Введение социальных норм потребления электрической энергии
Социальная норма — это норма месячного объема потребления электрической энергии домохозяйством, оплачиваемая по льготному тарифу.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии во всех субъектах федерации (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»).
Документ внесен Министерством регионального развития Российской Федерации согласно пункта 3 Комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Росийской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1650−р.
Постановление разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (абзац 3 подпункта «б» пункта 2).
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 вступило в силу с 6 августа 2013 года.
► Ключевая идея нововведения заключается в сдерживании государством ежегодного роста коммунальных тарифов для населения только в пределах социальной нормы (определенного объема электроэнергии на человека). Тариф на электроэнергию, потребляемую свыше нормы, будет устанавливаться по рыночным принципам.
► Формальная цель введения социальных норм энергопотребления — защита широких, но относительно необеспеченных слоев населения (отсюда величина в 70% от домохозяйств) от постоянного роста тарифов, который правительство РФ явно не в состоянии остановить в рамках пореформенной модели регулирования. Во-вторых, это очередная мера по стимулированию энергосбережения.
► Долгосрочная цель — переход к модели дифференциации платежей за электроэнергию (а впоследствии также за воду, газ и тепло), характерной для развитых стран, т.е. когда конечные цены для населения существенно (обычно в 1,5−2 раза) превышают цены для промышленности, что вполне объективно, поскольку последней не нужна капиталоемкая распределительная инфраструктура, а средние объемы потребления намного выше (эффект масштаба). Это шаг навстречу промышленным потребителям, на которых сегодня ложится основная тяжесть роста тарифов (в том числе в рамках «последней мили»). При этом назвать текущее положение российской промышленности критичным тоже нельзя: тарифы на электроэнергию для промышленности хотя и достигли уровня США, но все-таки остаются более чем в два раза ниже, чем в ЕС.
Указанным правительственным решением вводится «социальная норма потребления электроэнергии», установление величины которой осуществляется «уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ на основании выборочных данных о годовом объеме потребления мощности в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных стационарными электроплитами для приготовления пищи, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о числе зарегистрированных в указанных помещениях лиц» (пункт 3 Положения).
Кроме того, утверждается методика расчета указанной социальной нормы по шести группам домохозяйств и шести типам жилых помещений, которая начнет применяться с 1 июля 2014 года по всей стране. В семи субъектах РФ социальная норма потребления электроэнергии будет учитываться при расчете платы за электроснабжение с 1 сентября 2013 года. В число этих «пилотных регионов» попали Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская и Самарская области.
По мненю Минэнерго России, норма потребления должна быть в районе 70 кВт*час на 1 человека в месяц, причем в этот объем включена и норма расхода электричества на общедомовые нужды — лифт, освещение подъезда. Социальную норму потребления электроэнергии, согласно Постановлению, установят сами регионы по методике федерального центра. Устанавливать свой порог каждый регион сможет самостоятельно, исходя из существующего среднестатистического потребления. Главный критерий такого порога в том, чтобы не менее 70% населения смогло уложиться в норму без существенного снижения качества жизни.
Иными словами, на определенный объем электроэнергии — социальную норму — установят относительно низкие расценки, а потребление сверх норматива будет оплачиваться по более высоким тарифам.
Уполномоченный орган государственной власти по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории субъектов Российской Федерации будет выбран в ближайшее время.
Установление величины социальной нормы будет осуществляться на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии населением и будет зависеть от типа населенного пункта (городские или сельские населенные пункты), типа жилых помещений(наличие или отсутствие оборудованных в установленном порядке стационарных электроплит для приготовления пищи, электроотопительных и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения) и от численного состава домохозяйств(выделяется пять групп домохозяйств, определяемых количеством совместно проживающих лиц).
Важные детали нового документа:
► Базовая величина соцнормы будет рассчитана каждым регионом самостоятельно — по статистике потребления одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами. По нескольким регионам эта величина может составить 75−80−90 кВт*ч/1чел/мес.
► Для семей предусмотрены надбавки: на второго проживающего 50 кВт*ч, третьего, четвертого и далее — по 20 кВт*ч на каждого в месяц. Эти надбавки также определены расчетным путем на основании статистики по разным регионам, по итогам были выбраны максимальные из них.
► Если дом оборудован не газовыми, а электрическими плитами, то на человека будет добавлено до 90 кВт*ч в месяц.
