Подготовка к ОЗП подходит к стадии завершения.
Подготовка к отопительному сезону в нашей стране является одной из самых важных, поскольку она затрагивает все отрасли экономики.
В ноябре 2013 года все регионы России обязаны отчитаться о готовности жилищно-коммунального сектора к зиме и до 15 ноября представить итоговые доклады в Министерство регионального развития. До 20 ноября Минрегион, Минэнерго, Ростехнадзор, Минобороны представят итоговый доклад в Правительство с оценкой эффективности каждого региона по подготовке к осенне-зимнему периоду.
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РФ
Контроль за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2013–2014 годов в Минэнерго осуществляется на основании документов:
► Положение «О проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период» (утверждено решением Федерального штаба 06.07.2012 г.).
► Приказ Минэнерго от 29.04.2013 № 223 «О первоочередных мероприятиях по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013–2014 годов».
В соответствии с данными документами в Минэнерго разработан План первоочередных мероприятий по подготовке субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду 2013–2014 гг., который включает:
• разработку топливно-энергетического баланса на период ОЗП;
• накопление запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами, контроль их выполнения;
• мониторинг выполнения ремонтных программ;
• выполнение работ по расчистке трасс и просек линий электропередачи, вырубке деревьев; разработку и утверждение графиков аварийных отключений;
• проведение противоаварийных тренировок и учений по отработке действий и взаимодействия при ликвидации ЧС в условиях низких температур наружного воздуха;
• создание комиссий по проверке к ОЗП и проверка готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП (78 субъектов электроэнергетики).
► Приказ Минэнерго России от 13.08.2013 г. № 431 «Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких регионах в ОЗП 2013–2014 годов».
► Синхронизация проверок готовности к отопительному периоду в сфере теплоснабжения и электроэнергетики утверждена приказом Минэнерго от 12 марта 2013 года № 103.
Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду при проведении уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее:
• 15 сентября — для потребителей тепловой энергии;
• 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
• 15 ноября — для муниципальных образований.
Для энергосистем, не включенных в перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения, основной упор при проверках будет сделан на выполнение программы ремонта и ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей, ЛЭП и трансформаторных мощностей, а также показателей запасов топлива для предприятий электроэнергетики.
► Согласно Статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35–ФЗ «Об электроэнергетике»:
Правительство Российской Федерации утверждает порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают штабы по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечивают их функционирование.
В целях предотвращения нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, по независящим от действий субъектов электроэнергетики причинам, в том числе по причинам, вызванным опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями, в субъектах Российской Федерации создаются коллегиальные органы — штабы по обеспечению безопасности снабжения электрической энергией потребителей, которые принимают решения о применении мер, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 38).
► Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86 «О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения».
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном штабе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2008 г. № 637 штаб осуществляет следующие функции:
1. Организует взаимодействие с региональными штабами (РШ), субъектами электроэнергетики и потребителями, в т.ч. в случае созыва заседаний РШ при возникновении режима с высокими рисками нарушения электроснабжения, возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации.
2. Рассматривает оперативные вопросы обеспечения безопасности электроснабжения.
3. Организует проведение согласительных процедур при урегулировании разногласий между субъектами электроэнергетики и поставщиками топлива при возникновении аварийных электроэнергетических режимов.
4. Рассматривает вопросы обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный период, своевременного накопления необходимых запасов резервных видов топлива предприятиями электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 8 Правил создания и функционирования штабов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2008 г. № 86, основными функциями РШ являются:
1. Координация мероприятий по предотвращению нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий.
2. Принятие решений о мерах, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения и (или) ликвидацию его последствий, в т.ч. согласование решений, принимаемых Системный оператор и мер, направленных на обеспечение выполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии решений Системного оператора по управлению режимами ЕЭС России.
4. Мониторинг и прогнозирование развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения.
5. Информирование субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии о возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения.
Основные положения деятельности Федерального штаба:
• ФШ является координационным органом, образованным Правительством РФ в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности электроснабжения (пункт 1 Положения о Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 637).
• ФШ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, РШ и организациями (пункт 2 Положения о Федеральном штабе).
• Решения ФШ являются обязательными для всех органов государственной власти и региональных штабов (пункт 5 д Положения о Федеральном штабе).
• Заседания ФШ проводятся по мере необходимости по решению руководителя ФШ.
На основании мониторинга нарушений теплоснабжения в субъектах Российской Федерации и организации информационного взаимодействия с ФГБУ «САЦ Минэнерго России» выявлено:
• В 83 субъектах Российской Федерации изданы нормативные акты об утверждении порядка мониторинга нарушений теплоснабжения.
• Утвержден порядок информирования САЦ Минэнерго России о произошедших нарушениях теплоснабжения потребителей в соответствии с критериями нарушений и формой оперативного донесения, разработанными Минэнерго России.
• Определены ответственные за оперативное информирование САЦ Минэнерго России о произошедших нарушениям и ходе восстановительных работ и подготовлен справочник ответственных за информирование.
