Организация и проведение энергетических обследований в рамках Государственной программы столицы «Энергосбережение в городе Москве на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года»
И.А. Фролов,
Директор Государственного казенного учреждения г. Москвы «Энергетика»
Важнейшим инструментом реализации государственной политики в области энергосбережения является соответствующая нормативная база. В странах с развитой экономикой, например в Японии, Германии, Нидерландах и других уже более 20 лет действуют законы об энергосбережении. В этих странах энергосбережение начиналось с принятия новых нормативов для жилых и общественных зданий, предусматривающих сокращение потребления ресурсов от 20 до 40%.
Сегодня эти государства не только регулируют вопросы энергосбережения, но и оказывают непосредственную финансовую поддержку организациям, внедряющим энергосберегающие технологии.
В нашей стране вопросы энергосбережения регулируются Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ). Во исполнение Закона постановлением Правительства столицы утверждена Государственная программа «Энергосбережение в городе Москве на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года» (далее — Программа).
Вопросы энергоэффективности и энергосбережения невозможно решать без реализации соответствующих мероприятий, а их выбор для каждого конкретного объекта может быть сделан только на основе энергетического обследования. Федеральный закон № 261-ФЗ требует выполнения всех обязательных энергетических обследований до 31 декабря 2012 года.
В настоящее время возникла ситуация, когда многие энергетические компании во исполнение Федерального закона пытаются выполнить энергетическое обследование «малыми силами», то есть формально, на бумаге, подменяя тем самым смысл самого обследования по реальной оценке энергетического потенциала и выбору действенных мероприятий по энергосбережению.
Государственное казенное учреждение «Энергетика» (далее — ГКУ) Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (далее — Департамент) является центром управления Программой по энергосбережению, в том числе по проверке результатов энергетических обследований, выполненных в рамках Программы за счет бюджета города Москвы.
О проблемах, связанных с энергетическими обследованиями, написано много. Это и недостаточная подготовка энергоаудиторов (72 часовой курс), отсутствие у аудиторских компаний надлежащего оборудования, утвержденных методик проведения обследования во встроенно-пристроенных помещениях (отсутствие индивидуального учета ресурса) и многие другие вопросы.
Рассмотрим некоторые проблемы. Департаментом в 2010-2012 годах организованы работы на 1181 объекте бюджетной сферы. Это школы, детские сады, поликлиники, театры и небольшое количество общежитий, принадлежащих Москве. Данными работами не охвачена вся бюджетная сфера столицы, но никто не снимал обязанность с других органов исполнительной власти выполнить энергетические обследования собственными силами и за свой счет. В этом мы им только помогаем.
Контроль выполнения работ по энергетическому обследованию осуществляется на всех этапах его проведения, начиная от сбора исходных данных о потреблении энергоресурсов за прошедшие периоды. Он включает в себя анализ инструментальной проверки и тепловизионного контроля и заканчивается контролем качества заполнения энергетических паспортов и отчетов.
Среди энергоаудиторов есть исполнители, очень ответственно подходящие к процессу выполнения работ и формированию отчетной документации. Но существуют и такие, которые пытаются навязать «халтуру». Например, при проверке отчета энергоаудита серийной четырехэтажной школы в описании объекта указаны четыре этажа, на тепловизионном снимке их пять. Или в описании приводятся окна из алюминиевого профиля, а на снимке — пластиковые стеклопакеты. Из этого можно сделать вывод, что недобросовестные энергоаудиторы имеют у себя некую базу тепловизионных снимков объектов (их электрощитовых, схем электро- и теплоснабжения) и пытаются сделать всю работу по обследованию зданий, даже не выезжая на объекты.
Есть и другие примеры обмана, более сложные, с использованием Photoshop, но наши специалисты видят подтасовку (фальсификацию).
Какой вывод о потенциале энергосбережения можно сделать по результатам такого обследования, да еще, если в рамках Программы необходимо реализовать мероприятия на данном объекте, в рамках энергосервисного контракта? Какую реальную экономию ресурса мы получим из этого обследования и о каком возврате средств для энергосервисной компании может идти речь? Такой работой можно дискредитировать саму идею энергосбережения. Такие случаи выявляются там, где мы можем контролировать ситуацию. можно только представить, что происходит на остальных объектах?
