О деятельности рабочей группы по мониторингу подготовки и прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2013-2014 годов. В.В.Кухарцев
О деятельности рабочей группы по мониторингу подготовки и прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2013/2014 годов.
В.В.Кухарцев, начальник отдела Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики России.
Вопросы подготовки субъектов электроэнергетики и ЖКХ к осенне-зимнему периоду всегда находятся на особом контроле Правительства РФ.
При подготовке к прохождению прошлого (2012/2013 годов) осенне-зимнего периода был выполнен ряд мероприятий, в том числе в соответствии с Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденным решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб) от 06.07.2012 № 10, комиссиями Минэнерго с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, администраций субъектов Российской Федерации и ОАО «СО ЕЭС» проверено 72 субъекта электроэнергетики.
По итогам работы комиссий паспорта готовности были выданы : 63 субъектам электроэнергетики – без замечаний, 5-ти субъектам (ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» (Западно-Сибирская ТЭЦ), ОАО «ОГК-2», ОАО «Энел (ОГК-5)», ЗАО «Витимэнерго»)- по специальному решению комиссии, 4-м субъектам ( ОАО «Курганская генерирующая компания», ОАО «Башкирская генерирующая компания», ОАО «РусГидро», ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС») - с особым мнением Ростехнадзора.
Прошедшая зима отметилась на территории России целым рядом климатических рекордов. Самый холодный за 75 лет декабрь: ледяные дожди, аномальные морозы и снегопады проверяли генерирующие предприятия, тепловые и электрические сети на прочность. В трех из семи ОЭС России в прошедшем ОЗП были превышены исторические максимумы потребления мощности. Новый рекорд потребления мощности в ЕЭС России был установлен 21 декабря 2012 г., который составил 157,5 ГВт, что на 2 % превышает предыдущий максимум.
Тем не менее, энергосистема России прошла период максимума нагрузок в штатном режиме, была обеспечена надежная работа оборудования электростанций, электрических и тепловых сетей. Выработка электроэнергии сохранилась на уровне прошлого периода и составила 570,5 млрд. кВт*час, сохранялся и необходимый резерв генерирующей мощности.
За прошедший период аварийность на электростанциях увеличилась в 3-х федеральных округах из 8.
Значительное увеличение аварийности произошло на электростанциях:
- Южного Федерального округа, связанное с большим количеством аварийных отключений генерирующего оборудования на Адлерской ТЭС, введенной в эксплуатацию в конце 2012 года (162 аварии). Основная причина аварийных отключений – засорение фильтров природного газа.
- Северо-Западного Федерального округа из-за роста аварийности на электростанциях ОАО «ТГК-1»: Центральной ТЭЦ (неправильные действия персонала, повреждение турбинного оборудования), Правобережной ТЭЦ-5 (неправильные действия персонала, повреждение вспомогательного тепломеханического оборудования) и Каскаде Воуксинских ГЭС (неправильная работа РЗА, технологических защит и автоматики).
- Сибирского Федерального округа, обусловленого ростом аварийности на Красноярской ГРЭС-2 (ОАО «ОГК-2») из-за повреждения котельного оборудования, а также на Харанорской ГРЭС (ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация»), где увеличение аварийных отключений связано с вводом в эксплуатацию нового энергоблока в ноябре 2012 года.
По объектам электросетевого хозяйства аварийность возросла в 5 федеральных округах из 8.
Значительное увеличение аварийности отмечалось в электрических сетях:
- Уральского Федерального округа, которое обусловлено ростом аварийности в ОАО «Тюменьэнерго», а также МЭС Урала (ОАО «ФСК ЕЭС).
- Сибирского Федерального округа из-за роста аварийности в ОАО «МРСК Сибири».
Увеличение аварийности в Уральском и Сибирском федеральных округах в основном обусловлено аварийными отключениями ЛЭП при неблагоприятных погодных условиях в феврале 2013 года.
Основные причины аварийных отключений ЛЭП:
- неудовлетворительное техническое состояние ВЛ;
- обрыв провода или грозозащитных тросов;
- перекрытие гирлянд изоляторов;
- падение деревьев на провода при несанкционированных вырубках сторонними лицами, а также во время расчистки или расширения трасс ВЛ.
