ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: ФАКТЫ. МНЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ
В последние три месяца 2012 года тема Государственной политики в сфере энергоэффективности и энергосбережения заняла первое место среди обсуждаемых тем у представителей федеральных органов исполнителей власти, бизнеса, экспертного сообщества, научных институтов и высших учебных заведений. Более двух лет прошло с момента принятия в 2009 году № 261–ФЗ «Об энергосбережении ….». За это время не только у общественности и специалистов, но и чиновников пришло осознание необходимости переноса срока реализации его основных положений. Два года правоприменительной практики в сфере энергосбережения доказали необходимость внесения массы поправок в № 261–ФЗ, КоАП и другие законы.
На заседаниях правительства РФ, ГД РФ, Совета Федерации РФ, Министерствах и ведомствах, а также на крупных панельных мероприятиях подводили итоги реализации закона.
Вектор поднимаемых вопросов был направлен в сторону нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности , в частности «О внесении изменении в Федеральный закон «Об энергосбережении…», усиления ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, энергоменеджмента, организация учета используемых энергетических ресурсов, ВИЭ, энергосервисных контрактов.
В этой рубрике приводятся различные мнения участников по этим вопросам.
Реализация Государственной программы по энергосбережению (Программа-2020)
Тимур Иванов,
бывший генеральный директор ФГБУ «РЭА»
За год работы Государственной программы энергосбережения удалось сэкономить всего несколько процентов энергии, первые заметные результаты программы можно будет увидеть только в 2012 году. Ряд мероприятий уже реализуются, это касается проведения обязательных энергетических обследований, образовательных программ и разработка технико-экономических обоснований.
Однако в 2012 году осуществление государственной стратегии предполагает софинансирование конкретных проектов и проведение индикаторной оценки мероприятий с точки зрения влияния на энергоемкость ВВП и ВРП российской экономики.
Субсидии, которые были направлены из бюджета на поддержку лучших региональных программ, поступили только в конце прошлого года, поэтому субъекты все это время занимались только их подготовкой. Теперь они должны приступить к выполнению «конкретных проектов».
РЭА также намерено создать единый механизм поддержки энергосервисных контрактов.
На сегодняшний день в России такой механизм отсутствует. Для поддержки и развития энергосервисных контрактов в России будет разработан целый ряд специальных инструментов.
Сегодня в России на энергосервисном рынке нет ни одной крупной западной компании. До настоящего времени отсутствуют правовые гарантии возврата инвестиций в энергосбережение для регулируемых организаций и энергосервисных компаний, а для банков энергосервисные контракты не являются основанием для предоставления финансирования. В РЭА решают эту проблему созданием энергофинансового агентства на базе Внешэкономбанка. Агентство будет выступать для энергосервисных компаний в качестве поручителя, и брать на себя часть рисков. «Оно будет выдавать некие облигации, которые будут валированы ВЭБом и являться надежным обеспечением для заемщиков, идущих в банк за кредитом».
Планируется, что оно заработает к осени 2012 года, объем гарантий на первый год составит порядка 2 млрд. рублей. Агентство займется финансированием небольших проектов от 1 млн. до 50 млн. руб. (условно), так как государство на сегодняшний день готово субсидировать процентные ставки только для проектов стоимостью 0,5-1 млрд. руб. Спроса на эту услугу нет из за сложности бюрократической процедуры получения гарантий, да и таких проектов в бюджетном секторе просто нет. В Европейском банке реконструкции и развития считают, что эффективным инструментом для привлечения длинных денег в проекты может служить факторинг, который позволит рефинансировать задолженность через продажу прав требования по энергосервисным контрактам, и предлагают государству и заинтересованному бизнесу учредить специализированную факторинговую компанию в виде ОАО.
Кроме того в рамках регулируемых организаций разработан такой инструмент как регуляторное соглашение, которое заключается между региональной энергетической комиссией и самой организацией. Третьим участником соглашения может выступить энергосервисная компания. В этом случае инвестор будет знать необходимую информацию для гарантированного тарифа, чтобы вложенные им деньги могли вернуться в указанные сроки. Проблема заключается в том, что в министерствах есть различные механизмы господдержки: субсидирование процентных ставок, льготные кредиты, ускоренная амортизация и др., но нет одного — кто бы мог объединить все эти механизмы поддержки и дать единые комплексные решения для таких программ. Сегодня главная задача РЭА собрать все инструменты, которые существуют в различных отраслях. и предоставить регионам информацию, что конкретно можно сделать для реализации определенного проекта.
Кроме того, нужно развивать дополнительное производство и научиться привлекать новых технологических партнеров. Однако большая часть регионов по-прежнему ориентирована на федеральный бюджет, а этого недостаточно для стимулирования модернизации. Этот и многие другие вопросы должен решать кластер энергоэффективных технологий «Сколково» и РЭА (у РЭА с кластером энергоэффективных технологий Фонда — альянс). «Сколково» финансирует стартапы и разработку новых технологий, а задача РЭА — обеспечить их массовое внедрение в регионах страны. Схема поиска наилучших решений у партнеров отработана довольно четко. Первый этап происходит еще на стадии отбора «Сколкова» проектов для финансирования, где оцениваются и сроки окупаемости этих технологий, ее востребованность, наукоемкость и инновационность. Есть ли аналоги и конкурентная среда, какова стоимость владения на всем жизненном цикле?
Затем параметры наиболее эффективных технологий вносятся в базу данных РЭА — Государственную информационную систему в области энергоэффективности (ГИС ЭЭ).
Далее идет предложение проектов с конкретными техническими решениями регионам при решении задач по повышению энергоэффективности в таких сферах, как ЖКХ, малая или распределенная энергетика, традиционная энергетика.
Алексей Кулапин,
заместитель директора Департамента энергоэффективности,
модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики РФ
С момента принятия ФЗ № 261 проблем в отрасли накопилось не мало.
Одна из них — неэффективность отечественного производства. Учитывая тот факт, что Россия вступила в наднациональные объединения, особое значение приобретает задача повышения конкурентоспособности отечественной экономики, а тема энергосбережения и энергоэффективности в нашей стране становится еще более актуальной и острой.
Важная задача на данном этапе — обеспечение благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов, создав инструменты привлечение инвестиций в локальный бизнес. На это и рассчитана принятая в 2010 году Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.