В 2010-2011 годы отраслевыми департаментами города Москвы выполнено 124 энергетических обследования. В 2012 году ими запланировано еще 1354.
Объем работ предстоит большой, но не все департаменты имеют подготовленных специалистов, способных реально оценить результаты обследований.
На заседании Штаба по энергосбережению под руководством заместителя Мэра Москвы в правительстве Москвы П.П. Бирюкова дано поручение всем соисполнителям Программы рассмотреть возможность включения в конкурсную комиссию на организацию конкурсных процедур по отраслевым и окружным программам энергосбережения представителя Департамента, а в приемочную комиссию включить представителя ГКУ. Кроме этого, все результаты работ, с целью их анализа и агрегации, необходимо внести в Единую Интегрированную Автоматизированную Информационную Систему мониторинга и управления Эффективностью Энергосбережения (далее ЕИАИС ЭЭ), которая создается под управлением Департамента. Это позволит оценить результаты проведенных энергетических обследований, и информация об энергоаудитах станет основой для актуализации отраслевых и окружных программ энергосбережения.
Другой, не менее важной проблемой является ситуация, когда на энергетическое обследование выходит организация, заранее решившая не выполнить работы, а взять заказчика «измором».
Несмотря на то что Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», имеет много недостатков, в рамках бюджета города при организации торгов и конкурсов мы должны руководствоваться им. При оценке предложений, представляемых участниками торгов, разным характеристикам присваиваются различные весовые коэффициенты: кто больше снизит цену, быстрее выполнит работу, представит большие гарантии качества и так далее. Иногда участники торгов, давая значительное снижение по какому-либо показателю, выигрывают конкурс, а выполнить работу надлежащим образом не желают.
В 2012 году был зафиксирован следующий случай. Организация дала 70% снижение сразу по нескольким лотам и выиграла конкурсы. Отказать в заключении контракта не было оснований, хотя имелась информация о их не самой лучшей репутации в области энергетических обследований. Но информацию к делу не пришьешь.
В ГКУ провели совещание с этой организацией, объяснили ей порядок организации проведения работ и сдачи результатов. Была предложена консультационная помощь на каждом этапе работ, но представители организации заявили, что сроки короткие, и попросили согласовать перенос сроков выполнения работ. Так как по условиям контракта это невозможно, организация приступила к «работе». В конечном итоге по ряду лотов, результаты работ, которые должны были быть представлены через три дня, попали на проверку через полтора месяца (весь срок контракта составлял 30 дней), и это была только часть работ. Складывалось впечатление, что работы выполняли не энергоаудиторы. Для проведения работ привлекались студенты без опыта работы, не имеющие соответствующей подготовки по аудиту и аттестации по электробезопасности. До настоящего времени многие материалы в ГКУ не представлены. Нами подано исковые заявления на расторжение контрактов в суд.
Что получил от всего этого город? Во-первых, выполнение работ в отопительный сезон сорвано, во-вторых, средства, выделенные на эти работы, заморожены, и, следовательно, срываются сроки проведения обследований. Из-за этого объекты бюджетной сферы могут быть привлечены к административной ответственности, а люди перестают верить в реализацию программы энергосбережения.
Вывод один: необходимо вносить соответствующие изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ, в том числе и об усилении ответственности за ненадлежащее исполнение работ.
Все эти примеры показывают проблемы, с которыми мы сталкиваемся при реализации Программы по энергосбережению, но уверенность в необходимости энергосбережения и повышении энергоэффективности остается. А энергоуадит должен стать основой этой Программы в организации внедрения энергосберегающих мероприятий в области повышения энергоэффективности, в том числе на основе энергосервисных контрактов. Только реальный аудит может дать результат.
ГКУ «Энергетика» всегда открыта для общения и помощи в области энергосбережения. Мы работаем со всеми органами исполнительной власти и объектами бюджетной сферы в Москве, налаживаем региональное и международное взаимодействие и готовы к сотрудничеству!