► Если нет централизованного тепло- и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла, — в отопительный период надбавка будет до 3000 кВт в месяц на семью на отопление, и еще круглый год до 100 кВт в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего.
► Величина социальной нормы для сельских домов — до 100 кВт*час в месяц на одно домохозяйство.
► При определении величины социальной нормы для домохозяйств в аварийном либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90% применяется повышающий коэффициент — 1,5; для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70 процентов повышающий коэффициент — 1,2.
► Пенсионеры и инвалиды в первый год введения соцнормы будут платить по льготному тарифу. Далее для этих категорий граждан соцнорма должна быть установлена в 1,5 раза больше, чем для прочих.
► Отдельно предусматривается возможность установления соцнормы для садоводов и прочих приравненных к гражданам категорий.
► Тариф в пределах социальной нормы в тех регионах, где ее раньше не было, будет немного снижен. Сверх социальной нормы — повышен не более чем на 30% от текущего уровня. Далее ежегодно тариф сверх соцнормы будет повышаться более высокими темпами, пока не достигнет реального уровня (под реальным уровнем понимаем здесь величину, сопоставимую с той, по которой платят мелкие коммерческие потребители).
► При отсутствии прибора учета при расчете платы за энергоснабжение к объему потребления электрической энергии, определенному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, социальная норма применяется с понижающим коэффициентом. При этом понижающий коэффициент к величине социальной нормы принимается равным 0,9 в течение первых 6 месяцев с последующим его снижением на 0,1 каждые полгода, но не менее величины 0,7 вплоть до даты установки прибора учета.
Помимо собственно домохозяйств, социальная норма в определенных пропорциях распространяется также на дачные кооперативы, религиозные организации, гаражи и объекты ФСИН. Верхней границей социальной нормы, указанной в тексте самого Постановления Правительства, является 150 кВт*ч/1чел/мес. Фактически она вряд ли будет превышать 90 кВт*ч/1чел/мес. При этом выделяется 21 категория потребителей, для каждой из которых будет устанавливаться своя отдельная социальная норма. В частности, сохранится льготный режим для домохозяйств, оборудованных стационарными электроплитами. Отдельные нормы будут рассчитываться также для разного времени суток, если домохозяйство оборудовано дифференцированным по времени прибором учета.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
Введение социальной нормы, конечно, не отменяет принципиальных задач по сокращению издержек регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, которое в результате должно привести к снижению тарифов. Однако в контексте нововведения это будет означать, что реальный уровень тарифов, который предъявляется гражданам сверх соцнормы, будет снижаться по мере реализации таких мероприятий. Кроме того, если малоимущие граждане по тем или иным причинам окажутся в той группе, в которой существует потребление сверх социальной нормы, им будет предоставлена компенсация через механизмы «социальной поддержки».
Таким образом, Закон предусматривает различные повышающие норму коэффициенты для пенсионеров, для жителей сельской местности, для домов с электроплитами и электронагревателями, для ветхого и аварийного жилого фонда и т.д. К примеру, одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров в первый год действия социальных норм потребления электроэнергии смогут оплачивать по социальному тарифу весь потребленный объем электроэнергии. А со второго года действия норм для пенсионеров предусмотрен повышающий социальную норму коэффициент — 1,5.
Следует отметить, что средняя величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Российской Федерации на одного человека в месяц составит 75−100 кВт*ч. При этом экономия электрической энергии (мощности) в текущем месяце не может быть перенесена на следующий месяц.
Опыт введения таких социальных норм в России уже есть. Во Владимирской области была установлена норма 50 кВт*час на 1 человека в месяц. Для одиноких пенсионеров лимит чуть выше — 100 кВт на человека. Для жильцов домов, где установлены электроплиты, норма повышается до 140 кВт, в этот норматив с трудом уложились 40% жителей. До 2010 года она составляла 54 кВт*ч в месяц. Через пять лет ее решили поднять. В Законодательном собрании обсуждался вариант в 77 кВт*ч, однако региональный минфин заявил, что в этом случае бюджету придется компенсировать энергосбытовым компаниям слишком большую потерю в доходах. Пришлось искать золотую середину между интересами населения и энергетиков. В итоге сошлись на норме в 65 кВт*ч, которая действует до сих пор. Интересно, что тариф за перерасход электроэнергии при этом подняли до 3,38 рубля. Киловатт «экономкласса» стоит сейчас 2,04 рубля.