В целях контроля за подготовкой субъектов Российской Федерации к прохождению ОЗП 2013–2014 годов руководитель Федерального штаба, Министр энергетики РФ А.В. Новак проводит совещания в федеральных округах с участием других ФОИВ, руководства региональных штабов и организаций электроэнергетики.
Руководители РШ докладывают о результатах контроля по следующим вопросам:
• топливообеспечение предприятий электроэнергетики и ЖКХ; техническое состояние и износ оборудования предприятий округа; выполнение ремонтных и инвестиционных программ субъектами электроэнергетики и ЖКХ;
• разработка и утверждение схем теплоснабжения;
• выполнение мероприятий в регионах с высокими рисками нарушения электроснабжения потребителей, перечень которых утвержден приказом Минэнерго России от 03.09.2012 г. № 415;
• наличие и готовность аварийных бригад и спецтехники к ликвидации аварий на объектах ЖКХ и ТЭК, организация их взаимодействия, проведение тренировок;
• выполнение электросетевыми организациями программ по расчистке и расширению просек линий электропередачи в сравнении с показателями 2012 года;
• динамика задолженности на оптовом и розничных рынках электроэнергии и мощности;
• выполнение предписаний надзорных органов;
• проблемные вопросы, выявленные при прохождении ОЗП 2012–2013 годов, принятые меры по их решению;
• ход подготовки к прохождению отопительного периода 2013–2014 годов и принимаемые меры по обеспечению надежности энергоснабжения регионов;
• ход исполнения плана первоочередных мероприятий по подготовке субъектов электроэнергетики к прохождению ОЗП 2013–2014 годов в соответствии с приказом Минэнерго России от 29.04.2013 г. № 223;
• динамика дебиторской задолженности потребителей тепла и электроэнергии перед ресурсоснабжающими организациями за потребленные ресурсы и принимаемые меры по ее снижению.
В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей ряд региональных штабов осуществляет контроль за выполнением организациями электроэнергетики мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения.
► В соответствии с приказом Минэнерго России от 3 сентября 2012 г. № 415 был утвержден перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения потребителей в ОЗП 2012–2013 года и план мероприятий по снижению данных рисков.
Данный приказ был направлен руководителям Региональных штабов, на территории которых располагаются соответствующие энергосистемы для осуществления контроля и заслушивания на заседаниях (Кубанская, Дагестанская, Приморская, Сахалинская, Иркутская и Тюменская энергосистемы).
Региональными штабами вопросы выполнения мероприятий регулярно заслушивались на своих заседаниях.
► 13 августа 2013 г. утвержден приказ Минэнерго России № 431 «Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения в ОЗП 2013–2014 года и план мероприятий по снижению таких рисков».
По результатам проведенной работы из Перечня исключены Тюменская и Сахалинская энергосистемы, но включен Центральный энергорайон Якутской энергосистемы.
► Протоколом Федерального штаба от 09.09.2011 № 9 утвержден «Типовой регламент организации и применения временного электроснабжения потребителей в условиях массовых нарушений электроснабжения потребителей», который определил порядок формирования, содержания, применения парка передвижных резервных источников снабжения электрической энергией (далее — РИСЭЭ).
На основании Типового регламента должны быть разработаны и утверждены местные регламенты в субъектах РФ.
► В рамках осуществления контроля за созданием и поддержанием в субъектах российской Федерации парка автономных резервных источников электроснабжения к ОЗП 2013–2014 года в Региональные штабы направлено письмо Минэнерго России от 27.06.2013 № 27–06/555.
По результатам проведенной работы собрана информация о состоянии парка автономных источников во всех 83 субъектах Российской Федерации, планах по их закупки и необходимому количеству.
► Протоколом заседания Федерального штаба от 06.07.2012 № 10 утверждено «Положение о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП».
Положение предусматривает участие представителей региональных органов власти в соответствующих комиссиях Минэнерго России по проверке готовности соответствующих субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП, а так же создание региональными органами власти комиссий по проверке готовности соответствующих субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП.
Не позднее 1 сентября создаются комиссии и утверждаются нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или решением регионального штаба.
В состав комиссий включаются на основании их предложений представители территориальных органов МЧС России, Ростехнадзора, Минэнерго России, филиалов ОАО «СО ЕЭС», органов местного самоуправления и иных организаций.
В период с 1 октября по 1 ноября проводится проверка готовности субъектов электроэнергетики комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решение Комиссии о готовности (неготовности) к работе в осенне-зимний период принимается простым большинством голосов и оформляется актом проверки готовности в соответствии с приложением № 1 к Положению.
Не позднее одного дня со дня подписания комиссией акта проверки готовности, председателем Комиссии вручается субъекту электроэнергетики паспорт готовности, оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Выполнение всех этих мероприятий находится на контроле Минэнерго.
РОСТЕХНАДЗОР
В период с 11 по 12 сентября 2013 года в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору прошло расширенное заседание с руководителями территориальных управлений Ростехнадзора и их заместителями, курирующих вопросы энергетического надзора.
В работе совещания приняли участие представители Министерства энергетики Российской Федерации и ведущих энергетических компаний страны, руководители и научные сотрудники исследовательских институтов, эксперты и специалисты в области энергетики.