Директор Государственного казенного учреждения г. Москвы «Энергетика»
Важнейшим инструментом реализации государственной политики в области энергосбережения является соответствующая нормативная база. В странах с развитой экономикой, например в Японии, Германии, Нидерландах и других уже более 20 лет действуют законы об энергосбережении. В этих странах энергосбережение начиналось с принятия новых нормативов для жилых и общественных зданий, предусматривающих сокращение потребления ресурсов от 20 до 40%.
Сегодня эти государства не только регулируют вопросы энергосбережения, но и оказывают непосредственную финансовую поддержку организациям, внедряющим энергосберегающие технологии.
В нашей стране вопросы энергосбережения регулируются Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ). Во исполнение Закона постановлением Правительства столицы утверждена Государственная программа «Энергосбережение в городе Москве на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года» (далее — Программа).
Вопросы энергоэффективности и энергосбережения невозможно решать без реализации соответствующих мероприятий, а их выбор для каждого конкретного объекта может быть сделан только на основе энергетического обследования. Федеральный закон № 261-ФЗ требует выполнения всех обязательных энергетических обследований до 31 декабря 2012 года.
В настоящее время возникла ситуация, когда многие энергетические компании во исполнение Федерального закона пытаются выполнить энергетическое обследование «малыми силами», то есть формально, на бумаге, подменяя тем самым смысл самого обследования по реальной оценке энергетического потенциала и выбору действенных мероприятий по энергосбережению.
Государственное казенное учреждение «Энергетика» (далее — ГКУ) Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (далее — Департамент) является центром управления Программой по энергосбережению, в том числе по проверке результатов энергетических обследований, выполненных в рамках Программы за счет бюджета города Москвы.
О проблемах, связанных с энергетическими обследованиями, написано много. Это и недостаточная подготовка энергоаудиторов (72 часовой курс), отсутствие у аудиторских компаний надлежащего оборудования, утвержденных методик проведения обследования во встроенно-пристроенных помещениях (отсутствие индивидуального учета ресурса) и многие другие вопросы.
Рассмотрим некоторые проблемы. Департаментом в 2010-2012 годах организованы работы на 1181 объекте бюджетной сферы. Это школы, детские сады, поликлиники, театры и небольшое количество общежитий, принадлежащих Москве. Данными работами не охвачена вся бюджетная сфера столицы, но никто не снимал обязанность с других органов исполнительной власти выполнить энергетические обследования собственными силами и за свой счет. В этом мы им только помогаем.
Контроль выполнения работ по энергетическому обследованию осуществляется на всех этапах его проведения, начиная от сбора исходных данных о потреблении энергоресурсов за прошедшие периоды. Он включает в себя анализ инструментальной проверки и тепловизионного контроля и заканчивается контролем качества заполнения энергетических паспортов и отчетов.
Среди энергоаудиторов есть исполнители, очень ответственно подходящие к процессу выполнения работ и формированию отчетной документации. Но существуют и такие, которые пытаются навязать «халтуру». Например, при проверке отчета энергоаудита серийной четырехэтажной школы в описании объекта указаны четыре этажа, на тепловизионном снимке их пять. Или в описании приводятся окна из алюминиевого профиля, а на снимке — пластиковые стеклопакеты. Из этого можно сделать вывод, что недобросовестные энергоаудиторы имеют у себя некую базу тепловизионных снимков объектов (их электрощитовых, схем электро- и теплоснабжения) и пытаются сделать всю работу по обследованию зданий, даже не выезжая на объекты.
Есть и другие примеры обмана, более сложные, с использованием Photoshop, но наши специалисты видят подтасовку (фальсификацию).
Какой вывод о потенциале энергосбережения можно сделать по результатам такого обследования, да еще, если в рамках Программы необходимо реализовать мероприятия на данном объекте, в рамках энергосервисного контракта? Какую реальную экономию ресурса мы получим из этого обследования и о каком возврате средств для энергосервисной компании может идти речь? Такой работой можно дискредитировать саму идею энергосбережения. Такие случаи выявляются там, где мы можем контролировать ситуацию. можно только представить, что происходит на остальных объектах?