29 апреля 2013 года Приказом Минэнерго России № 223 был утвержден План первоочередных мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов, который включал:
- разработку топливно-энергетического баланса на период ОЗП;
- накопление запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами, контроль их выполнения;
- заключение договоров на поставку топлива на IV квартале 2013 года и I квартале 2014 года, и долгосрочных договоров на поставку резервных видов топлива;
- мониторинг выполнения ремонтных программ;
- мониторинг выполнения работ по расчистке трасс и просек линий электропередачи, вырубке деревьев;
- разработку и утверждение графиков аварийных отключений;
- проведение противоаварийных тренировок и учений по отработке действий и взаимодействия при ликвидации ЧС в условиях низких температур наружного воздуха;
- создание комиссий по проверке к ОЗП и проверка готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП.
Выполнение всех этих мероприятий находится на контроле министерства.
Приказом Минэнерго России от 13 августа 2013 г. № 431 был утвержден перечень регионов с высокими рисками (РВР) нарушения электроснабжения в осенне-зимний период 2013/14 года, а также перечень мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в этих регионах
В перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения в ОЗП отнесены следующие энергосистемы:
• Кубанская (Юго-Западный энергорайон);
• Дагестанская;
• Приморская;
• Иркутская (Бодайбинский и Мамско-Чуйский энергорайоны);
• Якутская (Центральный энергорайон).
Выполнение мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в вышеуказанных регионах находится в Минэнерго России на особом контроле.
Реализация намеченных мероприятий по увеличению надежности электроснабжения потребителей в соответствии с приказом Минэнерго России от 03 сентября 2012 года № 415 позволило исключить следующие энергорайоны из перечня РВР на ОЗП 2013/14 года:
- Северный, Ноябрьский и Когалымский энергорайоны Тюменской энергосистемы;
- Сахалинскую энергосистему;
- Сочинский энергорайон Кубанской энергосистемы.
Что касается Приморской энергосистемы, то здесь исполнителем - ОАО «ДВЭУК» - не завершены два проекта, оба со сроком исполнения 3-й квартал 2012 года:
- ввод в работу мини-ТЭЦ «Центральная» 33 МВт;
- ввод в работу мини-ТЭЦ «Океанариум» 13,2 МВт на о. Русский.
Данные мероприятия включены в приказ 2013 года со сроками исполнения до начала ОЗП 2013 – 2014 годов.
В текущем году комиссиями Минэнерго России проводятся проверки готовности 79 субъектов электроэнергетики по следующему графику:
- не позднее 1 сентября года Минэнерго формирует комиссии по проверке готовности субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, установленным пунктом 4 Положения;
- в период с 1 октября по 15 ноября проводит проверку готовности субъектов электроэнергетики;
- не позднее 25 ноября представляет отчет о проведенных проверках в Правительство Российской Федерации.
Синхронизация проверок готовности к ОЗП субъектов электроэнергетики
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- не позднее 1 сентября текущего года формирует комиссии по проверке готовности субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, установленным пунктом 5 Положения;
- в период с 1 октября по 1 ноября проводит проверку готовности субъектов электроэнергетики.
Синхронизация проверок готовности к отопительному периоду в сфере теплоснабжения и электроэнергетики
Утвержденные приказом Минэнерго № 103 от 12 марта 2013 года правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду при проведении проверок уполномоченными органами. Проверяется готовность к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем уполномоченного органа (или его заместителем). Сроки зависят от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Комиссии в своей работе руководствуются Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП, утвержденным решением федерального штаба 06.07.2012.
Под особый контроль при проверке готовности взято:
• выполнение ремонтных программ;
• исполнение инвестиционных программ;
• накопление запасов топлива и наличие заключенных договоров на поставку топлива;
• выполнение программ по расширению просек и т.д.;
• наличие аварийного запаса оборудования и материалов, а также готовность аварийных бригад к проведению аварийно-восстановительных работ.