В соответствии с решением протокола заседания Правительства Российской Федерации от 23 мая 2013 г. № 16 и поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 июля 2013 г. № ДК–П9–4695 Ростехнадзору поручено провести проверку готовности организаций электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период и организовать контроль хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2013–2014 годов. В целях реализации данных поручений издан и направлен в территориальные органы приказ Ростехнадзора от 10 июля 2013 г. № 298.
Порядок проверки готовности к работе в осенне-зимний период, организаций — субъектов электроэнергетики, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляется на основании:
• Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35–ФЗ «Об электроэнергетике» (статья 21) — утверждение порядка оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
• Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении» (статья 4): к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится — утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду.
• Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103.
• Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденного решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба), протокол от 6 июля 2012 г. № 10.
• Приказа Ростехнадзора от 20 июля 2012 г. № 414 «О контроле хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2012–2013 годов».
• Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении» (статья 20) — проверка готовности к отопительному периоду.
В 2013 году проверке готовности к отопительному периоду подлежат Муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду относится к компетенции Ростехнадзора, а проверка готовности организаций осуществляется муниципальными образованиями. На основании пункта 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду: «В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
При проверке объектов по производству электрической энергии, в том числе работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, объектов электросетевого хозяйства, а также системного оператора, Ростехнадзор участвует в оценке готовности 74 субъектов электроэнергетики в составе комиссий, утвержденных Минэнерго России.
Анализ прошлого отопительного периода показал, что в более чем 30% случаев особые мнения содержали нарушения, не влияющие на прохождение максимума нагрузки, а также не относящиеся к основным и дополнительным условиям, например:
• должностное лицо прошло проверку знания не в той комиссии (без участия представителя Ростехнадзора);
• не аттестовано должностное лицо (административно-технический персонал);
• не проведено техническое освидетельствование компрессора, служащего для технологических нужд (при этом представлены обязательства по выполнению работ);
• не в полном объеме установлены границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Ряд особых мнений не содержит конкретных невыполненных мероприятий:
• объем средств на реконструкцию и строительство объектов электросетевого хозяйства закладывается недостаточно для обновления существующих фондов;
• отсутствует проектная документация на отдельные линии электропередач;
• не проведена замена масляных выключателей на вакуумные;
• инвестиционные программы составлены без учета оценки состояния технологических систем, оборудования, зданий и сооружений и не отражают рост электрических нагрузок социально-бытовой сферы.
Кроме того, особое мнение о неготовности выдавалось при несоблюдении предприятием дополнительных условий, что не соответствовало установленному порядку оценки.
Только при подготовке к ОЗП 2012–2013 годов Ростехнадзором подписано 556 актов готовности с особым мнением. Не получили паспорта готовности 24 субъекта электроэнергетики и 943 предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Основные нарушения, по которым были составлены Ростехнадзором особые мнения, из года в год повторяются:
• не в полном объеме проведены организационные и технические мероприятия по подготовке к ОЗП;
• отсутствие резерва по тепловой мощности (котлов, сетевое хозяйство);
• отсутствие приборов безопасности при эксплуатации котлов;
• штат машинистов котлов не укомплектован обученным и аттестованным персоналом;
• не создан запас материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ.
В 2012 году Управлением введена типовая форма «особого мнения», что положительно повлияло на результаты оформления проверок. В 2013 году работа будет проводиться в соответствии с этой формой.
Порядок проведения данных проверок, а также требования по готовности определены Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, зарегистрированным в Минюсте России 24 апреля 2013 г. № 28269 (далее Правил).
В период подготовки предприятий электроэнергетики к прохождению осенне-зимнего периода 2013–2014 гг. субъектами электроэнергетики было допущено 50 аварий, за аналогичный период прошлого года произошла 91 авария.
В текущем году происходили аварии, повлекшие отключение большого количества бытовых потребителей и расследования причин которых требует от специалистов Ростехнадзора серьезной подготовки и специальных знаний. Характерным примером может послужить авария на Калининградской ТЭЦ–2, сроки расследования которой неоднократно продлевались и на сегодня необходимо привлечь дополнительное число экспертов для окончательного решения о ее причинах.
Большинство аварий 38 (53) приходится на аварии, в результате которых произошло отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства (подпункт «и» пункта 4 Правил); 9 (17) аварий, в результате которых произошло нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления (подпункт «н» пункта 4 Правил); 1 (2) авария, в результате которой произошло повреждение турбины (подпункт «в» пункта 4 Правил); 1 (12) авария, в результате которой произошли нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики (подпункт «л» пункта 4 Правил).
В июне-июле 2013 года Энергонадзором проведены проверки ООО «Лукойл-Волгоградэнерго».
По результатам проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» выявлено 849 нарушений требований норм и правил в электроэнергетике, в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, а также в области энергоэффективности и энергосбережения, выданы предписания об устранении 813 нарушений (с учетом устраненных в ходе проверки).
За допущенные нарушения составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении: юридического лица (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго») — 3 протокола; должностных лиц — 43 протокола.