В Москве считают, что социальная норма должна быть не менее 150 кВт*ч/1чел/мес. В чем-то эта позиция перекликается с уровнем потребления, на который ссылается п. 5 Постановления Правительства: «Величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего Постановления эта величина составляет менее 150 кВт*ч/1чел/мес.».
Введение социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) создаст условия для экономии энергоресурса при помощи дифференциации тарифа на предоставляемую коммунальную услугу по электроснабжению, а также для стимулирования потребителей к установке приборов учета.
Реализация положений документа позволит осуществить управляемое доведение тарифа на электрическую энергию (мощность) до экономически обоснованного уровня, сократить перекрестное субсидирование в электроэнергетике, обеспечить повышение эффективности системы социальной защиты населения путем соблюдения принципа равнодоступности услуг и социальных гарантий.
В связи с установлением социальной нормы потребления электроэнергии, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 в ряд актов Правительства РФ внесены коррективы. Поправки коснулись, в частности, стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также организациями в сфере управления многоквартирными домами; правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов:
• Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
• Основы ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, установленные в 1998 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. № 1444), утратили силу.
Мнения
Как пояснил Вицепремьер Правительства РФ Д. КозаК: — «...в пределах социальной нормы тарифы на электроэнергию будут несколько снижены, а за ее пределами — повышены. При этом, по его словам, социальную норму необходимо установить так, чтобы в нее укладывались более 70% граждан».
► Однако эти утверждения высокопоставленного чиновника вызвали у аналитиков вопросы и сомнения.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике И. Грачёв считает, что социальные нормы на потребление электроэнергии крайне невыгодны для населения. По его мнению, в современных условиях эта мера ударит по российской демографии, так как в первую очередь она коснется многодетных семей.
Везде заявляется, что на каждого члена семьи будет приходиться по 50 (70) кВт*ч в месяц. Но при этом замалчивается, что по методике, предложенной Министерством энергетики регионам, эта величина относится только к двум членам семьи, а уже для третьего члена добавляется только 20 кВт*ч в месяц. Если в семье больше пяти человек то, на шестого и последующих не добавляется ни одного киловатта! По указанным нормам, детей и стариков просто автоматически лишают «энергетического пайка». Новации правительственных либералов вряд ли заранее глубоко просчитаны. Трудно представить, как на этом фоне будет выполняться обещанное президентом сдерживание тарифов ЖКХ на уровне 6%. Поэтому не случайно названная цифра не закреплена на законодательном уровне, так как закон обойти было бы трудно, а вот устное президентское обещание – очень легко.
В России в настоящее время большая часть семей «едва сводит концы с концами». В связи с этим, введение социальных норм вызывает аналогию с карточной системой.
Между тем аналитик агентства «Инвесткафе» Е. Шишко заявляет, что введение социальной нормы имеет как официальные, так и скрытые причины. «Прежде всего — это коррекция системы перекрестного субсидирования, когда увеличенная нагрузка на промышленных потребителей будет уменьшена за счет населения. Сложно сказать, насколько это улучшит условия ведения бизнеса, но то, что это вызовет недовольство населения, — практически гарантировано. Другая цель — стимулировать энергосбережение и впоследствии — снижение энергоемкости экономики. Еще один мотив — получить с населения деньги для компенсации выпадающих доходов межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)».
При этом у чиновников есть желание «спрятать» или замаскировать рост тарифов на электроэнергию. Изначально было заявлено, что базовый тариф будет несколько меньше текущего, но в реальности уже есть примеры несоблюдения этого обещания. Так, в некоторых регионах, где с 1 сентября запускается эксперимент, новые тарифы в рамках социальной нормы уже превышают существующие значения. А цена за киловатт-час сверх нормы станет уже на 25–30% выше базовой ставки. А где-то ожидается превышение и на 50–60%. Естественно, такая система позволит электроэнергетикам увеличить прибыли, так как население в итоге будет платить больше.
По мнению В. Субботина, заведующего кафедрой «Городское хозяйство и ЖКХ» Русской школы управления: — «...введение социальной нормы потребления электроэнергии серьезно осложнит жизнь россиянам. «Большинство российских семей могут не вписаться в норму, для многих электрические чайники и утюги превратятся в роскошь».
