DataLife Engine / ОБОБЩЕНИЕ: Минэнерго направило в правительство материалы по новой программе модернизации энергомощностей

ОБОБЩЕНИЕ: Минэнерго направило в правительство материалы по новой программе модернизации энергомощностей

ОБОБЩЕНИЕ: Минэнерго направило в правительство материалы по новой программе модернизации энергомощностей
Крупнейшими бенефициарами программы модернизации энергетики, по предложению Минэнерго, могут стать тепловая и атомная генерация: между крупнейшими игроками этих секторов до 2035 года предполагается распределить до 3,5 трлн рублей. Правительство может практически отказать в поддержке зеленой генерации, но вдвое увеличить объем инвестиций для обновления тепловых мощностей «РусГидро» на Дальнем Востоке. При этом доходность по новой программе может оказаться меньше 14%, предусмотренных прошлой программой ДПМ, а сроки окупаемости будут увеличены. В правительстве ожидают утверждение программы до конца первого полугодия. Через 1−2 года, если потребуется, она может быть расширена, говорит вице-премьер Аркадий Дворкович.

Минэнерго РФ в конце февраля направило в правительство материалы по новой программе модернизации энергомощностей, сообщил журналистам заместитель главы Минэнерго РФ Вячеслав Кравченко.
«Мы в правительство все представили», – сказал он в начале марта.
Речь идет о модернизации мощностей первой и второй ценовых зон оптового энергорынка, которую в ноябре 2017 года поддержал Владимир Путин. Сейчас правительство досогласовывает параметры. Программа должна сменить завершившиеся инвестдоговоры на поставку мощности (ДПМ), запущенные после реформы РАО ЕЭС.
Первоначально Минэнерго предлагало направить «высвобождающийся» после ДПМ денежный поток платежей на обновление только старых ТЭС, возможный объем программы оценивался в 1,5 трлн рублей до 2030 года, а суммарная модернизированная мощность ТЭС в 40 ГВт.
Между тем в декабре были опубликованы поручения Владимира Путина, согласно которым правительство должно разработать механизм привлечения инвестиций в модернизацию к 1 марта. При этом особое внимание ему было поручено обратить на ограничение роста тарифов на электроэнергию уровнем инфляции, а также строительство удаленных энергообъектов, развитие электросетей и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), модернизацию атомной энергетики (АЭС).
Тем самым помимо тепловой генерации другим участникам энергорынка также было дано право участвовать в разделе «инвестпирога».

ЗАПРОСЫ ИНВЕСТОРОВ ОКАЗАЛИСЬ СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ

В итоге желающих участвовать в программе стало больше. В борьбу включилось «РусГидро», которому нужно обновлять ТЭС на Дальнем Востоке и ГЭС, затем «Евросибэнерго» Олега Дерипаски с сибирскими ГЭС. Планы владельцев АЭС, ГЭС и возобновляемой генерации (ВИЭ) были представлены на совещании правкомиссии по электроэнергетике 12 февраля под председательством вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича. Они едва ли не превысили весь исходный объем программы, рассказал «Коммерсанту» один из участников совещания.
Как сообщалось ранее, «РусГидро» свою потребность в модернизации 1,3 ГВт ТЭС оценивает в 152,8 млрд. руб. Один из источников «Коммерсанта» говорит, что «Росэнергоатом» заявил на совещании, что готов освоить до 1 трлн рублей, и попросил направить средства на один блок на быстрых нейтронах БН–1200 на Белоярской АЭС и на три блока ВВЭР–1200 для замещения двух блоков на Курской АЭС и одного на Смоленской. ВИЭ–инвесторы планируют строить до 20 ГВт к 2035 году. Глава «Роснано» (готовило консолидированную позицию сектора ВИЭ) Анатолий Чубайс сообщил на совещании, что инвесторы («Роснано», «Ренова» Виктора Вексельберга, Enel и др.) готовы пойти на продление сроков возврата капитала и снижение нормы доходности, рассказал один из собеседников «Коммерсанта».
Одновременно с этим Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что вопрос включения ВИЭ-проектов в новую программу модернизации вообще не обсуждается, пока для этих проектов работает адресная программа поддержки. «Нет, не обсуждается», – сказал он в интервью ТАСС, пояснив, что до 2024 года действует адресная программа по ВИЭ.
Если исходить из представленных на совещании у Дворковича заявок всех участников рынка (без их критической оценки), то совокупный объем финансирования по программе модернизации должен был бы составить 5,78 трлн. рублей (с учетом модернизации в ДФО и АЭС),следует из материалов совещания, подготовленных Минэнерго. Из дополнительного — новая программа поддержки ВИЭ до 2035 года была оценена в 1,5 трлн рублей, строительство мусоросжигающих ТЭС — 300 млрд. рублей, а объем финансирования модернизации ТЭС увеличен до 2,5 трлн рублей. При этом расчеты Минэнерго, продленные до 2035 года, позволяют увеличить объем средств, высвобождающихся от старых ДПМ с 1,5 трлн рублей (оценка до 2030 года) до 2,5 трлн рублей.
Единственным участником рынка, отказавшимся от средств, стали «Россети». «Мы не претендуем на средства модернизации и уважаем взаимные интересы»,— пояснил «Коммерсанту» глава холдинга Павел Ливинский. «Россети» попросили ввести экономически обоснованную плату за техприсоединение к сетям, распределить перекрестное субсидирование пропорционально между потребителями разных классов напряжения, включая ЕНЭС (магистральные сети Федеральной сетевой компании), предусмотреть льготы по налогам на имущество и эталонное регулирование тарифов.
В итоге Дворкович, говорят источники «Коммерсанта», поручил Минэнерго проанализировать все заявки и сократить их до объема, умещающегося в темпы роста цены на уровне «инфляция минус 30%». «Объем запросов участников рынка получился довольно большим,— подтвердил после совещания газете В. Кравченко. «Министерство должно сформировать реалистичную картинку — кого получится допустить к участию», — сказал он тогда, отметив, что критерием станет востребованность рынком запрошенных объемов с учетом генсхемы энергетики. Замминистра подчеркнул, что приоритетное место будет отводиться ТЭС.
Сам Аркадий Дворкович, комментируя результаты совещания, сообщил в интервью ТАСС, что «поручил сделать программу-минимум, и определиться, достаточно ли этой программы-минимум для реализации [планов компаний] в ближайшей перспективе».
«Есть коридоры запросов от разных игроков на рынке, есть, конечно, озабоченность и потребителей электроэнергии, связанная с возможным дополнительным ростом цен при масштабной реализации планов всех компаний», — пояснил он свое решение.
Следует отметить, что в целом озвученные на конец февраля предложения по развитию различных секторов генерации в «Совете рынка» оценили в сумму 7,2 трлн рублей. При этом там подчеркнули, что это «превосходит финансовые возможности, которыми располагает рынок, более чем вдвое».
«Тепловая генерация претендует примерно на 3,4 трлн рублей из общей суммы, на 1,1 трлн рублей – атомная генерация, от 500 млрд рублей до 1,5 трлн рублей может быть направлено по разным сценариям на развитие генерации на основе ВИЭ, от 300 до 540 млрд – Дальний Восток, порядка 300 млрд – генерация на переработке коммунальных отходов", — сообщили в пресс-службе «Совета рынка» со ссылкой на слова его предправления Максима Быстрова.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

В начале марта Кравченко сообщил, что в кабмин ушли предложения Минэнерго по модернизации электростанций суммарно на 3,5 трлн рублей на срок до 2035 года.
В частности, как поясняют источники «Коммерсанта», Минэнерго учло в этой сумме рост цен «старой мощности» (конкурентного отбора мощности) к 2035 году на 786 млрд. рублей. После отсечения по поручению Дворковича лишних пожеланий, говорят собеседники издания согласно докладу Минэнерго, заявка «Росэнергоатома» на 945 млрд. рублей была поддержана министерством полностью. ТЭС могут получить до 1,35 трлн рублей, в эту сумму включены и предложения «РусГидро» по модернизации ее тепловых станций на Дальнем Востоке. По данным газеты, Минэнерго увеличило финансирование этих проектов вдвое, до 316 млрд. рублей. Это подтвердил гендиректор «РусГидро» Николай Шульгинов. По его словам, на эти средства планируется обновить 1,3−1,4 ГВт мощностей. Он отмечает, что ТЭС на Дальнем Востоке должны быть включены в программу модернизации в первую очередь, «исходя из значимости и износа оборудования и необходимости развития Дальнего Востока».
При этом Минэнерго, как утверждают источники, де–факто подтвердило свою текущую позицию по прекращению поддержки зеленой генерации за счет энергорынка после 2024 года. Согласно докладу министерства, объем финансирования зеленой энергетики в рамках новой программы минимален — порядка 400 млрд. рублей, из них 300 млрд. рублей предлагается направить на строительство мусоросжигающих ТЭС. Вероятно, речь идет только о первой волне строительства таких ТЭС — четырех в Подмосковье и одной в Татарстане, сейчас обсуждается возведение второй очереди.
По словам Кравченко, Минэнерго предложило включить в новую программу ВИЭ-проекты объемом 5,2 ГВт, предусмотренных генсхемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Кравченко отмечает, что министерство говорит обо всех видах «зеленой генерации»: солнечной, ветряной, малых гидростанциях и мусоросжигательных ТЭС.
«Мы все считали, исходя из расчетов, которые нам давало «Роснано» – и под солнце, и под ветер», – говорит замминистра.
При этом он подчеркивает, что «еще не значит, что это будет».
В «Роснано» сообщили, что незнакомы с докладом Минэнерго. Там напомнили, что для сохранения отрасли возобновляемой генерации в РФ нужно продлить программу поддержки на оптовом энергорынке в 2025–2035 годах со вводом не ниже 11,6 ГВт (то есть дополнительно к текущей программе еще около 6 ГВт).