В 2011 году согласно госпрограмме до 2020 года, 54 из 83 регионов получили весь годовой объем субсидий (5,1 млрд. руб. из 5,27 млрд. руб. которые распределялись в зависимости от объема софинансирования) на реализацию своих программ, но освоили федеральные деньги только 6 регионов, а 28 не потратили ни копейки. Управление программами в регионах организовано очень плохо. Использование субсидий не говорит о качестве рационализации энергопотребления. Регионы чаще всего не ставят перед собой стратегических целей, ограничиваясь утеплением домов и установкой стеклопакетов.
Очередное постановление правительства о выделении субсидий на 2012 год до настоящего времени не принято.
Минрегион РФ призывает регионы до июля 2012 года подготовить все необходимые документы, так как принято решение, что неэффективные их пользователи (по данным РЭА – 51 регион) претендовать на новые ассигнования не смогут, так как в этом году правила будут изменены. Деньги получат только те регионы, которые отнеслись с должным вниманием к развитию программы и эффективно использовали полученные субсидии.
Вся логика госпрограммы построена на том, что государственные средства должны быть катализатором для привлечения инвестиций в эту сферу.
В 2011 году на 5 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета. было привлечено более 15 млрд. из региональных бюджетов и 27 млрд. внебюджетных средств. В целом из федерального бюджета на реализацию программы планируется направить 35 млрд. рублей в 2011-2015 годах и столько же в 2016-2020 годах. Доля финансирования из региональных бюджетов составит 625 млрд. рублей.
Большую роль в реализации государственной политики в области повышения энергоэффективности отводится информационному обеспечению.
Государственная информационная систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности введена в эксплуатацию приказом Минэнерго России от 11 ноября 2011 г. № 517.
Александр Дыбов,
заместитель Министра энергетики РФ
Министерство энергетики беспокоит превращение политики повышения энергоэффективности и энергосбережения в «модное» направление, оторванное от реальных практических результатов. В настоящее время на федеральном и региональном уровне проводится огромное количество различных мероприятий в области энергоэффективности. Когда много ответственных, есть некоторые разногласия в понимании и подходах. Примером может послужить ситуация с энергетическими паспортами, оформляемыми организациями, проводящими энергообследования. Из 9 тысяч паспортов, полученных министерством, зарегистрировано около 800, остальные были оформлены некорректно. По проверенным паспортам, поступившим в министерство можно сказать, что по ряду обследований ни какой энергоэффективности добиться нельзя.
Энергоаудит. Энергоменеджмент
Тимур Иванов,
бывший генеральный директор ФГБУ «РЭА»
Сейчас Российское энергетическое агентство вносит в Федеральный закон № 261 поправки и предложения, основная суть которых заключается в создании объединения по подобию «Совета рынка», позволяющее объединить все СРО». Количество СРО и энергоаудитов планомерно растет, при этом катастрофически падает качество подготовки документов.
Энергоаудит — это не самоцель. Энергоаудиторы должны понять, что они обладают уникальной компетенцией — это доступ к первичной информации и плану мероприятий, которые должны привести к повышению энергетической эффективности. В идеальной модели все они должны превратиться в энергосервисные компании. Речь идет о проведении в первую очередь обязательного энергообследований, после чего необходимо переходить к реализации намеченных мероприятий. Тогда эта система заработает. Сегодня на рынке работают более 4,5 тысяч энергоаудиторов, затем появятся энергосервисные компании. За сданный энергопаспорт должна отвечать СРО, которая проводит соответствующую экспертизу. Необходимо менять подходы к тому, что является видом бизнеса, и для чего они это делают.
Игорь Башмаков,
и.о. директора Центра по эффективному использованию энергии
Ни чиновники, ни эксперты не скрывают, что сегодня получить энергопаспорт стоит 10-15 тыс. руб., а качественное энергообследование стоит 40-100 тыс. руб. По числу саморегулируемых организаций энергоаудита Россия занимает первое место в мире, а энергопаспорта представляют из себя зачастую «информационный мусор». В РЭА намерены решить эту проблему разработкой квалификационных требований к аудиторам и введением солидарной ответственности СРО и аудиторов. По мнению И. Башмакова, необходимости в обязательном аудите нет — в такой форме он существует только в странах Восточной Европы.
Павел Свистунов,
директор Департамента энергоэффективности,
модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики РФ
Одни из главных приоритетов Департамента сегодня — вопросы энергоаудита, а также регистрации и проверки энергопаспортов только на обязательные признаки. Оценкой качества паспортов и правильностью их заполнения должны заниматься саморегулируемые организации. К сожалению, очень маленький процент из них подходят к этому вопросу ответственно. Из числа направляемых в Минэнерго паспортов регистрируется только десятая часть, один из десяти регистрируется после доработки замечаний Департамента. Фактически получается, что Министерство выступает гарантом качества, которым на самом деле должна быть саморегулируемая организация. Департамент пока имеет возможность подробно рассматривать каждый паспорт, ввиду того что их поступает немного. В дальнейшем предусмотрены отдельные мероприятия по увеличению «пропускной способности» энергопаспортов.
В связи с реакцией на поступающие некачественные паспорта и результаты проверки саморегулируемых организаций требуется внесение изменений в законодательство с целью ужесточения требований:
- к качеству работ, выполняемых энергоаудиторами;
- введение неких общих стандартов проведения такого рода работ;
- ужесточение аттестационных и квалификационных требований к энергоаудиторам;
- введение государственного реестра энергоаудиторов, с исключением из него недобрасовестных;
- введение института энергетической декларации для объектов с малым потреблением энергоресурсов.
В настоящее время готовится целый комплекс мер, которые сделают контроль за качеством энергетических паспортов более жестким, а проведение самого энергоаудита приблизит к реальным задачам, которые ставит Госпрограмма. Для того чтобы эта работа не только проводилась, но и была востребована с практической точки зрения, Министерством уже подготовлены поправки о замене энергетических паспортов на декларации для тех потребителей, которые пользуются энергоресурсами по минимуму. Предполагается, что эти паспорта они будут заполнять и отправлять в Минэнерго РФ самостоятельно, без помощи аудиторов.