Общие нарушения, выявленные в ходе проверок:
• техническое освидетельствование основного электрооборудования станций проводится без участия представителей Ростехнадзора;
• не проводится оценка состояния основного электрооборудования;
• не соблюдаются сроки проведения технического освидетельствования основного электрооборудования станций;
• не проводится комплексное обследование производственных зданий и сооружений станций, находящихся в эксплуатации более 25 лет;
• вывод оборудования и сооружений в ремонт и ввод их в работу производится с нарушением сроков, указанных в годовых графиках ремонта и согласованных с организацией, в оперативном управлении или оперативном ведении которой они находятся;
• приемка из капитального и среднего ремонта оборудования, зданий и сооружений станций проводится комиссиями без программ;
• не соблюдаются сроки проведения профилактических испытаний и измерений электрооборудования и сетей;
• не обеспечен контроль за своевременным проведением многофакторных исследований гидротехнических сооружений водовыпуска сточных вод с оценкой прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности;
• не осуществляется контроль своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности и мероприятий по устранению замечаний, выявленных в процессе экспертизы, в отношении технических устройств, зданий, сооружений;
• не разработаны мероприятия, обеспечивающие содержание опасных производственных объектов сетей газопотребления в безопасном состоянии.
Основной причиной допущенных нарушений является отсутствие должного контроля аппаратом управления и обособленными структурными подразделениями ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» за соблюдением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, ненадлежащее осуществление производственного контроля.
Каждое принятое Ростехнадзором решение о неготовности той или иной организации к работе в осенне-зимний период 2013–2014 года будет обосновано и подтверждено положениями соответствующих нормативных правовых актов, требованиями нормативно-технических документов.
Итоги первого полугодия 2013 года
Количество объектов энергетики, поднадзорных Ростехнадзору составляет более 3,2 млн.
При осуществлении строительного надзора объектов энергетики, проведено 534 мероприятия. Выявлены и предписаны к устранению 1411 нарушений требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов энергетики. По результатам проведенных проверок за допущенные нарушения подвергнуто штрафным санкциям 176 юридических и должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 14,621 млн. рублей.
На объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках произошло 53 аварии и 42 несчастных случая со смертельным исходом (за аналогичный период в 2012 г. произошло 80 аварий и 51 несчастный случай со смертельным исходом).
В соответствии с законодательством в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности выявлению 157 тысяч организаций, обязанных соблюдать требование о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и 175,5 тысяч организаций, обязанных провести энергетическое обследование в установленные сроки.
Проверено 8,5 тысяч организаций, обязанных принять программы энергосбережения. В ходе проверок выявлено 155 организаций, нарушивших данное требование. Штрафным санкциям подверглось 111 юридических и 88 должностных лиц на общую сумму более 6,9 млн. рублей.
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Министерство регионального развития РФ контролирует подготовку субъектов Российской Федерации к предстоящему отопительному сезону.
По состоянию на начало сентября в целом все федеральные округа (за исключением пострадавших от ЧС регионов в Дальневосточном федеральном округе) укладываются в графики проведения подготовительных предзимних работ. Регионы демонстрируют высокую активность в проведении запланированных мероприятий.
Подготовка жилищного фонда в текущем году по всей стране проходит более высокими темпами по сравнению с 2012 годом. В Сибирском, Приволжском и Уральском федеральных округах этот показатель превышает плановое значение, там готовность жилищного фонда к зиме уже достигает 100%.
Средний показатель готовности котельно-теплового хозяйства и водопроводных сетей по всем федеральным округам достигает 90%. Лидером в стране по этому показателю является Уральский федеральный округ, где готовность котельных, тепловых и водопроводных сетей достигает 95%.
В большинстве субъектов Российской Федерации наблюдается положительная динамика по формированию запасов угля и жидкого топлива. В Южном, Сибирском, Уральском, Северо-Западном федеральных округах объем запасов угля достигает 90%, а в Центральном и Приволжском федеральных округах — 100%. По запасам мазута лидером является Северо-Западный федеральный округ, где объем жидкого топлива превышает необходимое для ОЗП плановое значение на 7%.
По сравнению с предыдущим годом в текущем году улучшилась ситуация с финансированием подготовки ЖКХ. Средний уровень использования предусмотренных финансовых средств субъектов для подготовки ЖКХ муниципальных органов к зиме по всей стране составляет 70%, при этом самые высокие показатели демонстрирует Южный федеральный округ, где финансирование подготовки ЖКХ, по данным на 1 сентября 2013 года, составляет 90%.
В настоящее время особое внимание Минрегион России сконцентрировал на подготовке к осенне-зимнему периоду 2013–2014 гг. в пострадавших от паводка субъектах Дальневосточного федерального округа. По объективным причинам здесь наблюдается отставание в подготовке котельных и создании запасов топлива. На сегодняшний день в регионе запасы угля и мазута составляют 60%. Готовность котельных в Хабаровском крае — 76%, Амурской области — 67,5%, в Еврейской автономной области — 84,3%. Тепловые сети готовы на 77,8% в Хабаровском крае, на 52,6% в Амурской области, на 69,7% в ЕАО.