Инициатива ввести минимально гарантированную норму энергопотребления, т.е. пресловутый «энергопаек», является зримым проявлением тотального доминирования коммерческих интересов российских естественных монополий в процессе принятия государственных решений.
Судя по всему, именно необузданные аппетиты монополистов и их тяга к извлечению монополистической ренты явилась ключевым фактором принятия решения о введении «энергопайка».
По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), снижению затрат потребителей на электроэнергию будет больше способствовать не внедрению социальной нормы потребления, а стимулированию снижения издержек энергокомпаний и повышению энергоэффективности потребителей. Руководитель Департамента исследований ТЭК ИПЕМ А. Григорьев считает, что «Российская электроэнергетика имеет большой резерв повышения эффективности на всех уровнях производства и потребления электроэнергии, и именно работа в этом направлении представляется наиболее продуктивной». По его словам, «...сегодня существует непрозрачность процесса тарифообразования и недостаток контроля над данным процессом со стороны потребителей электроэнергии — даже крупных промышленных предприятий, не говоря уже о населении. В частности, невозможно проследить влияние роста непрофильных расходов энергокомпаний на изменение тарифов. Когда энергетики говорят об экономически обоснованных тарифах, всегда хочется посмотреть на это экономическое обоснование. Интересно, например, узнать, почему в Москве цены на электроэнергию для населения равны ценам в Париже.
По мнению эксперта, целью любой политики в электроэнергетике должно быть сокращение затрат потребителей, а не уменьшение тарифов. Затраты потребителей в свою очередь зависят от цен и объема потребления. Потребители способны повлиять на одну из составляющих, а именно стремиться к повышению эффективности собственного энергопотребления. Мировой опыт показывает, что этому могут способствовать сами производители электроэнергии, развивая соответствующие программы для населения. В качестве примера можно привести компанию Pacific Gas в Калифорнии, проводившую акцию, в рамках которой потребителю при покупке нового холодильника взамен старого возвращали 75 долларов. Российские энергокомпании пока не предлагают таких программ, однако в будущем это направление может сыграть положительную роль в повышении энергоэффективности».
► Полностью материал читайте в № 3 журнала.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии во всех субъектах федерации (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»).
Документ внесен Министерством регионального развития Российской Федерации согласно пункта 3 Комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Росийской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1650−р.
Постановление разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (абзац 3 подпункта «б» пункта 2).
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 вступило в силу с 6 августа 2013 года.
► Ключевая идея нововведения заключается в сдерживании государством ежегодного роста коммунальных тарифов для населения только в пределах социальной нормы (определенного объема электроэнергии на человека). Тариф на электроэнергию, потребляемую свыше нормы, будет устанавливаться по рыночным принципам.
► Формальная цель введения социальных норм энергопотребления — защита широких, но относительно необеспеченных слоев населения (отсюда величина в 70% от домохозяйств) от постоянного роста тарифов, который правительство РФ явно не в состоянии остановить в рамках пореформенной модели регулирования. Во-вторых, это очередная мера по стимулированию энергосбережения.
► Долгосрочная цель — переход к модели дифференциации платежей за электроэнергию (а впоследствии также за воду, газ и тепло), характерной для развитых стран, т.е. когда конечные цены для населения существенно (обычно в 1,5−2 раза) превышают цены для промышленности, что вполне объективно, поскольку последней не нужна капиталоемкая распределительная инфраструктура, а средние объемы потребления намного выше (эффект масштаба). Это шаг навстречу промышленным потребителям, на которых сегодня ложится основная тяжесть роста тарифов (в том числе в рамках «последней мили»). При этом назвать текущее положение российской промышленности критичным тоже нельзя: тарифы на электроэнергию для промышленности хотя и достигли уровня США, но все-таки остаются более чем в два раза ниже, чем в ЕС.
Указанным правительственным решением вводится «социальная норма потребления электроэнергии», установление величины которой осуществляется «уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ на основании выборочных данных о годовом объеме потребления мощности в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных стационарными электроплитами для приготовления пищи, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о числе зарегистрированных в указанных помещениях лиц» (пункт 3 Положения).
Кроме того, утверждается методика расчета указанной социальной нормы по шести группам домохозяйств и шести типам жилых помещений, которая начнет применяться с 1 июля 2014 года по всей стране. В семи субъектах РФ социальная норма потребления электроэнергии будет учитываться при расчете платы за электроснабжение с 1 сентября 2013 года. В число этих «пилотных регионов» попали Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская и Самарская области.