Энергоаудит должен стать не формальным инструментом, а именно востребованным механизмом привлечения инвестиций. Некоторые субъекты Российской Федерации уже используют результаты энергоаудита для определения объемов средств, выделяемых на капвложения и ремонт. Необходимо, чтобы энергоаудит выполнялся в полном объеме с высоким качеством, удовлетворяющим как заказчиков, так и инвесторов.
Геннадий Романов,
к.т.н., заведующий НИЛ НИУ МЭИ
Сегодня в энергосбережении к наиболее болевым точкам относятся вопросы внедрения системы энергоменеджмента на предприятиях и организациях, а также проведение энергетических обследований. Основные проблемы связанные с проведением энергетических обследований по Федеральному закону № 261-ФЗ — это как раз невыполнение, прежде всего, сроков обязательных энергетических обследований до 31 декабря 2012 года. Минэнерго объявило, что принципиально будут изменяться требования к энергетическому паспорту и устраняться его основные недостатки, связанные прежде всего с тем, что часть типовых объектов просто не подпадает под эти рамки. Например, генерирующие источники просто по ряду балансовых форм не могут себе составить баланс, так как нет выпуска тепла, электроэнергии на сторону и т.д. Поэтому были разработаны более нормальные формы, которые отражают типовые объекты зданий, строений, сооружений, сетевые организации, промышленные предприятия и организации с передачей воды и топлива и т.д., в том числе и транспортные предприятия. Но неизвестно, когда эти изменения будут приняты и реализованы.
Существуют проблемы и по качеству проведения энергетических обследований. До 2009 года, когда вступил в действие новый Федеральный закон № 261-ФЗ, на рынке РФ было до 300 энергоаудиторских организаций, которые входили в Государственный реестр Минпромэнерго разработанный МАЭН. Сегодня в Минэнерго уже зарегистрировано больше 130 саморегулируемых организаций, объединяющих больше 6 тысяч организаций. Если сравнивать те организации и эти, то большая часть в них состоит из новых специалистов, которые не имеют практического опыта проведения обследований. В связи с этим сложно получить результат, который устраивал бы и Министерство энергетики, и, прежде всего, саморегулируемые организации, которые проводят экспертизу документов и отправляют их на согласование в Минэнерго.
Главная проблема на лицо — это отсутствие профессиональных кадров, которые проводили бы такие энергетические обследования. И 72 часа, и 100 часов не дают возможности подготовить таких специалистов, которые сразу могли бы давать качественный результат, потому что они воспитываются годами. Средний возраст работающих сегодня на рынке аудиторв перешел за 50 лет. Если организация совмещает деятельность строительную и наладочную, то она, дополнительно подготовив четырех, как минимум, специалистов войдет в состав саморегулируемой организации. Поэтому каждая организация сейчас может сама себя обследовать. На мой взгляд, это неправильно. Сейчас есть такая система добровольной сертификации — рациональная система использование энергоресурсов, которая разработала в свое время позицию — независимость организации, которая проводит обследование того, кого она обследует.
На данный момент, согласно Федеральному закону № 261–ФЗ, такой позиции нет. Поэтому многие организации решают, что им выгоднее — привлекать внешнюю организацию, платить какие-то реальные деньги, либо все-таки проводить за свой счет обследование своей организации. Все это предполагает выдачу некачественных результатов. Мы видим, что существует много проблем, т.к. наша организация является непосредственно экспертной по проверке паспортов и отчетов.
Другая проблема, которая сегодня актуальна, — это несовершенствование нормативно-технической документации. Поскольку государство отвело роль разработки такой документации на уровень СРО, то каждая делает свои стандарты, правила и т.д., которые между собой разнятся. Реальный выход из этого тупика — это объединение СРО в союзы и ассоциации, которые внутри себя приведут в соответствие те нормативно-технические документы, на основе которых потом будут работать реальные энергоаудиторские компании.
Алексей Конев,
директор по инновациям ФГБУ «РЭА»
Международная организация по стандартизации (ISO) 15 июня 2011 года утвердила международный стандарт ISO 50001 Energy management systems Requirements with guidance for use «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Стандарт (ISO 50001) является новым практическим инструментом, позволяющим постоянно снижать потребление энергии, уменьшать нагрузку на окружающую среду, сокращать выбросы парниковых газов и получать финансовые преимущества.
Стандарт создаст основу для внедрения энергетического менеджмента на производственных, торговых предприятиях и в организациях, позволит интегрировать вопросы обеспечения энергоэффективности в общую концепцию менеджмента организации, обеспечит более эффективное использование энергетических ресурсов, повысит прозрачность и обмен знаниями в области менеджмента энергоресурсов.
С 2013 года в России будет введена в действие Национальная версия ISO стандарт ГОСТ Р 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Внедрение в России стандарта энергетического менеджмента призвано улучшать энергорезультативность деятельности компаний, обеспечить доступность информации и необходимых ресурсов для достижения целей и задач по энергоэффективности, поддерживать закупки энергоэффективных продуктов и услуг, а также поддерживать национальные и корпоративные проекты по повышению энергорезультативности.
Стандарт по энергоменеджменту — 50001 расценивается как новый инструмент и новые возможности в плане системного подхода к управлению энергоэффективностью и энергосбережением на предприятиях и в организациях. Общий подход, который сегодня им проводится, касается только обязательных признаков и состоит в следующем: на предприятии знают, что такое энергосбережение, есть ответственные за этот процесс, то есть система энергоменеджмента на предприятии существует. Таких предприятий в нашей стране 100%. Сегодня перед нами стоят вопросы: насколько эта система действительно достойна и представляет собой законченную систему и соответствует требованиям международного стандарта? Система, которая предлагается международным стандартом, — это очень эффективный инструмент для организации этой деятельности.
Все международные стандарты достаточно общие и в принципе не могут быть применены к любому виду организаций с учетом имеющихся ресурсов, целей и задач, которые перед этой организацией стоят. Российское энергетическое агентство в апреле 2011 года учредило систему добровольных сертификаций по энергоменеджменту — «РосЭнергоСтандарт». В качестве участников этой системы рассматриваются:
• учебные заведения, проводящие обучение по вопросам энергоменеджемента, энергоэффективности;
• консультационные компании, берущие на себя ответственность по внедрению системы энергетического менеджмента в компаниях и организациях;
• энергоаудиторские организации участвующие в проектах по внедрению энергетического менеджмента на предприятиях, так как система управления — это не только бумаги, которые по формальному признаку разработали и предъявили. Должен быть проведен энергоаудит, а также определен потенциал и ключевой показатель эффективности, создана программа энергосбережения, выстроена система мониторинга, определен функционал людей, назначены ответственные представители энергосбережения и проведен анализ исполнения, который должен находиться под постоянным контролем руководства. Когда эта система будет построена, она будит соответствовать требованиям международного стандарта, а учрежденная Система «Росэнергостандарт» станет этому содействовать. РЭА считает, что энергоаудиторы также могут быть участниками этой системы.