Как и при работе комиссий в прошлом году будут проводиться противоаварийные тренировки.
Министерством энергетики проводится большая работа по организации подготовки к прохождению ОЗП в федеральных округах. С июля по сентябрь 2013 года были проведены совещания по Сибирскому ФО, Дальневосточному ФО, Северо-Западному ФО, Центральному ФО, Северо-Кавказскому ФО, Приволжскому ФО, Южному ФО, Уральскому ФО, в которых принимали участие представители всех крупных субъектов электро- и теплоэнергетики, органов государственной власти и местного самоуправления.
В ходе совещаний поднимались и вопросы аварийности (в том числе их причины и возможные мероприятия по устранению), хода ремонтной кампании, выполнения организациями нормативов по запасам топлива, задолженности за поставку энергоресурсов, как по электроэнергии, так и по теплу, системные проблемы энергетики в федеральном округе.
Что касается выполнения графиков проведения ремонтных работ, то по ним имеются отклонения, основными причинами которых являются:
- изменение сроков проведения ремонтов в связи с отсутствием запчастей;
- изменение продолжительности ремонтов из-за увеличения объема работ;
- исключение (изменение срока) ремонта в связи с неплановым аварийным ремонтом смежного (другого) оборудования.
Также под контролем Министерства находится выполнение расчетных нормативов по запасам топлива. По данному вопросу регулярно проводятся селекторные совещания.
Основными задачами на завершающий период к подготовке к ОЗП 2013/2014 годы являются:
- Энергокомпаниям обеспечить безусловное поддержание запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами, а также обеспечить 100% выполнение ремонтных программ в соответствии с утвержденными графиками ремонтов.
- Руководителям субъектов РФ до 1 ноября провести проверку готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду в соответствии с Положением по проверке готовности.
- Минэнерго России завершить работу комиссий по проверке готовности энергокомпаний к отопительному сезону до 15 ноября и направить соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.
Все указанные мероприятия направлены на обеспечение согласованных действий органов государственной власти и субъектов электроэнергетики в целях обеспечения надежного и безопасного энергоснабжения в период подготовки к прохождению ОЗП 2013-2014 годов.
В.В.Кухарцев, начальник отдела Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики России.
Вопросы подготовки субъектов электроэнергетики и ЖКХ к осенне-зимнему периоду всегда находятся на особом контроле Правительства РФ.
При подготовке к прохождению прошлого (2012/2013 годов) осенне-зимнего периода был выполнен ряд мероприятий, в том числе в соответствии с Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденным решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб) от 06.07.2012 № 10, комиссиями Минэнерго с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, администраций субъектов Российской Федерации и ОАО «СО ЕЭС» проверено 72 субъекта электроэнергетики.
По итогам работы комиссий паспорта готовности были выданы : 63 субъектам электроэнергетики – без замечаний, 5-ти субъектам (ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» (Западно-Сибирская ТЭЦ), ОАО «ОГК-2», ОАО «Энел (ОГК-5)», ЗАО «Витимэнерго»)- по специальному решению комиссии, 4-м субъектам ( ОАО «Курганская генерирующая компания», ОАО «Башкирская генерирующая компания», ОАО «РусГидро», ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС») - с особым мнением Ростехнадзора.
Прошедшая зима отметилась на территории России целым рядом климатических рекордов. Самый холодный за 75 лет декабрь: ледяные дожди, аномальные морозы и снегопады проверяли генерирующие предприятия, тепловые и электрические сети на прочность. В трех из семи ОЭС России в прошедшем ОЗП были превышены исторические максимумы потребления мощности. Новый рекорд потребления мощности в ЕЭС России был установлен 21 декабря 2012 г., который составил 157,5 ГВт, что на 2 % превышает предыдущий максимум.
Тем не менее, энергосистема России прошла период максимума нагрузок в штатном режиме, была обеспечена надежная работа оборудования электростанций, электрических и тепловых сетей. Выработка электроэнергии сохранилась на уровне прошлого периода и составила 570,5 млрд. кВт*час, сохранялся и необходимый резерв генерирующей мощности.