В Минрегионе России намерены усилить внимание к действиям органов местного самоуправления в части принятия ими паспортов готовности объектов ЖКХ к зиме.
В ноябре 2013 года все регионы России обязаны отчитаться о готовности жилищно-коммунального сектора к зиме и до 15 ноября представить итоговые доклады в Министерство регионального развития. До 20 ноября Минрегион, Минэнерго, Ростехнадзор, Минобороны представят итоговый доклад в Правительство с оценкой эффективности каждого региона по подготовке к осенне-зимнему периоду.
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РФ
Контроль за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2013–2014 годов в Минэнерго осуществляется на основании документов:
► Положение «О проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период» (утверждено решением Федерального штаба 06.07.2012 г.).
► Приказ Минэнерго от 29.04.2013 № 223 «О первоочередных мероприятиях по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013–2014 годов».
В соответствии с данными документами в Минэнерго разработан План первоочередных мероприятий по подготовке субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду 2013–2014 гг., который включает:
• разработку топливно-энергетического баланса на период ОЗП;
• накопление запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами, контроль их выполнения;
• мониторинг выполнения ремонтных программ;
• выполнение работ по расчистке трасс и просек линий электропередачи, вырубке деревьев; разработку и утверждение графиков аварийных отключений;
• проведение противоаварийных тренировок и учений по отработке действий и взаимодействия при ликвидации ЧС в условиях низких температур наружного воздуха;
• создание комиссий по проверке к ОЗП и проверка готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП (78 субъектов электроэнергетики).
► Приказ Минэнерго России от 13.08.2013 г. № 431 «Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких регионах в ОЗП 2013–2014 годов».
► Синхронизация проверок готовности к отопительному периоду в сфере теплоснабжения и электроэнергетики утверждена приказом Минэнерго от 12 марта 2013 года № 103.
Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду при проведении уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее:
• 15 сентября — для потребителей тепловой энергии;
• 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
• 15 ноября — для муниципальных образований.
Для энергосистем, не включенных в перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения, основной упор при проверках будет сделан на выполнение программы ремонта и ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей, ЛЭП и трансформаторных мощностей, а также показателей запасов топлива для предприятий электроэнергетики.
► Согласно Статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35–ФЗ «Об электроэнергетике»:
Правительство Российской Федерации утверждает порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают штабы по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечивают их функционирование.
В целях предотвращения нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, по независящим от действий субъектов электроэнергетики причинам, в том числе по причинам, вызванным опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями, в субъектах Российской Федерации создаются коллегиальные органы — штабы по обеспечению безопасности снабжения электрической энергией потребителей, которые принимают решения о применении мер, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 38).
► Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86 «О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения».
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном штабе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2008 г. № 637 штаб осуществляет следующие функции:
1. Организует взаимодействие с региональными штабами (РШ), субъектами электроэнергетики и потребителями, в т.ч. в случае созыва заседаний РШ при возникновении режима с высокими рисками нарушения электроснабжения, возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации.
2. Рассматривает оперативные вопросы обеспечения безопасности электроснабжения.
3. Организует проведение согласительных процедур при урегулировании разногласий между субъектами электроэнергетики и поставщиками топлива при возникновении аварийных электроэнергетических режимов.
4. Рассматривает вопросы обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный период, своевременного накопления необходимых запасов резервных видов топлива предприятиями электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 8 Правил создания и функционирования штабов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2008 г. № 86, основными функциями РШ являются:
1. Координация мероприятий по предотвращению нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий.
2. Принятие решений о мерах, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения и (или) ликвидацию его последствий, в т.ч. согласование решений, принимаемых Системный оператор и мер, направленных на обеспечение выполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии решений Системного оператора по управлению режимами ЕЭС России.
4. Мониторинг и прогнозирование развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения.
5. Информирование субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии о возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения.
Основные положения деятельности Федерального штаба:
• ФШ является координационным органом, образованным Правительством РФ в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности электроснабжения (пункт 1 Положения о Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 637).
• ФШ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, РШ и организациями (пункт 2 Положения о Федеральном штабе).
• Решения ФШ являются обязательными для всех органов государственной власти и региональных штабов (пункт 5 д Положения о Федеральном штабе).
• Заседания ФШ проводятся по мере необходимости по решению руководителя ФШ.
На основании мониторинга нарушений теплоснабжения в субъектах Российской Федерации и организации информационного взаимодействия с ФГБУ «САЦ Минэнерго России» выявлено:
• В 83 субъектах Российской Федерации изданы нормативные акты об утверждении порядка мониторинга нарушений теплоснабжения.
• Утвержден порядок информирования САЦ Минэнерго России о произошедших нарушениях теплоснабжения потребителей в соответствии с критериями нарушений и формой оперативного донесения, разработанными Минэнерго России.
• Определены ответственные за оперативное информирование САЦ Минэнерго России о произошедших нарушениям и ходе восстановительных работ и подготовлен справочник ответственных за информирование.
В целях контроля за подготовкой субъектов Российской Федерации к прохождению ОЗП 2013–2014 годов руководитель Федерального штаба, Министр энергетики РФ А.В. Новак проводит совещания в федеральных округах с участием других ФОИВ, руководства региональных штабов и организаций электроэнергетики.