Технический комитет № 039 «Энергосбережение, энергетическая энергоэффективность, энергоменеджмент» Росстандарта РФ является в этой системе методическим органом, отвечающим за разработку стандартов в данной сфере в России. Участниками системы предусмотрены и органы по сертификации, которые после внедрения на предприятии системы приходят и удостоверяют соответствие их требованиям международного стандарта.
Сегодня возникает много нареканий и вопросов к энергоаудиторам — это касается и качества их обучения, представляемых результатов, системы организации работ, обеспечения квалификационных требований и контроля, а также функций, связанных с надзором за тем, что это, действительно, так и есть.
Например, несмотря на то что компанией все эти функции реализованы в системе «РосЭнергоСтандарт», мы предлагаем ввести в систему дополнительный функционал — аттестация персонала, с последующим экзаменом на аттестат компетентности, а также сопровождение внедрения, функционирования системы, включая все вопросы разработки программ и т.д.
РЭА считает это направление очень важным и с профессиональным сообществом подготовило предложения по внесению соответствующих изменений в 261-ФЗ.
Максим Агеев,
директор Департамента энергетического консалтинга группы
компаний «АКИГ»
Одна из ключевых проблем энергоэффективности в России на сегодняшний день — это проблема отсутствия низкой эффективности менеджмента. Он основан на практике внедрения такого рода механизмов и систем. В России внимание к вопросам энергоэффективности примерно на 80% сконцентрировано на вопросах госрегулирования, новых технологий, рынка, тарифов и прочих вещах. Этот макроуровень, казалось бы, уже проработан, создана нормативная база, а при этом вопросы балансировки макро- и микро уровня, т.е. уровня управления организациями, остаются в стороне. Только сейчас мы начали говорить о системном менеджменте в этой области. Один из ключевых факторов для запуска процесса в действие, чтобы все начало работать, — это система энергоменеджмента. Интересный факт — энергоаудит возник как таковой из механизмов энергоменеджмента, который был первоначально, а энергоаудит как один из его эффективных механизмов. Поэтому наш опыт и рекомендация обращены к тем организациям, которые этот путь уже эффективно прошли. Очень полезно в этом плане использовать новый международный стандарт. Он общий и, естественно, нужно разрабатывать конкретные механизмы по его внедрению и применению.
В чем заключается суть стандарта и вообще система энергоменеджмента? Это выстраивание системы постоянного повышения энергоэффективности с четким распределением полномочий ответственности — кто за что отвечает, результатов, определить политику, установить цели и при этом в эту систему включить часто забываемые вопросы перспективного развития производства, финансово-правовые вопросы, которые часто остаются за бортом. Когда мы говорим «энергоаудит», как правило, скатываемся к техническим вопросам, а это все-таки менеджмент, это все области деятельности. Энергоменеджмент, как часто и энергоаудит, возможно, будет внедряться формально. Всем хорошо известен опыт внедрения стандартов СНК по экологии, когда сертификат приобретается организацией, — результат достигнут, система внедрена. Естественно, для тех компаний, которые реально хотят получать экономический эффект, такой подход не может быть признан удовлетворительным. Наша практика показывает, для того чтобы реализовать систему менеджмента, сделать ее эффективной в компаниях и организациях необходимо развивать, либо создавать оргмеханизмы энергоменеджмента.
Энергоаудит и энергопаспорт — плохо отвечают на ключевой вопрос, который для энергоменеджера, ставится во главу угла: какой потенциал энергосбережения по направлениям энергоиспользования, видам энергоресурсов? Факт, который отражается в энергопаспорте, многим хорошо знаком, а вот в какую сторону двигаться и какие выбрать приоритетные направления — это одна из первых задач энергоменеджмента. Второе — это ответственность высшего руководства и создание внутренних систем рабочих групп, комиссий для продвижения идеи энергоменеджмента в жизнь. Ни одна программа по энергоэффективности и система энергоменеджмента не будет эффективна, пока об этом не задумается высшее руководство, не будет спрашивать и требовать за это результатов. При этом очень хорошо работают кооперации — рабочие группы, когда включаются представители технических, энергетических, правовых и финансовых департаментов. И есть единое ответственное лицо из высшего руководства, которое эту работу претворяет в жизнь. Эти механизмы эффективно работают в таких компаниях, как МК BP, Новолипецкий металлургический комбинат — во многом потому, что есть главный ответственный менеджер на верхнем уровне управления.
Важный механизм — учет энергии техпараметров. Есть простая истина: «Нельзя управлять тем, чего нельзя измерить». То есть пока мы не измерим то, чем управляем, мы не сможем принять объективных решений по дальнейшему совершенствованию. В этом плане во главу угла ставится разработка и внедрение систем разноуровневых, разных детализаций, в зависимости от организаций по мониторингу сопоставлению энергопотребления и технологических параметров производства. Эти системы позволяют отслеживать энергопотребление и удельные расходы в реальном времени, принимать решения — где мы тратим больше, где меньше, куда двигаться вперед, отслеживать фактическую эффективность по результатам изменения факта энергопотребления. Еще один важный момент, который сейчас стал очень популярен, — до энергоаудита нужно сократить энергопотребление на 20%, 40%. Такой подход — формирование цифр без системы, является также не самым продуктивным. Подход энергоменеджмента в том, что сначала нужно оценить потенциал и показатели, индикаторы энергоэффективности, отнормировать относительно экономически целесообразный объем реализации потенциала.
Приведенные выше оргмеханизмы энергоменеджмента позволят сделать систему эффективной, запустить и энергоаудиты и реализацию программ. Они должны быть системными, как и подход по их внедрению, который должен быть основан на разработке самих механизмов, в том числе методик финансово-экономических обоснований и внедрения, показателей энергоэффективности, систем учета энергоресурсов, а также быть алгоритмизированным. Энергоаудит является только первым шагом на пути к этому подходу, поэтому в этом направлении нужно двигаться поэтапно, создавать нормальные, эффективные системы управления энергоэффективности.