За прошедший период аварийность на электростанциях увеличилась в 3-х федеральных округах из 8.
Значительное увеличение аварийности произошло на электростанциях:
- Южного Федерального округа, связанное с большим количеством аварийных отключений генерирующего оборудования на Адлерской ТЭС, введенной в эксплуатацию в конце 2012 года (162 аварии). Основная причина аварийных отключений – засорение фильтров природного газа.
- Северо-Западного Федерального округа из-за роста аварийности на электростанциях ОАО «ТГК-1»: Центральной ТЭЦ (неправильные действия персонала, повреждение турбинного оборудования), Правобережной ТЭЦ-5 (неправильные действия персонала, повреждение вспомогательного тепломеханического оборудования) и Каскаде Воуксинских ГЭС (неправильная работа РЗА, технологических защит и автоматики).
- Сибирского Федерального округа, обусловленого ростом аварийности на Красноярской ГРЭС-2 (ОАО «ОГК-2») из-за повреждения котельного оборудования, а также на Харанорской ГРЭС (ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация»), где увеличение аварийных отключений связано с вводом в эксплуатацию нового энергоблока в ноябре 2012 года.
По объектам электросетевого хозяйства аварийность возросла в 5 федеральных округах из 8.
Значительное увеличение аварийности отмечалось в электрических сетях:
- Уральского Федерального округа, которое обусловлено ростом аварийности в ОАО «Тюменьэнерго», а также МЭС Урала (ОАО «ФСК ЕЭС).
- Сибирского Федерального округа из-за роста аварийности в ОАО «МРСК Сибири».
Увеличение аварийности в Уральском и Сибирском федеральных округах в основном обусловлено аварийными отключениями ЛЭП при неблагоприятных погодных условиях в феврале 2013 года.
Основные причины аварийных отключений ЛЭП:
- неудовлетворительное техническое состояние ВЛ;
- обрыв провода или грозозащитных тросов;
- перекрытие гирлянд изоляторов;
- падение деревьев на провода при несанкционированных вырубках сторонними лицами, а также во время расчистки или расширения трасс ВЛ.
29 апреля 2013 года Приказом Минэнерго России № 223 был утвержден План первоочередных мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов, который включал:
- разработку топливно-энергетического баланса на период ОЗП;
- накопление запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами, контроль их выполнения;
- заключение договоров на поставку топлива на IV квартале 2013 года и I квартале 2014 года, и долгосрочных договоров на поставку резервных видов топлива;
- мониторинг выполнения ремонтных программ;
- мониторинг выполнения работ по расчистке трасс и просек линий электропередачи, вырубке деревьев;
- разработку и утверждение графиков аварийных отключений;
- проведение противоаварийных тренировок и учений по отработке действий и взаимодействия при ликвидации ЧС в условиях низких температур наружного воздуха;
- создание комиссий по проверке к ОЗП и проверка готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП.
Выполнение всех этих мероприятий находится на контроле министерства.
Приказом Минэнерго России от 13 августа 2013 г. № 431 был утвержден перечень регионов с высокими рисками (РВР) нарушения электроснабжения в осенне-зимний период 2013/14 года, а также перечень мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в этих регионах
В перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения в ОЗП отнесены следующие энергосистемы:
• Кубанская (Юго-Западный энергорайон);
• Дагестанская;
• Приморская;
• Иркутская (Бодайбинский и Мамско-Чуйский энергорайоны);
• Якутская (Центральный энергорайон).
Выполнение мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в вышеуказанных регионах находится в Минэнерго России на особом контроле.
Реализация намеченных мероприятий по увеличению надежности электроснабжения потребителей в соответствии с приказом Минэнерго России от 03 сентября 2012 года № 415 позволило исключить следующие энергорайоны из перечня РВР на ОЗП 2013/14 года:
- Северный, Ноябрьский и Когалымский энергорайоны Тюменской энергосистемы;
- Сахалинскую энергосистему;
- Сочинский энергорайон Кубанской энергосистемы.