По мненю Минэнерго России, норма потребления должна быть в районе 70 кВт*час на 1 человека в месяц, причем в этот объем включена и норма расхода электричества на общедомовые нужды — лифт, освещение подъезда. Социальную норму потребления электроэнергии, согласно Постановлению, установят сами регионы по методике федерального центра. Устанавливать свой порог каждый регион сможет самостоятельно, исходя из существующего среднестатистического потребления. Главный критерий такого порога в том, чтобы не менее 70% населения смогло уложиться в норму без существенного снижения качества жизни.
Иными словами, на определенный объем электроэнергии — социальную норму — установят относительно низкие расценки, а потребление сверх норматива будет оплачиваться по более высоким тарифам.
Уполномоченный орган государственной власти по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории субъектов Российской Федерации будет выбран в ближайшее время.
Установление величины социальной нормы будет осуществляться на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии населением и будет зависеть от типа населенного пункта (городские или сельские населенные пункты), типа жилых помещений(наличие или отсутствие оборудованных в установленном порядке стационарных электроплит для приготовления пищи, электроотопительных и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения) и от численного состава домохозяйств(выделяется пять групп домохозяйств, определяемых количеством совместно проживающих лиц).
Важные детали нового документа:
► Базовая величина соцнормы будет рассчитана каждым регионом самостоятельно — по статистике потребления одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами. По нескольким регионам эта величина может составить 75−80−90 кВт*ч/1чел/мес.
► Для семей предусмотрены надбавки: на второго проживающего 50 кВт*ч, третьего, четвертого и далее — по 20 кВт*ч на каждого в месяц. Эти надбавки также определены расчетным путем на основании статистики по разным регионам, по итогам были выбраны максимальные из них.
► Если дом оборудован не газовыми, а электрическими плитами, то на человека будет добавлено до 90 кВт*ч в месяц.
► Если нет централизованного тепло- и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла, — в отопительный период надбавка будет до 3000 кВт в месяц на семью на отопление, и еще круглый год до 100 кВт в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего.
► Величина социальной нормы для сельских домов — до 100 кВт*час в месяц на одно домохозяйство.
► При определении величины социальной нормы для домохозяйств в аварийном либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90% применяется повышающий коэффициент — 1,5; для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70 процентов повышающий коэффициент — 1,2.
► Пенсионеры и инвалиды в первый год введения соцнормы будут платить по льготному тарифу. Далее для этих категорий граждан соцнорма должна быть установлена в 1,5 раза больше, чем для прочих.
► Отдельно предусматривается возможность установления соцнормы для садоводов и прочих приравненных к гражданам категорий.
► Тариф в пределах социальной нормы в тех регионах, где ее раньше не было, будет немного снижен. Сверх социальной нормы — повышен не более чем на 30% от текущего уровня. Далее ежегодно тариф сверх соцнормы будет повышаться более высокими темпами, пока не достигнет реального уровня (под реальным уровнем понимаем здесь величину, сопоставимую с той, по которой платят мелкие коммерческие потребители).
► При отсутствии прибора учета при расчете платы за энергоснабжение к объему потребления электрической энергии, определенному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, социальная норма применяется с понижающим коэффициентом. При этом понижающий коэффициент к величине социальной нормы принимается равным 0,9 в течение первых 6 месяцев с последующим его снижением на 0,1 каждые полгода, но не менее величины 0,7 вплоть до даты установки прибора учета.
Помимо собственно домохозяйств, социальная норма в определенных пропорциях распространяется также на дачные кооперативы, религиозные организации, гаражи и объекты ФСИН. Верхней границей социальной нормы, указанной в тексте самого Постановления Правительства, является 150 кВт*ч/1чел/мес. Фактически она вряд ли будет превышать 90 кВт*ч/1чел/мес. При этом выделяется 21 категория потребителей, для каждой из которых будет устанавливаться своя отдельная социальная норма. В частности, сохранится льготный режим для домохозяйств, оборудованных стационарными электроплитами. Отдельные нормы будут рассчитываться также для разного времени суток, если домохозяйство оборудовано дифференцированным по времени прибором учета.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
Введение социальной нормы, конечно, не отменяет принципиальных задач по сокращению издержек регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, которое в результате должно привести к снижению тарифов. Однако в контексте нововведения это будет означать, что реальный уровень тарифов, который предъявляется гражданам сверх соцнормы, будет снижаться по мере реализации таких мероприятий. Кроме того, если малоимущие граждане по тем или иным причинам окажутся в той группе, в которой существует потребление сверх социальной нормы, им будет предоставлена компенсация через механизмы «социальной поддержки».