Юрий Беккер,
советник генерального директора Российского энергетического
На заседаниях правительства РФ, ГД РФ, Совета Федерации РФ, Министерствах и ведомствах, а также на крупных панельных мероприятиях подводили итоги реализации закона.
Вектор поднимаемых вопросов был направлен в сторону нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности , в частности «О внесении изменении в Федеральный закон «Об энергосбережении…», усиления ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, энергоменеджмента, организация учета используемых энергетических ресурсов, ВИЭ, энергосервисных контрактов.
В этой рубрике приводятся различные мнения участников по этим вопросам.
Реализация Государственной программы по энергосбережению (Программа-2020)
Тимур Иванов,
бывший генеральный директор ФГБУ «РЭА»
За год работы Государственной программы энергосбережения удалось сэкономить всего несколько процентов энергии, первые заметные результаты программы можно будет увидеть только в 2012 году. Ряд мероприятий уже реализуются, это касается проведения обязательных энергетических обследований, образовательных программ и разработка технико-экономических обоснований.
Однако в 2012 году осуществление государственной стратегии предполагает софинансирование конкретных проектов и проведение индикаторной оценки мероприятий с точки зрения влияния на энергоемкость ВВП и ВРП российской экономики.
Субсидии, которые были направлены из бюджета на поддержку лучших региональных программ, поступили только в конце прошлого года, поэтому субъекты все это время занимались только их подготовкой. Теперь они должны приступить к выполнению «конкретных проектов».
РЭА также намерено создать единый механизм поддержки энергосервисных контрактов.
На сегодняшний день в России такой механизм отсутствует. Для поддержки и развития энергосервисных контрактов в России будет разработан целый ряд специальных инструментов.
Сегодня в России на энергосервисном рынке нет ни одной крупной западной компании. До настоящего времени отсутствуют правовые гарантии возврата инвестиций в энергосбережение для регулируемых организаций и энергосервисных компаний, а для банков энергосервисные контракты не являются основанием для предоставления финансирования. В РЭА решают эту проблему созданием энергофинансового агентства на базе Внешэкономбанка. Агентство будет выступать для энергосервисных компаний в качестве поручителя, и брать на себя часть рисков. «Оно будет выдавать некие облигации, которые будут валированы ВЭБом и являться надежным обеспечением для заемщиков, идущих в банк за кредитом».
Планируется, что оно заработает к осени 2012 года, объем гарантий на первый год составит порядка 2 млрд. рублей. Агентство займется финансированием небольших проектов от 1 млн. до 50 млн. руб. (условно), так как государство на сегодняшний день готово субсидировать процентные ставки только для проектов стоимостью 0,5-1 млрд. руб. Спроса на эту услугу нет из за сложности бюрократической процедуры получения гарантий, да и таких проектов в бюджетном секторе просто нет. В Европейском банке реконструкции и развития считают, что эффективным инструментом для привлечения длинных денег в проекты может служить факторинг, который позволит рефинансировать задолженность через продажу прав требования по энергосервисным контрактам, и предлагают государству и заинтересованному бизнесу учредить специализированную факторинговую компанию в виде ОАО.
Кроме того в рамках регулируемых организаций разработан такой инструмент как регуляторное соглашение, которое заключается между региональной энергетической комиссией и самой организацией. Третьим участником соглашения может выступить энергосервисная компания. В этом случае инвестор будет знать необходимую информацию для гарантированного тарифа, чтобы вложенные им деньги могли вернуться в указанные сроки. Проблема заключается в том, что в министерствах есть различные механизмы господдержки: субсидирование процентных ставок, льготные кредиты, ускоренная амортизация и др., но нет одного — кто бы мог объединить все эти механизмы поддержки и дать единые комплексные решения для таких программ. Сегодня главная задача РЭА собрать все инструменты, которые существуют в различных отраслях. и предоставить регионам информацию, что конкретно можно сделать для реализации определенного проекта.
Кроме того, нужно развивать дополнительное производство и научиться привлекать новых технологических партнеров. Однако большая часть регионов по-прежнему ориентирована на федеральный бюджет, а этого недостаточно для стимулирования модернизации. Этот и многие другие вопросы должен решать кластер энергоэффективных технологий «Сколково» и РЭА (у РЭА с кластером энергоэффективных технологий Фонда — альянс). «Сколково» финансирует стартапы и разработку новых технологий, а задача РЭА — обеспечить их массовое внедрение в регионах страны. Схема поиска наилучших решений у партнеров отработана довольно четко. Первый этап происходит еще на стадии отбора «Сколкова» проектов для финансирования, где оцениваются и сроки окупаемости этих технологий, ее востребованность, наукоемкость и инновационность. Есть ли аналоги и конкурентная среда, какова стоимость владения на всем жизненном цикле?
Затем параметры наиболее эффективных технологий вносятся в базу данных РЭА — Государственную информационную систему в области энергоэффективности (ГИС ЭЭ).
Далее идет предложение проектов с конкретными техническими решениями регионам при решении задач по повышению энергоэффективности в таких сферах, как ЖКХ, малая или распределенная энергетика, традиционная энергетика.
Алексей Кулапин,
заместитель директора Департамента энергоэффективности,
модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики РФ
С момента принятия ФЗ № 261 проблем в отрасли накопилось не мало.
Одна из них — неэффективность отечественного производства. Учитывая тот факт, что Россия вступила в наднациональные объединения, особое значение приобретает задача повышения конкурентоспособности отечественной экономики, а тема энергосбережения и энергоэффективности в нашей стране становится еще более актуальной и острой.
Важная задача на данном этапе — обеспечение благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов, создав инструменты привлечение инвестиций в локальный бизнес. На это и рассчитана принятая в 2010 году Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.
В 2011 году согласно госпрограмме до 2020 года, 54 из 83 регионов получили весь годовой объем субсидий (5,1 млрд. руб. из 5,27 млрд. руб. которые распределялись в зависимости от объема софинансирования) на реализацию своих программ, но освоили федеральные деньги только 6 регионов, а 28 не потратили ни копейки. Управление программами в регионах организовано очень плохо. Использование субсидий не говорит о качестве рационализации энергопотребления. Регионы чаще всего не ставят перед собой стратегических целей, ограничиваясь утеплением домов и установкой стеклопакетов.