Руководители РШ докладывают о результатах контроля по следующим вопросам:
• топливообеспечение предприятий электроэнергетики и ЖКХ; техническое состояние и износ оборудования предприятий округа; выполнение ремонтных и инвестиционных программ субъектами электроэнергетики и ЖКХ;
• разработка и утверждение схем теплоснабжения;
• выполнение мероприятий в регионах с высокими рисками нарушения электроснабжения потребителей, перечень которых утвержден приказом Минэнерго России от 03.09.2012 г. № 415;
• наличие и готовность аварийных бригад и спецтехники к ликвидации аварий на объектах ЖКХ и ТЭК, организация их взаимодействия, проведение тренировок;
• выполнение электросетевыми организациями программ по расчистке и расширению просек линий электропередачи в сравнении с показателями 2012 года;
• динамика задолженности на оптовом и розничных рынках электроэнергии и мощности;
• выполнение предписаний надзорных органов;
• проблемные вопросы, выявленные при прохождении ОЗП 2012–2013 годов, принятые меры по их решению;
• ход подготовки к прохождению отопительного периода 2013–2014 годов и принимаемые меры по обеспечению надежности энергоснабжения регионов;
• ход исполнения плана первоочередных мероприятий по подготовке субъектов электроэнергетики к прохождению ОЗП 2013–2014 годов в соответствии с приказом Минэнерго России от 29.04.2013 г. № 223;
• динамика дебиторской задолженности потребителей тепла и электроэнергии перед ресурсоснабжающими организациями за потребленные ресурсы и принимаемые меры по ее снижению.
В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей ряд региональных штабов осуществляет контроль за выполнением организациями электроэнергетики мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения.
► В соответствии с приказом Минэнерго России от 3 сентября 2012 г. № 415 был утвержден перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения потребителей в ОЗП 2012–2013 года и план мероприятий по снижению данных рисков.
Данный приказ был направлен руководителям Региональных штабов, на территории которых располагаются соответствующие энергосистемы для осуществления контроля и заслушивания на заседаниях (Кубанская, Дагестанская, Приморская, Сахалинская, Иркутская и Тюменская энергосистемы).
Региональными штабами вопросы выполнения мероприятий регулярно заслушивались на своих заседаниях.
► 13 августа 2013 г. утвержден приказ Минэнерго России № 431 «Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения в ОЗП 2013–2014 года и план мероприятий по снижению таких рисков».
По результатам проведенной работы из Перечня исключены Тюменская и Сахалинская энергосистемы, но включен Центральный энергорайон Якутской энергосистемы.
► Протоколом Федерального штаба от 09.09.2011 № 9 утвержден «Типовой регламент организации и применения временного электроснабжения потребителей в условиях массовых нарушений электроснабжения потребителей», который определил порядок формирования, содержания, применения парка передвижных резервных источников снабжения электрической энергией (далее — РИСЭЭ).
На основании Типового регламента должны быть разработаны и утверждены местные регламенты в субъектах РФ.
► В рамках осуществления контроля за созданием и поддержанием в субъектах российской Федерации парка автономных резервных источников электроснабжения к ОЗП 2013–2014 года в Региональные штабы направлено письмо Минэнерго России от 27.06.2013 № 27–06/555.
По результатам проведенной работы собрана информация о состоянии парка автономных источников во всех 83 субъектах Российской Федерации, планах по их закупки и необходимому количеству.
► Протоколом заседания Федерального штаба от 06.07.2012 № 10 утверждено «Положение о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП».
Положение предусматривает участие представителей региональных органов власти в соответствующих комиссиях Минэнерго России по проверке готовности соответствующих субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП, а так же создание региональными органами власти комиссий по проверке готовности соответствующих субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП.
Не позднее 1 сентября создаются комиссии и утверждаются нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или решением регионального штаба.
В состав комиссий включаются на основании их предложений представители территориальных органов МЧС России, Ростехнадзора, Минэнерго России, филиалов ОАО «СО ЕЭС», органов местного самоуправления и иных организаций.
В период с 1 октября по 1 ноября проводится проверка готовности субъектов электроэнергетики комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решение Комиссии о готовности (неготовности) к работе в осенне-зимний период принимается простым большинством голосов и оформляется актом проверки готовности в соответствии с приложением № 1 к Положению.
Не позднее одного дня со дня подписания комиссией акта проверки готовности, председателем Комиссии вручается субъекту электроэнергетики паспорт готовности, оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Выполнение всех этих мероприятий находится на контроле Минэнерго.
РОСТЕХНАДЗОР
В период с 11 по 12 сентября 2013 года в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору прошло расширенное заседание с руководителями территориальных управлений Ростехнадзора и их заместителями, курирующих вопросы энергетического надзора.
В работе совещания приняли участие представители Министерства энергетики Российской Федерации и ведущих энергетических компаний страны, руководители и научные сотрудники исследовательских институтов, эксперты и специалисты в области энергетики.
