DataLife Engine / Минэнерго оценило увеличение нагрузки на крупных бизнес при возврате к «последней миле» в 38,25 млрд руб в год, рост сетевого тарифа в 98%, — газета

Минэнерго оценило увеличение нагрузки на крупных бизнес при возврате к «последней миле» в 38,25 млрд руб в год, рост сетевого тарифа в 98%, — газета

Минэнерго оценило увеличение нагрузки на крупных бизнес при возврате к «последней миле» в 38,25 млрд руб в год, рост сетевого тарифа в 98%, — газета
Дополнительная нагрузка на прямых потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК) в случае возврата к механизму «последней мили» вырастет на 38,25 млрд. руб. в год и поднимет сетевой тариф для них на 98%, следует из анализа Минэнерго, сообщает «Коммерсант», которому удалось ознакомиться с документом. Почти половину, 18,9 млрд. руб., придется заплатить металлургам. По данным газеты, поручение провести анализ министерство получило на совещании у вице–премьера Дмитрия Козака 26 июля.
«Последняя миля» применяется с 2005 года: крупные потребители, напрямую присоединенные к магистральным сетям, платили и тариф распредсетей (территориальных сетевых организаций, ТСО). Перекрестное субсидирование позволяло снижать тарифы для мелких и средних потребителей. В большей части регионов механизм прекратил действовать в июле 2017 года, но в четырех он продлен до 2029 года. «Перекрестка» осталась и в других секторах: например, энерготарифы для населения занижены, разницу перекладывают на юрлиц. В правительстве возобновили обсуждение проблемы «перекрестки» в энергетике из–за ее роста. По расчетам Минэнерго, размер «перекрестки» в 2018 году составит 313 млрд. руб., но из них в тарифах сетей учтено лишь 218,2 млрд. руб.
По информации «Коммерсанта», Министерство предлагает равномерно распределить объем субсидирования на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК (что, по сути, приведет к возврату «последней мили»). Основной аргумент Минэнерго — крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, что дает им «дополнительные экономические преференции по отношению к малому и среднему бизнесу». Доля сетевой составляющей в конечной энергоцене потребителя ТСО, по оценке министерства,— 35–56% (зависит от напряжения), у потребителя магистральных сетей — 14%. Реализация идеи чиновников снизит стоимость услуг ТСО на 26%, тариф для малого и среднего бизнеса упадет на 4–5%, пишет газета.
В Минэнерго объясняют рост «перекрестки» (и тарифов ТСО) увеличением энергопотребления населения. При этом полезный отпуск электроэнергии в распредсетях в 2013–2017 годах снизился на 5,4%, до 567,3 млн. кВт•ч в год (данные «Россетей»). Для населения он вырос на 17%, до 70,3 млн. кВт•ч, для прочих потребителей сократился почти на 8%, до 497,5 млн. кВт•ч. В магистральных сетях за тот же период отпуск вырос на 5,26%, до 547,4 млн. кВт•ч, но у прямых потребителей ФСК — сразу на 26,65%, до 120 млн. кВт•ч, для ТСО же — лишь на 0,46%, до 426,5 млн. кВт•ч.
Рост тарифа теоретически может спровоцировать уход крупных потребителей на собственную генерацию, но в Минэнерго уверены, что этого не произойдет.
Риски перехода бизнеса на собственные газопоршневые станции анализировал «Совет рынка» (регулятор энергорынков): дифференциация тарифа ФСК снижает долю потребителей, для которых выгодно строить свою генерацию, на 7,4 процентного пункта, до 18%, при расчете на быструю окупаемость (IRR — 20%) и на 1,7 процентного пункта, до 41,3%, если IRR — 14% («интенсивный» сценарий). Наталья Порохова из АКРА считает, что дифференциация тарифа ФСК не приведет автоматически к росту собственной генерации, поскольку энергоцена для крупных потребителей будет все равно на 10–15% ниже цены окупаемости собственной генерации, пишет «Коммерсант».
В Минэнерго, «Россетях» и ФСК от комментариев отказались. В ФАС и Минэкономики пока изучают материалы Минэнерго, сообщает издание. По информации газеты, замглавы ФАС Виталий Королев в письме в Минэнерго от 3 августа сообщал, что дифференциация тарифа ФСК приведет к существенному росту тарифов на услуги компании и дискриминации потребителей, ускорит их переход на свою генерацию, «а также дестимулирует борьбу с перекрестным субсидированием в субъектах РФ». Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что Минэнерго «оперирует примитивным расчетом», не учитывающим динамику оптовых энергоцен и широту применяемых технологий распределенной генерации. Предложенная ведомством ревизия решения об отмене «последней мили», подчеркивает он, «откатывает решение задачи перекрестного субсидирования на пять лет назад», заключает «Коммерсант».

Источник: www.kommersant.ru
22.08.18
Вернуться назад