Очередное постановление правительства о выделении субсидий на 2012 год до настоящего времени не принято.
Минрегион РФ призывает регионы до июля 2012 года подготовить все необходимые документы, так как принято решение, что неэффективные их пользователи (по данным РЭА – 51 регион) претендовать на новые ассигнования не смогут, так как в этом году правила будут изменены. Деньги получат только те регионы, которые отнеслись с должным вниманием к развитию программы и эффективно использовали полученные субсидии.
Вся логика госпрограммы построена на том, что государственные средства должны быть катализатором для привлечения инвестиций в эту сферу.
В 2011 году на 5 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета. было привлечено более 15 млрд. из региональных бюджетов и 27 млрд. внебюджетных средств. В целом из федерального бюджета на реализацию программы планируется направить 35 млрд. рублей в 2011-2015 годах и столько же в 2016-2020 годах. Доля финансирования из региональных бюджетов составит 625 млрд. рублей.
Большую роль в реализации государственной политики в области повышения энергоэффективности отводится информационному обеспечению.
Государственная информационная систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности введена в эксплуатацию приказом Минэнерго России от 11 ноября 2011 г. № 517.
Александр Дыбов,
заместитель Министра энергетики РФ
Министерство энергетики беспокоит превращение политики повышения энергоэффективности и энергосбережения в «модное» направление, оторванное от реальных практических результатов. В настоящее время на федеральном и региональном уровне проводится огромное количество различных мероприятий в области энергоэффективности. Когда много ответственных, есть некоторые разногласия в понимании и подходах. Примером может послужить ситуация с энергетическими паспортами, оформляемыми организациями, проводящими энергообследования. Из 9 тысяч паспортов, полученных министерством, зарегистрировано около 800, остальные были оформлены некорректно. По проверенным паспортам, поступившим в министерство можно сказать, что по ряду обследований ни какой энергоэффективности добиться нельзя.
Энергоаудит. Энергоменеджмент
Тимур Иванов,
бывший генеральный директор ФГБУ «РЭА»
Сейчас Российское энергетическое агентство вносит в Федеральный закон № 261 поправки и предложения, основная суть которых заключается в создании объединения по подобию «Совета рынка», позволяющее объединить все СРО». Количество СРО и энергоаудитов планомерно растет, при этом катастрофически падает качество подготовки документов.
Энергоаудит — это не самоцель. Энергоаудиторы должны понять, что они обладают уникальной компетенцией — это доступ к первичной информации и плану мероприятий, которые должны привести к повышению энергетической эффективности. В идеальной модели все они должны превратиться в энергосервисные компании. Речь идет о проведении в первую очередь обязательного энергообследований, после чего необходимо переходить к реализации намеченных мероприятий. Тогда эта система заработает. Сегодня на рынке работают более 4,5 тысяч энергоаудиторов, затем появятся энергосервисные компании. За сданный энергопаспорт должна отвечать СРО, которая проводит соответствующую экспертизу. Необходимо менять подходы к тому, что является видом бизнеса, и для чего они это делают.
Игорь Башмаков,
и.о. директора Центра по эффективному использованию энергии
Ни чиновники, ни эксперты не скрывают, что сегодня получить энергопаспорт стоит 10-15 тыс. руб., а качественное энергообследование стоит 40-100 тыс. руб. По числу саморегулируемых организаций энергоаудита Россия занимает первое место в мире, а энергопаспорта представляют из себя зачастую «информационный мусор». В РЭА намерены решить эту проблему разработкой квалификационных требований к аудиторам и введением солидарной ответственности СРО и аудиторов. По мнению И. Башмакова, необходимости в обязательном аудите нет — в такой форме он существует только в странах Восточной Европы.
Павел Свистунов,
директор Департамента энергоэффективности,
модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики РФ
Одни из главных приоритетов Департамента сегодня — вопросы энергоаудита, а также регистрации и проверки энергопаспортов только на обязательные признаки. Оценкой качества паспортов и правильностью их заполнения должны заниматься саморегулируемые организации. К сожалению, очень маленький процент из них подходят к этому вопросу ответственно. Из числа направляемых в Минэнерго паспортов регистрируется только десятая часть, один из десяти регистрируется после доработки замечаний Департамента. Фактически получается, что Министерство выступает гарантом качества, которым на самом деле должна быть саморегулируемая организация. Департамент пока имеет возможность подробно рассматривать каждый паспорт, ввиду того что их поступает немного. В дальнейшем предусмотрены отдельные мероприятия по увеличению «пропускной способности» энергопаспортов.
В связи с реакцией на поступающие некачественные паспорта и результаты проверки саморегулируемых организаций требуется внесение изменений в законодательство с целью ужесточения требований:
- к качеству работ, выполняемых энергоаудиторами;
- введение неких общих стандартов проведения такого рода работ;
- ужесточение аттестационных и квалификационных требований к энергоаудиторам;
- введение государственного реестра энергоаудиторов, с исключением из него недобрасовестных;
- введение института энергетической декларации для объектов с малым потреблением энергоресурсов.
В настоящее время готовится целый комплекс мер, которые сделают контроль за качеством энергетических паспортов более жестким, а проведение самого энергоаудита приблизит к реальным задачам, которые ставит Госпрограмма. Для того чтобы эта работа не только проводилась, но и была востребована с практической точки зрения, Министерством уже подготовлены поправки о замене энергетических паспортов на декларации для тех потребителей, которые пользуются энергоресурсами по минимуму. Предполагается, что эти паспорта они будут заполнять и отправлять в Минэнерго РФ самостоятельно, без помощи аудиторов.
Энергоаудит должен стать не формальным инструментом, а именно востребованным механизмом привлечения инвестиций. Некоторые субъекты Российской Федерации уже используют результаты энергоаудита для определения объемов средств, выделяемых на капвложения и ремонт. Необходимо, чтобы энергоаудит выполнялся в полном объеме с высоким качеством, удовлетворяющим как заказчиков, так и инвесторов.
