DataLife Engine / «Правая рука не знает, что делает левая...»

«Правая рука не знает, что делает левая...»

По итогам состоявшейся 1 июля 2015 года встречи главы Кабинета министров с Экспертным советом, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, совместно с заинтересованными ведомствами создать рабочую группу с участием членов Экспертного совета при Правительстве для подготовки предложений по структуре, направлениям, ресурсному обеспечению и плану подготовки Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года (Стратегия-2030).

В 2015 году на различных площадках министерствами и ведомствами активно обсуждались принципы построения — Стратегии-2030, однако дальше обсуждений дело не пошло.

Начало 2016 года в связи с резким обострением экономической ситуации поставило в очередной раз перед государством, экспертным сообществом и бизнесом очередные вызовы, в том числе и вопросы: «как жить дальше? и что делать?», что повлекло необходимо срочно скоординировать свою деятельность на форсирование разработки прогноза развития России.

Справочно:

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе и содержит обоснование внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Стратегия разрабатывается в соответствии с законом о стратегическом планировании и в свою очередь является основой для последующих отраслевых стратегий, т.е. в том числе и энергетической стратегии до 2035 года (Энергостратегии-2035), которая разрабатывалась с 2014 года, и в 2015 году туда вносились коррективы. Энергостратегия рассматривалась и обсуждалась на различных уровнях. В соответствии с пунктом 2 Поручения Правительства РФ от 18 марта 2015 года № ДМ-П9-24пр Минэнерго России 1 октября 2015 года внесло в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения об утверждении проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года (письмо АН-11098/02 от 30.09.2015).


Квинтэссенцией решения вопроса стал Красноярский экономический форум — «Россия. Стратегия-2030» (КЭФ-2016), на котором активно прошло обсуждение данного документа — определяющего развитие страны на ближайшие 15 лет.

Экономический форум 2016 года не случайно был вынесен на региональную площадку. В его работе приняли участие 6,5 тыс. участников, представители из 28 государств и 61 российского региона. В дни работы КЭФ-2016 более 100 предприятий представили свою продукцию и услуги на стендовых площадках, заключено 37 соглашений и договоров, треть из которых с Красноярским краем.

По мнению экспертов, Красноярский экономиический форум подтвердил свой статус одной из лучших площадок для диалога власти, бизнеса и общественности.

Министр открытого правительства Михаил Абызов, комментируя итоги Форума, отметил, что экспертное сообщество (научные коллективы ведущих экспертных центров) активно включились в работу по подготовке Стратегии-2030, но, в работу помимо участия экспертного сообщества, необходимо и глубокое вовлечение политических и бюрократических элит.

Экспертный совет при Правительстве предложил сформировать новую Стратегию, состоящую из трех модулей:

Первый — визионерский. Его задача сформировать образ и целевое состояние основных государственных, экономических и общественных институтов в горизонте 2030 года.

Сюда же входят задачи по формированию эффективной структуры экономики и привлекательной конкурентоспособной среды для развития человеческого капитала. Плюс задачи по обеспечению высокого уровня общественной безопасности, как безопасности личности, так безопасности общества и государства в целом.

Второй модуль — операционный — это детальный план действий по решению тактических задач с разбивкой по годам: 2014-2018 и 2024-2030, включающий план работы Правительства и других государственных институтов по реализации целевых установок Стратегии. Это создало бы основу формирования Основных направлений деятельности Правительства с четкой их ориентацией на долгосрочные цели.

Третий модуль должен включать в себя своеобразную приборную панель целевых индикаторов и показателей эффективности, которые бы соответствовали основным установкам и целеполаганию на период до 2030 года. Это векторы развития по основным отраслям. Такая приборная панель дает возможность для своевременного мониторинга и сверки принимаемых решений и достигаемых результатов на соответствие выбранному вектору.

Так как Стратегия разрабатывается в соответствии с Законом о стратегическом планировании и является основой для последующих отраслевых стратегий

(в числе и энергетической стратегии), то первый вопрос, на который надо ответить: можно ли создать долгосрочную стратегию развития страны на период

15 лет, ориентируясь только на решение задач исполнительной власти? Экспертное сообщество утверждает, что нет, поэтому речь должна идти не о формировании Стратегии для правительства, а о формировании стратегии для государства, включая все его институты.

Но это потребует совсем другого масштаба работы. Необходимо понимать уровень развития гражданского общества в этот период, «архитектуру политических институтов», состояние судебной и правоохранительной системы, обеспечить их совместимость и гармоничное развитие как с точки зрения формата единых целей и задач, идеологии, так и с точки зрения ресурсного обеспечения за счет средств государства.

В условиях непростой экономической ситуации в настоящее время существуют ресурсные развилки. Например, стоит ли при формировании Стратегии опираться исключительно на ресурсы бюджетной системы или надо говорить о глобальных ресурсах государства, включая привлечение частного капитала?

«Обсуждая эти вопросы, оппоненты зачастую имеют сегодня достаточно узкое представление: есть федеральный бюджет, и на его основе надо реформировать государственные институты и развивать промышленность. Но тогда Стратегия будет строиться исключительно за счет государства. А она должна строиться в первую очередь за счет потенциала человеческого капитала и второе — использования частной инициативы и частного капитала. Тогда это будет, действительно, целостная стратегия развития, которая будет учитывать интересы государства, бизнеса и каждого человека.

Для дальнейшего работы над Стратегией необходимо, чтобы эксперты, бизнес совместно с Правительством нашли ответы на дискуссионные, проблемные вопросы. Времени для разработки Стратегии осталось немного, поэтому сейчас необходимо утвердить «архитектуру» Стратегии-2030 и ее основные составляющие части. И перейти к обсуждению вопросов отраслевого планирования».
___________________________________________________


По мнению экспертов, официальный документ «Стратегия-2030» может появиться в конце 2016 — начале 2017 года, а «Энергостратегия-2035» — только в конце 2017 — начале 2018 года, но, как известно, выделенные средства на ее разработку уже потрачены, а это ведет к нецелевому использованию бюджетных средств, и, следовательно, к увеличению налоговых платежей.

Р.S. Хочется узнать, когда же в России изменится ситуация, при которой «правая рука не знает, что делает левая»?
18.03.16
Вернуться назад