ДОХОДНОСТЬ БУДЕТ СНИЖЕНА

По словам Кравченко, Минэнерго предлагает удлинить срок окупаемости проектов в рамках программы модернизации тепловых электростанций в РФ до 15–20 лет.
«Да, наша опция – 15–20 лет, еще окончательно не договорились", – сказал он «круглого стола» в конце февраля, отвечая на вопрос об удвоении срока окупаемости проектов по сравнению с прежним ДПМ.
Минэкономразвития предлагает удлинить срок окупаемости до 25 лет, отметил тогда Кравченко.
По словам Кравченко, по предварительным расчетам, доходность инвесторов по новой программе взята на уровне прошлой программы ДПМ в размере 14% годовых, но исключено, что она в итоге будет снижена. «Мы [предварительно] просчитали доходность, исходя из расчета 14% годовых. Я не исключаю, что доходность так или иначе будет пересмотрена, причем в сторону понижения», – заявил он журналистам 21 марта.
Кравченко отметил, что в настоящее время Минэкономразвития ведет расчеты по норме доходности, которую можно предложить инвесторам. «Мы брали максимальные пороги», – добавил он.

КРИТЕРИИ ОТБОРОВ ПРОЕКТОВ

При этом Минэнерго пока не предоставило критерии отбора проектов для включения в новую программу модернизации. Пока обсуждается несколько вариантов, в том числе предложенный Минэнерго отбор по размеру инвестиций в проект и предложенный Минэкономразвития конкурс по доходности, сообщил в начале марта Кравченко.
«Есть еще один вариант из расчета проведенной одноставки [одноставочный тариф на электроэнергию – прим. ред] и так далее. Мы постараемся придумать самый оптимальный механизм, позволяющих отбирать более эффективные объекты», – добавил замглавы Минэнерго.
В феврале Кравченко не исключал, что проекты для включения программу будут включаться в программу поэтапно. «Я не исключаю того, что будем действовать поэтапно. Сейчас будем разбираться в первую очередь с тепловой генерацией, а со всем оставшимся будем разбираться потом».

ПРОГРАММУ УТВЕРДЯТ ДО ИЮЛЯ, ЧЕРЕЗ 1−2 ГОДА ОНА МОЖЕТ БЫТЬ РАССШИРЕНА

Дворкович не исключает, что новая программа может начать работать уже в этом году, и быть расширена через 1–2 года. Об этом он сообщил в интервью ТАСС 16 февраля. «Я поручил сделать [энергокомпаниям] программу–минимум, и определиться, достаточно ли этой программы–минимум для реализации [планов компаний] в ближайшей перспективе. Если да, можно было бы тогда ее [программу модернизации энергомощностей – прим. ред] объявить в этом году, начать реализацию, а через 1–2 года посмотреть, можно ли более масштабный вариант реализовать на протяжении последующих 15 лет, о которых идет речь», – сказал он.
В Минэнерго ожидают, что правительство РФ примет окончательное решение о принятии новой программы до июля. «Я полагаю, что в ближайшие 2−3 месяца. Мы к 1 мая должны подготовить доклад с проектами нормативно-правовых актов. Наша задача сейчас это все успеть», — сообщил Вячеслав Кравченко 21 марта.
По его словам, если решение будет принято, то это будет „где-то июнь месяц“.
Кравченко отметил, что принятие нормативно-правовых актов, необходимых для старта работы новой программы модернизации будет решаться на уровне правительства и не потребует изменений в существующие законы.

ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОТИВ

Директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев находит странным предложение Минэнерго делить планируемые к изъятию из экономики средства без конкретных параметров эффективности затрат для потребителей и обязательств по их достижению. Вместо поиска источников повышения эффективности и создания эффективного механизма привлечения инвестиций энергетики и регуляторы занялись более привычным для них «распределением бесплатных чужих денег», говорит он.
В Совете производителей энергии (СПЭ) затруднились прокомментировать предложения Минэнерго. Глава наблюдательного совета СПЭ Александра Панина из «Интер РАО» напомнила, что тепловая генерация сейчас самая эффективная и больше других нуждается в поддержке.

Источник: http://www.bigpowernews.ru/
02.04.18
Вернуться назад