Геннадий Романов,
к.т.н., заведующий НИЛ НИУ МЭИ
Сегодня в энергосбережении к наиболее болевым точкам относятся вопросы внедрения системы энергоменеджмента на предприятиях и организациях, а также проведение энергетических обследований. Основные проблемы связанные с проведением энергетических обследований по Федеральному закону № 261-ФЗ — это как раз невыполнение, прежде всего, сроков обязательных энергетических обследований до 31 декабря 2012 года. Минэнерго объявило, что принципиально будут изменяться требования к энергетическому паспорту и устраняться его основные недостатки, связанные прежде всего с тем, что часть типовых объектов просто не подпадает под эти рамки. Например, генерирующие источники просто по ряду балансовых форм не могут себе составить баланс, так как нет выпуска тепла, электроэнергии на сторону и т.д. Поэтому были разработаны более нормальные формы, которые отражают типовые объекты зданий, строений, сооружений, сетевые организации, промышленные предприятия и организации с передачей воды и топлива и т.д., в том числе и транспортные предприятия. Но неизвестно, когда эти изменения будут приняты и реализованы.
Существуют проблемы и по качеству проведения энергетических обследований. До 2009 года, когда вступил в действие новый Федеральный закон № 261-ФЗ, на рынке РФ было до 300 энергоаудиторских организаций, которые входили в Государственный реестр Минпромэнерго разработанный МАЭН. Сегодня в Минэнерго уже зарегистрировано больше 130 саморегулируемых организаций, объединяющих больше 6 тысяч организаций. Если сравнивать те организации и эти, то большая часть в них состоит из новых специалистов, которые не имеют практического опыта проведения обследований. В связи с этим сложно получить результат, который устраивал бы и Министерство энергетики, и, прежде всего, саморегулируемые организации, которые проводят экспертизу документов и отправляют их на согласование в Минэнерго.
Главная проблема на лицо — это отсутствие профессиональных кадров, которые проводили бы такие энергетические обследования. И 72 часа, и 100 часов не дают возможности подготовить таких специалистов, которые сразу могли бы давать качественный результат, потому что они воспитываются годами. Средний возраст работающих сегодня на рынке аудиторв перешел за 50 лет. Если организация совмещает деятельность строительную и наладочную, то она, дополнительно подготовив четырех, как минимум, специалистов войдет в состав саморегулируемой организации. Поэтому каждая организация сейчас может сама себя обследовать. На мой взгляд, это неправильно. Сейчас есть такая система добровольной сертификации — рациональная система использование энергоресурсов, которая разработала в свое время позицию — независимость организации, которая проводит обследование того, кого она обследует.
На данный момент, согласно Федеральному закону № 261–ФЗ, такой позиции нет. Поэтому многие организации решают, что им выгоднее — привлекать внешнюю организацию, платить какие-то реальные деньги, либо все-таки проводить за свой счет обследование своей организации. Все это предполагает выдачу некачественных результатов. Мы видим, что существует много проблем, т.к. наша организация является непосредственно экспертной по проверке паспортов и отчетов.
Другая проблема, которая сегодня актуальна, — это несовершенствование нормативно-технической документации. Поскольку государство отвело роль разработки такой документации на уровень СРО, то каждая делает свои стандарты, правила и т.д., которые между собой разнятся. Реальный выход из этого тупика — это объединение СРО в союзы и ассоциации, которые внутри себя приведут в соответствие те нормативно-технические документы, на основе которых потом будут работать реальные энергоаудиторские компании.
Алексей Конев,
директор по инновациям ФГБУ «РЭА»
Международная организация по стандартизации (ISO) 15 июня 2011 года утвердила международный стандарт ISO 50001 Energy management systems Requirements with guidance for use «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Стандарт (ISO 50001) является новым практическим инструментом, позволяющим постоянно снижать потребление энергии, уменьшать нагрузку на окружающую среду, сокращать выбросы парниковых газов и получать финансовые преимущества.
Стандарт создаст основу для внедрения энергетического менеджмента на производственных, торговых предприятиях и в организациях, позволит интегрировать вопросы обеспечения энергоэффективности в общую концепцию менеджмента организации, обеспечит более эффективное использование энергетических ресурсов, повысит прозрачность и обмен знаниями в области менеджмента энергоресурсов.
С 2013 года в России будет введена в действие Национальная версия ISO стандарт ГОСТ Р 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Внедрение в России стандарта энергетического менеджмента призвано улучшать энергорезультативность деятельности компаний, обеспечить доступность информации и необходимых ресурсов для достижения целей и задач по энергоэффективности, поддерживать закупки энергоэффективных продуктов и услуг, а также поддерживать национальные и корпоративные проекты по повышению энергорезультативности.
Стандарт по энергоменеджменту — 50001 расценивается как новый инструмент и новые возможности в плане системного подхода к управлению энергоэффективностью и энергосбережением на предприятиях и в организациях. Общий подход, который сегодня им проводится, касается только обязательных признаков и состоит в следующем: на предприятии знают, что такое энергосбережение, есть ответственные за этот процесс, то есть система энергоменеджмента на предприятии существует. Таких предприятий в нашей стране 100%. Сегодня перед нами стоят вопросы: насколько эта система действительно достойна и представляет собой законченную систему и соответствует требованиям международного стандарта? Система, которая предлагается международным стандартом, — это очень эффективный инструмент для организации этой деятельности.
Все международные стандарты достаточно общие и в принципе не могут быть применены к любому виду организаций с учетом имеющихся ресурсов, целей и задач, которые перед этой организацией стоят. Российское энергетическое агентство в апреле 2011 года учредило систему добровольных сертификаций по энергоменеджменту — «РосЭнергоСтандарт». В качестве участников этой системы рассматриваются:
• учебные заведения, проводящие обучение по вопросам энергоменеджемента, энергоэффективности;
• консультационные компании, берущие на себя ответственность по внедрению системы энергетического менеджмента в компаниях и организациях;
• энергоаудиторские организации участвующие в проектах по внедрению энергетического менеджмента на предприятиях, так как система управления — это не только бумаги, которые по формальному признаку разработали и предъявили. Должен быть проведен энергоаудит, а также определен потенциал и ключевой показатель эффективности, создана программа энергосбережения, выстроена система мониторинга, определен функционал людей, назначены ответственные представители энергосбережения и проведен анализ исполнения, который должен находиться под постоянным контролем руководства. Когда эта система будет построена, она будит соответствовать требованиям международного стандарта, а учрежденная Система «Росэнергостандарт» станет этому содействовать. РЭА считает, что энергоаудиторы также могут быть участниками этой системы.