Что касается Приморской энергосистемы, то здесь исполнителем - ОАО «ДВЭУК» - не завершены два проекта, оба со сроком исполнения 3-й квартал 2012 года:
- ввод в работу мини-ТЭЦ «Центральная» 33 МВт;
- ввод в работу мини-ТЭЦ «Океанариум» 13,2 МВт на о. Русский.
Данные мероприятия включены в приказ 2013 года со сроками исполнения до начала ОЗП 2013 – 2014 годов.
В текущем году комиссиями Минэнерго России проводятся проверки готовности 79 субъектов электроэнергетики по следующему графику:
- не позднее 1 сентября года Минэнерго формирует комиссии по проверке готовности субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, установленным пунктом 4 Положения;
- в период с 1 октября по 15 ноября проводит проверку готовности субъектов электроэнергетики;
- не позднее 25 ноября представляет отчет о проведенных проверках в Правительство Российской Федерации.
Синхронизация проверок готовности к ОЗП субъектов электроэнергетики
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- не позднее 1 сентября текущего года формирует комиссии по проверке готовности субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, установленным пунктом 5 Положения;
- в период с 1 октября по 1 ноября проводит проверку готовности субъектов электроэнергетики.
Синхронизация проверок готовности к отопительному периоду в сфере теплоснабжения и электроэнергетики
Утвержденные приказом Минэнерго № 103 от 12 марта 2013 года правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду при проведении проверок уполномоченными органами. Проверяется готовность к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем уполномоченного органа (или его заместителем). Сроки зависят от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Комиссии в своей работе руководствуются Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП, утвержденным решением федерального штаба 06.07.2012.
Под особый контроль при проверке готовности взято:
• выполнение ремонтных программ;
• исполнение инвестиционных программ;
• накопление запасов топлива и наличие заключенных договоров на поставку топлива;
• выполнение программ по расширению просек и т.д.;
• наличие аварийного запаса оборудования и материалов, а также готовность аварийных бригад к проведению аварийно-восстановительных работ.
Как и при работе комиссий в прошлом году будут проводиться противоаварийные тренировки.
Министерством энергетики проводится большая работа по организации подготовки к прохождению ОЗП в федеральных округах. С июля по сентябрь 2013 года были проведены совещания по Сибирскому ФО, Дальневосточному ФО, Северо-Западному ФО, Центральному ФО, Северо-Кавказскому ФО, Приволжскому ФО, Южному ФО, Уральскому ФО, в которых принимали участие представители всех крупных субъектов электро- и теплоэнергетики, органов государственной власти и местного самоуправления.
В ходе совещаний поднимались и вопросы аварийности (в том числе их причины и возможные мероприятия по устранению), хода ремонтной кампании, выполнения организациями нормативов по запасам топлива, задолженности за поставку энергоресурсов, как по электроэнергии, так и по теплу, системные проблемы энергетики в федеральном округе.
Что касается выполнения графиков проведения ремонтных работ, то по ним имеются отклонения, основными причинами которых являются:
- изменение сроков проведения ремонтов в связи с отсутствием запчастей;
- изменение продолжительности ремонтов из-за увеличения объема работ;
- исключение (изменение срока) ремонта в связи с неплановым аварийным ремонтом смежного (другого) оборудования.
Также под контролем Министерства находится выполнение расчетных нормативов по запасам топлива. По данному вопросу регулярно проводятся селекторные совещания.
Основными задачами на завершающий период к подготовке к ОЗП 2013/2014 годы являются:
- Энергокомпаниям обеспечить безусловное поддержание запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами, а также обеспечить 100% выполнение ремонтных программ в соответствии с утвержденными графиками ремонтов.
- Руководителям субъектов РФ до 1 ноября провести проверку готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду в соответствии с Положением по проверке готовности.
- Минэнерго России завершить работу комиссий по проверке готовности энергокомпаний к отопительному сезону до 15 ноября и направить соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.
Все указанные мероприятия направлены на обеспечение согласованных действий органов государственной власти и субъектов электроэнергетики в целях обеспечения надежного и безопасного энергоснабжения в период подготовки к прохождению ОЗП 2013-2014 годов.
- admin от