В соответствии с решением протокола заседания Правительства Российской Федерации от 23 мая 2013 г. № 16 и поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 июля 2013 г. № ДК–П9–4695 Ростехнадзору поручено провести проверку готовности организаций электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период и организовать контроль хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2013–2014 годов. В целях реализации данных поручений издан и направлен в территориальные органы приказ Ростехнадзора от 10 июля 2013 г. № 298.
Порядок проверки готовности к работе в осенне-зимний период, организаций — субъектов электроэнергетики, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляется на основании:
• Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35–ФЗ «Об электроэнергетике» (статья 21) — утверждение порядка оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
• Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении» (статья 4): к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится — утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду.
• Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103.
• Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденного решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба), протокол от 6 июля 2012 г. № 10.
• Приказа Ростехнадзора от 20 июля 2012 г. № 414 «О контроле хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2012–2013 годов».
• Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении» (статья 20) — проверка готовности к отопительному периоду.
В 2013 году проверке готовности к отопительному периоду подлежат Муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду относится к компетенции Ростехнадзора, а проверка готовности организаций осуществляется муниципальными образованиями. На основании пункта 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду: «В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
При проверке объектов по производству электрической энергии, в том числе работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, объектов электросетевого хозяйства, а также системного оператора, Ростехнадзор участвует в оценке готовности 74 субъектов электроэнергетики в составе комиссий, утвержденных Минэнерго России.
Анализ прошлого отопительного периода показал, что в более чем 30% случаев особые мнения содержали нарушения, не влияющие на прохождение максимума нагрузки, а также не относящиеся к основным и дополнительным условиям, например:
• должностное лицо прошло проверку знания не в той комиссии (без участия представителя Ростехнадзора);
• не аттестовано должностное лицо (административно-технический персонал);
• не проведено техническое освидетельствование компрессора, служащего для технологических нужд (при этом представлены обязательства по выполнению работ);
• не в полном объеме установлены границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Ряд особых мнений не содержит конкретных невыполненных мероприятий:
• объем средств на реконструкцию и строительство объектов электросетевого хозяйства закладывается недостаточно для обновления существующих фондов;
• отсутствует проектная документация на отдельные линии электропередач;
• не проведена замена масляных выключателей на вакуумные;
• инвестиционные программы составлены без учета оценки состояния технологических систем, оборудования, зданий и сооружений и не отражают рост электрических нагрузок социально-бытовой сферы.
Кроме того, особое мнение о неготовности выдавалось при несоблюдении предприятием дополнительных условий, что не соответствовало установленному порядку оценки.
Только при подготовке к ОЗП 2012–2013 годов Ростехнадзором подписано 556 актов готовности с особым мнением. Не получили паспорта готовности 24 субъекта электроэнергетики и 943 предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Основные нарушения, по которым были составлены Ростехнадзором особые мнения, из года в год повторяются:
• не в полном объеме проведены организационные и технические мероприятия по подготовке к ОЗП;
• отсутствие резерва по тепловой мощности (котлов, сетевое хозяйство);
• отсутствие приборов безопасности при эксплуатации котлов;
• штат машинистов котлов не укомплектован обученным и аттестованным персоналом;
• не создан запас материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ.
В 2012 году Управлением введена типовая форма «особого мнения», что положительно повлияло на результаты оформления проверок. В 2013 году работа будет проводиться в соответствии с этой формой.
Порядок проведения данных проверок, а также требования по готовности определены Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, зарегистрированным в Минюсте России 24 апреля 2013 г. № 28269 (далее Правил).
В период подготовки предприятий электроэнергетики к прохождению осенне-зимнего периода 2013–2014 гг. субъектами электроэнергетики было допущено 50 аварий, за аналогичный период прошлого года произошла 91 авария.
В текущем году происходили аварии, повлекшие отключение большого количества бытовых потребителей и расследования причин которых требует от специалистов Ростехнадзора серьезной подготовки и специальных знаний. Характерным примером может послужить авария на Калининградской ТЭЦ–2, сроки расследования которой неоднократно продлевались и на сегодня необходимо привлечь дополнительное число экспертов для окончательного решения о ее причинах.
Большинство аварий 38 (53) приходится на аварии, в результате которых произошло отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства (подпункт «и» пункта 4 Правил); 9 (17) аварий, в результате которых произошло нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления (подпункт «н» пункта 4 Правил); 1 (2) авария, в результате которой произошло повреждение турбины (подпункт «в» пункта 4 Правил); 1 (12) авария, в результате которой произошли нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики (подпункт «л» пункта 4 Правил).
В июне-июле 2013 года Энергонадзором проведены проверки ООО «Лукойл-Волгоградэнерго».
По результатам проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» выявлено 849 нарушений требований норм и правил в электроэнергетике, в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, а также в области энергоэффективности и энергосбережения, выданы предписания об устранении 813 нарушений (с учетом устраненных в ходе проверки).
За допущенные нарушения составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении: юридического лица (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго») — 3 протокола; должностных лиц — 43 протокола.