Таким образом, Закон предусматривает различные повышающие норму коэффициенты для пенсионеров, для жителей сельской местности, для домов с электроплитами и электронагревателями, для ветхого и аварийного жилого фонда и т.д. К примеру, одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров в первый год действия социальных норм потребления электроэнергии смогут оплачивать по социальному тарифу весь потребленный объем электроэнергии. А со второго года действия норм для пенсионеров предусмотрен повышающий социальную норму коэффициент — 1,5.
Следует отметить, что средняя величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Российской Федерации на одного человека в месяц составит 75−100 кВт*ч. При этом экономия электрической энергии (мощности) в текущем месяце не может быть перенесена на следующий месяц.
Опыт введения таких социальных норм в России уже есть. Во Владимирской области была установлена норма 50 кВт*час на 1 человека в месяц. Для одиноких пенсионеров лимит чуть выше — 100 кВт на человека. Для жильцов домов, где установлены электроплиты, норма повышается до 140 кВт, в этот норматив с трудом уложились 40% жителей. До 2010 года она составляла 54 кВт*ч в месяц. Через пять лет ее решили поднять. В Законодательном собрании обсуждался вариант в 77 кВт*ч, однако региональный минфин заявил, что в этом случае бюджету придется компенсировать энергосбытовым компаниям слишком большую потерю в доходах. Пришлось искать золотую середину между интересами населения и энергетиков. В итоге сошлись на норме в 65 кВт*ч, которая действует до сих пор. Интересно, что тариф за перерасход электроэнергии при этом подняли до 3,38 рубля. Киловатт «экономкласса» стоит сейчас 2,04 рубля.
В Москве считают, что социальная норма должна быть не менее 150 кВт*ч/1чел/мес. В чем-то эта позиция перекликается с уровнем потребления, на который ссылается п. 5 Постановления Правительства: «Величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего Постановления эта величина составляет менее 150 кВт*ч/1чел/мес.».
Введение социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) создаст условия для экономии энергоресурса при помощи дифференциации тарифа на предоставляемую коммунальную услугу по электроснабжению, а также для стимулирования потребителей к установке приборов учета.
Реализация положений документа позволит осуществить управляемое доведение тарифа на электрическую энергию (мощность) до экономически обоснованного уровня, сократить перекрестное субсидирование в электроэнергетике, обеспечить повышение эффективности системы социальной защиты населения путем соблюдения принципа равнодоступности услуг и социальных гарантий.
В связи с установлением социальной нормы потребления электроэнергии, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 в ряд актов Правительства РФ внесены коррективы. Поправки коснулись, в частности, стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также организациями в сфере управления многоквартирными домами; правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов:
• Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
• Основы ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, установленные в 1998 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. № 1444), утратили силу.
Мнения
Как пояснил Вицепремьер Правительства РФ Д. КозаК: — «...в пределах социальной нормы тарифы на электроэнергию будут несколько снижены, а за ее пределами — повышены. При этом, по его словам, социальную норму необходимо установить так, чтобы в нее укладывались более 70% граждан».
► Однако эти утверждения высокопоставленного чиновника вызвали у аналитиков вопросы и сомнения.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике И. Грачёв считает, что социальные нормы на потребление электроэнергии крайне невыгодны для населения. По его мнению, в современных условиях эта мера ударит по российской демографии, так как в первую очередь она коснется многодетных семей.
Везде заявляется, что на каждого члена семьи будет приходиться по 50 (70) кВт*ч в месяц. Но при этом замалчивается, что по методике, предложенной Министерством энергетики регионам, эта величина относится только к двум членам семьи, а уже для третьего члена добавляется только 20 кВт*ч в месяц. Если в семье больше пяти человек то, на шестого и последующих не добавляется ни одного киловатта! По указанным нормам, детей и стариков просто автоматически лишают «энергетического пайка». Новации правительственных либералов вряд ли заранее глубоко просчитаны. Трудно представить, как на этом фоне будет выполняться обещанное президентом сдерживание тарифов ЖКХ на уровне 6%. Поэтому не случайно названная цифра не закреплена на законодательном уровне, так как закон обойти было бы трудно, а вот устное президентское обещание – очень легко.
