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, квалификации их работников и специалистов. Изменения законодательства в области промышленной безопасности, с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов и вступление в силу требований технического регламента Таможенного союза, без конкретизации порядка их применения в нормативном правовом акте (в отличие от республик Беларусь и Казахстан, где указанные объекты сохранены как опасные производственные), привели в Российской Федерации к утрате требования по ведению учета лифтов, а также заменой требований о проведении технических освидетельствований и экспертиз промышленной безопасности лифтов лицензированными экспертными организациями на проведение оценки соответствия лифта аккредитованными организациями.

При этом у Ростехнадзора сегодня отсутствуют полномочия по надзору и проведению проверок организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации. Это позволяет недобросовестным и непрофессиональным организациям выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства некачественно, без надлежащего обеспечения уровня безопасности, создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В рамках осуществляемых полномочий по настоящее время Ростехнадзором проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» при эксплуатации лифтов, а также выполняются работы, направленные на устранение упомянутого правового пробела в нормативном правовом регулировании. Ростехнадзором разработаны: проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации», проект Постановления Правительства «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов» и проект «Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов».

Вопросы состояния парка лифтового оборудования в Российской Федерации, проблемы и пути их решения неоднократно поднимались Ростехнадзором. Этой же теме было посвящено в феврале 2016 года заседание Общественного совета при Федеральной службе по экологичес­кому, технологическому и атомному надзору.

По результатам обсуждения данного вопроса члены Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору решили продолжить работу по совершенствованию государственного надзора за соблюдением существующих требований и устранению пробелов в нормативном правовом регулировании в части безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов в целях усиления надзора за качеством обслуживания и ремонта лифтов, а также снижения риска возникновения в дальнейшем трагических случаев, вызываемых нарушениями в их работе.

Общественный совет при Ростехнадзоре совместно с профессиональными организациями (союзами) и заинтересованной общественностью предложил обратиться в адрес Правительства Российской Федерации с предложениями по рассмотрению следующих вопросов:

- о необходимости внесения изменений в постановление Правительства РФ, предусматривающее наделение Ростехнадзора полномочиями по надзору за ТР ТС 011/2011 на стадиях проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации, в том числе предусматривающими право проведения проверок организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации с применением к ним мер административного воздействия;

- о необходимости проработки комплекса мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов, в том числе в части действенного взаимодействия между государственными органами власти;

- об увеличении численности инспекторского состава Ростехнадзора для обеспечения качест­венного осуществления надзора за безопасностью лифтового хозяйства Российской Федерации.

Справочно:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 Ростехнадзор осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности лифтов и устройств безопасности лифтов исключительно на стадии их эксплуатации и с учетом ограничений по основаниям и периодичности проведения проверок, установленных законодательством.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 23 августа 2014 г. № 848 на Ростехнадзор также возложены функции по проведению расследований аварий на лифтах.

В результате оптимизации контрольно-надзорных функций Ростехнадзора и с учетом принятых технических регламентов с 15 марта 2013 года лифты (наряду с подъемными платформами для инвалидов и эскалаторами, кроме эскалаторов в метрополитенах) исключены из категории опасных производственных объектов. Это сделало невозможным применение к ним норм законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в частности, ранее действовавших правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

В настоящее время обязательные требования к лифтам и приборам безопасности лифтов установлены Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», который вступил в силу 15 февраля 2013 года.

В целях надлежащего урегулирования вопросов обеспечения безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов Ростехнадзором по результатам длительного обсуждения с органами власти и организациями, а также с учетом проведенного анализа правоприменительной практики и результатов контрольно-надзорной деятельности подготовлены предложения по внесению в законодательство Российской Федерации дополнений, предусматривающих возможность установления обязательных требований к обеспечению безопасной эксплуатации указанных объектов (не связанных с требованиями к процессам их изготовления).

В настоящее время Ростехнадзором проводятся плановые (выездные и документарные) и внеплановые (выездные и документарные) проверки соблюдения требований Технического регламента. Плановые проверки в соответствии с действующим законодательством проводятся не чаще одного раза в 3 года.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена после согласования (извещения) с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

После вывода лифтов из категории опасных производственных объектов и отмены Технического регламента РФ «О безопасности лифтов» перестал проводиться учет технических устройств (лифтов) и, как следствие, организаций, их эксплуатирующих. В целях недопущения потери сведений, содержащихся в государственном реестре опасных производственных объектов, а также информации по учету технических устройств в рамках Технического регламента РФ, Ростехнадзором в течение 2012-2013 гг. проводилась большая работа по архивации указанных сведений, которая и является на текущий момент единственным достоверным, но устаревшим источником информации для планирования проверок, анализа и отчетности (нет сведений по владельцу лифта — нет возможности спланировать плановую проверку, отказ по внеплановой проверке).

За 12 месяцев 2014 года территориальными органами Рос­технадзора (отчетная форма) проведено всего проверок юр. лиц — владельцев лифтов — 10058, из них:

- плановых проверок — 6568 и внеплановых проверок — 3490;

- документарных проверок — 96 и выездных проверок — 9962.

Выявлено правонарушений — 51011.

Общее количество юр. лиц, в ходе проведения проверок, в отношении которых выявлены правонарушения, — 5262.

Число обследованных при проверках технических устройств (лифтов) — 35688.

За 12 месяцев 2015 года территориальными органами Рос­технадзора (отчетная форма) проведено всего проверок юр. лиц — владельцев лифтов — 10697, из них:

- плановых проверок — 6713 и внеплановых проверок — 3984;

-документарных — 206 проверок и выездных — 10491 проверок.

Выявлено правонарушений — 48437.

Общее количество юр. лиц, в ходе проведения проверок, в отношении которых выявлены правонарушения, — 5536.

Число обследованных при проверках технических устройств (лифтов) — 39272.
18.03.16
Вернуться назад