В 2010-2011 годы отраслевыми департаментами города Москвы выполнено 124 энергетических обследования. В 2012 году ими запланировано еще 1354.
Объем работ предстоит большой, но не все департаменты имеют подготовленных специалистов, способных реально оценить результаты обследований.
На заседании Штаба по энергосбережению под руководством заместителя Мэра Москвы в правительстве Москвы П.П. Бирюкова дано поручение всем соисполнителям Программы рассмотреть возможность включения в конкурсную комиссию на организацию конкурсных процедур по отраслевым и окружным программам энергосбережения представителя Департамента, а в приемочную комиссию включить представителя ГКУ. Кроме этого, все результаты работ, с целью их анализа и агрегации, необходимо внести в Единую Интегрированную Автоматизированную Информационную Систему мониторинга и управления Эффективностью Энергосбережения (далее ЕИАИС ЭЭ), которая создается под управлением Департамента. Это позволит оценить результаты проведенных энергетических обследований, и информация об энергоаудитах станет основой для актуализации отраслевых и окружных программ энергосбережения.
Другой, не менее важной проблемой является ситуация, когда на энергетическое обследование выходит организация, заранее решившая не выполнить работы, а взять заказчика «измором».
Несмотря на то что Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», имеет много недостатков, в рамках бюджета города при организации торгов и конкурсов мы должны руководствоваться им. При оценке предложений, представляемых участниками торгов, разным характеристикам присваиваются различные весовые коэффициенты: кто больше снизит цену, быстрее выполнит работу, представит большие гарантии качества и так далее. Иногда участники торгов, давая значительное снижение по какому-либо показателю, выигрывают конкурс, а выполнить работу надлежащим образом не желают.
В 2012 году был зафиксирован следующий случай. Организация дала 70% снижение сразу по нескольким лотам и выиграла конкурсы. Отказать в заключении контракта не было оснований, хотя имелась информация о их не самой лучшей репутации в области энергетических обследований. Но информацию к делу не пришьешь.
В ГКУ провели совещание с этой организацией, объяснили ей порядок организации проведения работ и сдачи результатов. Была предложена консультационная помощь на каждом этапе работ, но представители организации заявили, что сроки короткие, и попросили согласовать перенос сроков выполнения работ. Так как по условиям контракта это невозможно, организация приступила к «работе». В конечном итоге по ряду лотов, результаты работ, которые должны были быть представлены через три дня, попали на проверку через полтора месяца (весь срок контракта составлял 30 дней), и это была только часть работ. Складывалось впечатление, что работы выполняли не энергоаудиторы. Для проведения работ привлекались студенты без опыта работы, не имеющие соответствующей подготовки по аудиту и аттестации по электробезопасности. До настоящего времени многие материалы в ГКУ не представлены. Нами подано исковые заявления на расторжение контрактов в суд.
Что получил от всего этого город? Во-первых, выполнение работ в отопительный сезон сорвано, во-вторых, средства, выделенные на эти работы, заморожены, и, следовательно, срываются сроки проведения обследований. Из-за этого объекты бюджетной сферы могут быть привлечены к административной ответственности, а люди перестают верить в реализацию программы энергосбережения.
Вывод один: необходимо вносить соответствующие изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ, в том числе и об усилении ответственности за ненадлежащее исполнение работ.
Все эти примеры показывают проблемы, с которыми мы сталкиваемся при реализации Программы по энергосбережению, но уверенность в необходимости энергосбережения и повышении энергоэффективности остается. А энергоуадит должен стать основой этой Программы в организации внедрения энергосберегающих мероприятий в области повышения энергоэффективности, в том числе на основе энергосервисных контрактов. Только реальный аудит может дать результат.
ГКУ «Энергетика» всегда открыта для общения и помощи в области энергосбережения. Мы работаем со всеми органами исполнительной власти и объектами бюджетной сферы в Москве, налаживаем региональное и международное взаимодействие и готовы к сотрудничеству!
- admin от