DataLife Engine / Модернизацию энергетики могут оставить новому правительству

Модернизацию энергетики могут оставить новому правительству

Модернизацию энергетики могут оставить новому правительству
Cогласование программы модернизации генерации стоимостью до 3,5 трлн руб. до 2035 года может затянуться, и ее итоговый вариант придется принимать уже следующему составу правительства. В частности, концепцию Минэнерго раскритиковало экспертное управление президента, предложив ее доработать. В проекте управление не увидело механизмов привлечения инвестиций (концепция предполагает, что средства можно изъять при сохранении повышенных платежей потребителей). В самом министерстве уверены, что все же внесут итоговый вариант в Белый дом к 1 мая.
Экспертное управление президента в марте предложило доработать разработанную Минэнерго и представленную правительством концепцию модернизации генерации, рассказали источники “Ъ” в отрасли. По словам собеседников “Ъ”, в управлении сочли, что доклад ведомства не содержит самого главного — механизма привлечения инвестиций в модернизацию, а его ядро состоит из перечисления того, как денежная масса будет распределяться между участниками рынка.
Концепция модернизации ТЭС была предложена Минэнерго и одобрена Владимиром Путиным в ноябре 2017 года. Она должна продлить инвестцикл по обновлению мощностей после завершившейся в 2015–2017 годах программы договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей). Минэнерго предложило перенаправить «высвобождающиеся» в 2020-х годах платежи по ДПМ в обновление 40 ГВт ТЭС. Но в поручении президент потребовал также учесть удаленные энергообъекты, зеленую генерацию, сети (они затем сообщали, что не претендуют на эти средства) и АЭС, а вся конструкция не должна привести к росту энергоцен выше инфляции. К 1 марта надо было разработать механизм привлечения инвестиций, а к 1 мая — поправки к законам.
В докладе Минэнерго, направленном в Белый дом, затраты на модернизацию оцениваются в 3,5 трлн руб. до 2035 года при консервативном сценарии роста энергопотребления на 0,5% в год и снижении инфляции с 4% в 2018 году до 2% в 2027 году. На 40 ГВт ТЭС должно пойти 1,35 трлн руб. (включая 316 млрд руб. на дальневосточные мощности «РусГидро»). По данным “Ъ”, доходность инвесторов в докладе оценена в 12%, срок возврата инвестиций — 15–20 лет. На 11,75 ГВт АЭС может быть направлено 945 млрд руб., не зеленую генерацию — 405 млрд руб. (из них до 300 млрд руб. на мусоросжигающие ТЭС). Также Минэнерго включило в источники инвестиций рост на 25% платежей потребителей за старую генерацию, что дает еще 786 млрд руб.
Но такое изложение логики модернизации привело к тому, что в экспертном управлении «затруднились сделать выводы» относительно конкретных предложений по модернизации ТЭС, утверждают собеседники “Ъ”, знакомые с содержанием документа. Критиковалось и отсутствие механизмов привлечения инвестиций в удаленную генерацию и АЭС, а также ограничения для «инновационных проектов» в зеленой энергетике. Источник “Ъ” в секторе зеленой энергетики говорит, что 100 млрд руб. для солнечной и ветровой генерации и малых ГЭС хватит только на строительство 1 ГВт (изначально отрасль претендовала на 20 ГВт с инвестициями в 1,5 трлн руб., сейчас до 2024 года планируется построить 6,4 ГВт). При этом он добавил, что цена возобновляемой генерации чувствительна к ставке привлечения капитала: при ее снижении до 5% и корректировке программы поддержки нагрузку на энергорынок можно будет сократить вдвое. Один из источников “Ъ” добавляет, что в Кремле нет единой позиции по концепции Минэнерго, но ее не поддерживает помощник президента по экономике Андрей Белоусов (курирует и экспертное управление).
В Минэнерго отметили, что концепция модернизации еще прорабатывается, и документ будет внесен в правительство до 1 мая. Сделанный уже доклад Белому дому в министерстве называют «промежуточным». В Минэкономики, подготовившем альтернативный вариант модернизации с инфраструктурной ипотекой, сообщили, что после общественного обсуждения их документ вернулся на доработку. Источники “Ъ” считают, что критика экспертного управления по сути «развалила» модель Минэнерго и дорабатывать ее, вероятно, будет уже следующая команда после смены правительства в мае. Один из собеседников считает, что Минэнерго намерено до отставки пролоббировать идею о росте цены старой мощности на 20–30%, что, по оценке ведомства, позволит продлить эксплуатацию 100 ГВт. Тогда механизмы замены основного оборудования, что потребуется уже в середине 2020-х годов, будет разрабатывать новый кабинет. В аппаратах президента, премьера Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича на запросы “Ъ” не ответили.
Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что при колоссальном избытке мощности у регулятора есть как минимум несколько лет для выработки оптимального сценария привлечения инвестиций на основе рыночных принципов, покончив с практикой ДПМ. Наталья Порохова из АКРА отмечает, что государству выгодно как можно быстрее принять программу модернизации, «чтобы уже сейчас направить денежный поток на инвестиции, а не на дивиденды». «Сейчас у генерации инвестиции закончились, платежи по ДПМ на пике,— говорит она.— Но уже в 2020 году маржа начнет падать, и компаниям придется занимать».

Источник: www.kommersant.ru
23.04.18
Вернуться назад