Общие нарушения, выявленные в ходе проверок:
• техническое освидетельствование основного электрооборудования станций проводится без участия представителей Ростехнадзора;
• не проводится оценка состояния основного электрооборудования;
• не соблюдаются сроки проведения технического освидетельствования основного электрооборудования станций;
• не проводится комплексное обследование производственных зданий и сооружений станций, находящихся в эксплуатации более 25 лет;
• вывод оборудования и сооружений в ремонт и ввод их в работу производится с нарушением сроков, указанных в годовых графиках ремонта и согласованных с организацией, в оперативном управлении или оперативном ведении которой они находятся;
• приемка из капитального и среднего ремонта оборудования, зданий и сооружений станций проводится комиссиями без программ;
• не соблюдаются сроки проведения профилактических испытаний и измерений электрооборудования и сетей;
• не обеспечен контроль за своевременным проведением многофакторных исследований гидротехнических сооружений водовыпуска сточных вод с оценкой прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности;
• не осуществляется контроль своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности и мероприятий по устранению замечаний, выявленных в процессе экспертизы, в отношении технических устройств, зданий, сооружений;
• не разработаны мероприятия, обеспечивающие содержание опасных производственных объектов сетей газопотребления в безопасном состоянии.
Основной причиной допущенных нарушений является отсутствие должного контроля аппаратом управления и обособленными структурными подразделениями ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» за соблюдением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, ненадлежащее осуществление производственного контроля.
Каждое принятое Ростехнадзором решение о неготовности той или иной организации к работе в осенне-зимний период 2013–2014 года будет обосновано и подтверждено положениями соответствующих нормативных правовых актов, требованиями нормативно-технических документов.
Итоги первого полугодия 2013 года
Количество объектов энергетики, поднадзорных Ростехнадзору составляет более 3,2 млн.
При осуществлении строительного надзора объектов энергетики, проведено 534 мероприятия. Выявлены и предписаны к устранению 1411 нарушений требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов энергетики. По результатам проведенных проверок за допущенные нарушения подвергнуто штрафным санкциям 176 юридических и должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 14,621 млн. рублей.
На объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках произошло 53 аварии и 42 несчастных случая со смертельным исходом (за аналогичный период в 2012 г. произошло 80 аварий и 51 несчастный случай со смертельным исходом).
В соответствии с законодательством в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности выявлению 157 тысяч организаций, обязанных соблюдать требование о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и 175,5 тысяч организаций, обязанных провести энергетическое обследование в установленные сроки.
Проверено 8,5 тысяч организаций, обязанных принять программы энергосбережения. В ходе проверок выявлено 155 организаций, нарушивших данное требование. Штрафным санкциям подверглось 111 юридических и 88 должностных лиц на общую сумму более 6,9 млн. рублей.
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Министерство регионального развития РФ контролирует подготовку субъектов Российской Федерации к предстоящему отопительному сезону.
По состоянию на начало сентября в целом все федеральные округа (за исключением пострадавших от ЧС регионов в Дальневосточном федеральном округе) укладываются в графики проведения подготовительных предзимних работ. Регионы демонстрируют высокую активность в проведении запланированных мероприятий.
Подготовка жилищного фонда в текущем году по всей стране проходит более высокими темпами по сравнению с 2012 годом. В Сибирском, Приволжском и Уральском федеральных округах этот показатель превышает плановое значение, там готовность жилищного фонда к зиме уже достигает 100%.
Средний показатель готовности котельно-теплового хозяйства и водопроводных сетей по всем федеральным округам достигает 90%. Лидером в стране по этому показателю является Уральский федеральный округ, где готовность котельных, тепловых и водопроводных сетей достигает 95%.
В большинстве субъектов Российской Федерации наблюдается положительная динамика по формированию запасов угля и жидкого топлива. В Южном, Сибирском, Уральском, Северо-Западном федеральных округах объем запасов угля достигает 90%, а в Центральном и Приволжском федеральных округах — 100%. По запасам мазута лидером является Северо-Западный федеральный округ, где объем жидкого топлива превышает необходимое для ОЗП плановое значение на 7%.
По сравнению с предыдущим годом в текущем году улучшилась ситуация с финансированием подготовки ЖКХ. Средний уровень использования предусмотренных финансовых средств субъектов для подготовки ЖКХ муниципальных органов к зиме по всей стране составляет 70%, при этом самые высокие показатели демонстрирует Южный федеральный округ, где финансирование подготовки ЖКХ, по данным на 1 сентября 2013 года, составляет 90%.
В настоящее время особое внимание Минрегион России сконцентрировал на подготовке к осенне-зимнему периоду 2013–2014 гг. в пострадавших от паводка субъектах Дальневосточного федерального округа. По объективным причинам здесь наблюдается отставание в подготовке котельных и создании запасов топлива. На сегодняшний день в регионе запасы угля и мазута составляют 60%. Готовность котельных в Хабаровском крае — 76%, Амурской области — 67,5%, в Еврейской автономной области — 84,3%. Тепловые сети готовы на 77,8% в Хабаровском крае, на 52,6% в Амурской области, на 69,7% в ЕАО.
В Минрегионе России намерены усилить внимание к действиям органов местного самоуправления в части принятия ими паспортов готовности объектов ЖКХ к зиме.
- admin от