Технический комитет № 039 «Энергосбережение, энергетическая энергоэффективность, энергоменеджмент» Росстандарта РФ является в этой системе методическим органом, отвечающим за разработку стандартов в данной сфере в России. Участниками системы предусмотрены и органы по сертификации, которые после внедрения на предприятии системы приходят и удостоверяют соответствие их требованиям международного стандарта.
Сегодня возникает много нареканий и вопросов к энергоаудиторам — это касается и качества их обучения, представляемых результатов, системы организации работ, обеспечения квалификационных требований и контроля, а также функций, связанных с надзором за тем, что это, действительно, так и есть.
Например, несмотря на то что компанией все эти функции реализованы в системе «РосЭнергоСтандарт», мы предлагаем ввести в систему дополнительный функционал — аттестация персонала, с последующим экзаменом на аттестат компетентности, а также сопровождение внедрения, функционирования системы, включая все вопросы разработки программ и т.д.
РЭА считает это направление очень важным и с профессиональным сообществом подготовило предложения по внесению соответствующих изменений в 261-ФЗ.
Максим Агеев,
директор Департамента энергетического консалтинга группы
компаний «АКИГ»
Одна из ключевых проблем энергоэффективности в России на сегодняшний день — это проблема отсутствия низкой эффективности менеджмента. Он основан на практике внедрения такого рода механизмов и систем. В России внимание к вопросам энергоэффективности примерно на 80% сконцентрировано на вопросах госрегулирования, новых технологий, рынка, тарифов и прочих вещах. Этот макроуровень, казалось бы, уже проработан, создана нормативная база, а при этом вопросы балансировки макро- и микро уровня, т.е. уровня управления организациями, остаются в стороне. Только сейчас мы начали говорить о системном менеджменте в этой области. Один из ключевых факторов для запуска процесса в действие, чтобы все начало работать, — это система энергоменеджмента. Интересный факт — энергоаудит возник как таковой из механизмов энергоменеджмента, который был первоначально, а энергоаудит как один из его эффективных механизмов. Поэтому наш опыт и рекомендация обращены к тем организациям, которые этот путь уже эффективно прошли. Очень полезно в этом плане использовать новый международный стандарт. Он общий и, естественно, нужно разрабатывать конкретные механизмы по его внедрению и применению.
В чем заключается суть стандарта и вообще система энергоменеджмента? Это выстраивание системы постоянного повышения энергоэффективности с четким распределением полномочий ответственности — кто за что отвечает, результатов, определить политику, установить цели и при этом в эту систему включить часто забываемые вопросы перспективного развития производства, финансово-правовые вопросы, которые часто остаются за бортом. Когда мы говорим «энергоаудит», как правило, скатываемся к техническим вопросам, а это все-таки менеджмент, это все области деятельности. Энергоменеджмент, как часто и энергоаудит, возможно, будет внедряться формально. Всем хорошо известен опыт внедрения стандартов СНК по экологии, когда сертификат приобретается организацией, — результат достигнут, система внедрена. Естественно, для тех компаний, которые реально хотят получать экономический эффект, такой подход не может быть признан удовлетворительным. Наша практика показывает, для того чтобы реализовать систему менеджмента, сделать ее эффективной в компаниях и организациях необходимо развивать, либо создавать оргмеханизмы энергоменеджмента.
Энергоаудит и энергопаспорт — плохо отвечают на ключевой вопрос, который для энергоменеджера, ставится во главу угла: какой потенциал энергосбережения по направлениям энергоиспользования, видам энергоресурсов? Факт, который отражается в энергопаспорте, многим хорошо знаком, а вот в какую сторону двигаться и какие выбрать приоритетные направления — это одна из первых задач энергоменеджмента. Второе — это ответственность высшего руководства и создание внутренних систем рабочих групп, комиссий для продвижения идеи энергоменеджмента в жизнь. Ни одна программа по энергоэффективности и система энергоменеджмента не будет эффективна, пока об этом не задумается высшее руководство, не будет спрашивать и требовать за это результатов. При этом очень хорошо работают кооперации — рабочие группы, когда включаются представители технических, энергетических, правовых и финансовых департаментов. И есть единое ответственное лицо из высшего руководства, которое эту работу претворяет в жизнь. Эти механизмы эффективно работают в таких компаниях, как МК BP, Новолипецкий металлургический комбинат — во многом потому, что есть главный ответственный менеджер на верхнем уровне управления.
Важный механизм — учет энергии техпараметров. Есть простая истина: «Нельзя управлять тем, чего нельзя измерить». То есть пока мы не измерим то, чем управляем, мы не сможем принять объективных решений по дальнейшему совершенствованию. В этом плане во главу угла ставится разработка и внедрение систем разноуровневых, разных детализаций, в зависимости от организаций по мониторингу сопоставлению энергопотребления и технологических параметров производства. Эти системы позволяют отслеживать энергопотребление и удельные расходы в реальном времени, принимать решения — где мы тратим больше, где меньше, куда двигаться вперед, отслеживать фактическую эффективность по результатам изменения факта энергопотребления. Еще один важный момент, который сейчас стал очень популярен, — до энергоаудита нужно сократить энергопотребление на 20%, 40%. Такой подход — формирование цифр без системы, является также не самым продуктивным. Подход энергоменеджмента в том, что сначала нужно оценить потенциал и показатели, индикаторы энергоэффективности, отнормировать относительно экономически целесообразный объем реализации потенциала.
Приведенные выше оргмеханизмы энергоменеджмента позволят сделать систему эффективной, запустить и энергоаудиты и реализацию программ. Они должны быть системными, как и подход по их внедрению, который должен быть основан на разработке самих механизмов, в том числе методик финансово-экономических обоснований и внедрения, показателей энергоэффективности, систем учета энергоресурсов, а также быть алгоритмизированным. Энергоаудит является только первым шагом на пути к этому подходу, поэтому в этом направлении нужно двигаться поэтапно, создавать нормальные, эффективные системы управления энергоэффективности.
Юрий Беккер,
советник генерального директора Российского энергетического
- admin от