В России в настоящее время большая часть семей «едва сводит концы с концами». В связи с этим, введение социальных норм вызывает аналогию с карточной системой.
Между тем аналитик агентства «Инвесткафе» Е. Шишко заявляет, что введение социальной нормы имеет как официальные, так и скрытые причины. «Прежде всего — это коррекция системы перекрестного субсидирования, когда увеличенная нагрузка на промышленных потребителей будет уменьшена за счет населения. Сложно сказать, насколько это улучшит условия ведения бизнеса, но то, что это вызовет недовольство населения, — практически гарантировано. Другая цель — стимулировать энергосбережение и впоследствии — снижение энергоемкости экономики. Еще один мотив — получить с населения деньги для компенсации выпадающих доходов межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)».
При этом у чиновников есть желание «спрятать» или замаскировать рост тарифов на электроэнергию. Изначально было заявлено, что базовый тариф будет несколько меньше текущего, но в реальности уже есть примеры несоблюдения этого обещания. Так, в некоторых регионах, где с 1 сентября запускается эксперимент, новые тарифы в рамках социальной нормы уже превышают существующие значения. А цена за киловатт-час сверх нормы станет уже на 25–30% выше базовой ставки. А где-то ожидается превышение и на 50–60%. Естественно, такая система позволит электроэнергетикам увеличить прибыли, так как население в итоге будет платить больше.
По мнению В. Субботина, заведующего кафедрой «Городское хозяйство и ЖКХ» Русской школы управления: — «...введение социальной нормы потребления электроэнергии серьезно осложнит жизнь россиянам. «Большинство российских семей могут не вписаться в норму, для многих электрические чайники и утюги превратятся в роскошь».
Инициатива ввести минимально гарантированную норму энергопотребления, т.е. пресловутый «энергопаек», является зримым проявлением тотального доминирования коммерческих интересов российских естественных монополий в процессе принятия государственных решений.
Судя по всему, именно необузданные аппетиты монополистов и их тяга к извлечению монополистической ренты явилась ключевым фактором принятия решения о введении «энергопайка».
По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), снижению затрат потребителей на электроэнергию будет больше способствовать не внедрению социальной нормы потребления, а стимулированию снижения издержек энергокомпаний и повышению энергоэффективности потребителей. Руководитель Департамента исследований ТЭК ИПЕМ А. Григорьев считает, что «Российская электроэнергетика имеет большой резерв повышения эффективности на всех уровнях производства и потребления электроэнергии, и именно работа в этом направлении представляется наиболее продуктивной». По его словам, «...сегодня существует непрозрачность процесса тарифообразования и недостаток контроля над данным процессом со стороны потребителей электроэнергии — даже крупных промышленных предприятий, не говоря уже о населении. В частности, невозможно проследить влияние роста непрофильных расходов энергокомпаний на изменение тарифов. Когда энергетики говорят об экономически обоснованных тарифах, всегда хочется посмотреть на это экономическое обоснование. Интересно, например, узнать, почему в Москве цены на электроэнергию для населения равны ценам в Париже.
По мнению эксперта, целью любой политики в электроэнергетике должно быть сокращение затрат потребителей, а не уменьшение тарифов. Затраты потребителей в свою очередь зависят от цен и объема потребления. Потребители способны повлиять на одну из составляющих, а именно стремиться к повышению эффективности собственного энергопотребления. Мировой опыт показывает, что этому могут способствовать сами производители электроэнергии, развивая соответствующие программы для населения. В качестве примера можно привести компанию Pacific Gas в Калифорнии, проводившую акцию, в рамках которой потребителю при покупке нового холодильника взамен старого возвращали 75 долларов. Российские энергокомпании пока не предлагают таких программ, однако в будущем это направление может сыграть положительную роль в повышении энергоэффективности».
Обзор подготовлен на основании материалов информационных
порталов: www.aif.ru, www.ipem.ru, greenevolution.ru, energo-news.ru,
bigpowernews.ru, www.cnis.ru.
порталов: www.aif.ru, www.ipem.ru, greenevolution.ru, energo-news.ru,
bigpowernews.ru, www.cnis.ru.
► Полностью материал читайте в № 3 журнала.
- admin от