DataLife Engine / Отсутствие конкуренции на рынке электроэнергии и завышенные инвестпрограммы ведут к росту тарифов на электроэнергию

Отсутствие конкуренции на рынке электроэнергии и завышенные инвестпрограммы ведут к росту тарифов на электроэнергию

Отсутствие конкуренции на рынке электроэнергии и завышенные инвестпрограммы ведут к росту тарифов на электроэнергию
21 сентября в рамках VIII Профессионального энергетического форума «Развитие российской электроэнергетики: генерация, сети, сбыт» Булат Нигматулин, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выступил с докладом «Причины скачкообразного роста стоимости электроэнергии в России».
В своем докладе Булат Нигматулин сообщил, что в период роста ВВП (1999-2008 гг.) на 1% роста ВВП приходилось 0,3% роста потребления электроэнергии. Также Булат Нигматулин отметил, что по прогнозу Минэкономразвития на период 2011-2020 при максимальном ежегодном коэффициенте роста ВВП 5% рост потребления электроэнергии составит не более 1,5%.
По мнению докладчика под завышенные прогнозы роста потребления электроэнергии растёт инвестиционная составляющая тарифа в атомной и гидроэнергетике, при этом заявленный рост потребления электроэнергии 1,5% в год соответствует среднему росту потребления на 16,5 млрд. кВт*ч в год или не более 1200 млрд кВт*ч до 2020 г. или вводу 3 ГВт новых мощностей ежегодно, а с учетом внедрения энергосберегающих технологий – 2 ГВт. Согласно принятой Генеральной схеме размещения объектов электронергетики общий объём инвестиций до 2020 года будет равняться 6 трлн руб., из которых 2,5 трлн руб. приходятся на генерацию, 2 трлн. руб. – на ФСК и 1,5 трлн руб. – в МРСК (в ценах 2010 г.). Однако, по мнению Булата Нигматулина, уровень управления в электроэнергетических компаниях и возможности проектного и строительно-монтажного комплексов электроэнергетики могут обеспечить вводы новых мощностей только на уровне 3 ГВт в год.
По словам Булата Нигматулина, стоимость 1 кВт-ч в России по паритету покупательной способности (ППС) выше, чем в США и ЕС: для промышленных потребителей – в 1,5-5 раза, для населения – в 1-2 раза. Докладчик выделил следующие причины столь высокого уровня цен:
- Завышенные инвестиционные программы;
- Отсутствие конкуренции на рынке электроэнергии и возможность получения сверхприбылей отдельными участниками рынка;
- Неэффективная систему управления и регулирование отрасли.
В рамках доклада Булат Нигматулин отметил следующие возможные решения существующей проблемы высоких тарифов на электроэнергию:
- Приоритет модернизации над новым строительством, перевод паросиловых блоков на парогазовый цикл (реконструкция серийных газовых конденсационных энергоблоков мощностью 150 МВт, 200 МВт и 300 МВт теплофикационных блоков с турбинами Р60-90, Т-110-130, Т-180 общей электрической мощностью более 44 ГВт);
- Перевод Росэнергоатома и РусГидро, получающих в рамках маржинальной модели ценообразования сверхприбыль, на регулируемый тариф с обоснованной рентабельностью;
- Отказ от принципа равнодоходности внутренних цен на газ и минимизация его стоиомсти для электроэнергетики.
Свой доклад Булат Нигматулин представил в рамках заседания «Энергетика: сценарии развития». В дискуссии так же участвовали Виталий Королев, начальник Управления контроля электроэнергетики, Игорь Кожуховский, генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, Михаил Андронов, президент ООО «Русэнергосбыт», Елена Фатеева, заместитель председателя Правления по операционной деятельности НП ГП и ЭСК, Дмитрий Говоров, директор НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии», Станислав Воронин, директор по реализации тепловой энергии и развитию теплового бизнеса ООО «Газпром энергохолдинг», Лариса Левина заместитель генерального директора НП «ИНВЭЛ». Доклад встретил положительный отклик участников и оживленную дискуссию.

Справка
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.


Источник: www.ipem.ru
27.09.11
Вернуться назад