Функция по регулированию тарифов на электроэнергию для населения останется за государством и с 1 января 2011 года
9 июня 2010 года Госдума приняла в первом чтении проект Федерального Закона 372032-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (41-ФЗ)»(внесеный депутатом Госдумы Ю.А. Липатовым и членом Совета Федерации В.Е. Межевичем)
В выступлении на пленарном заседании Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов отметил: «в законопроекте сохранены базовые принципы и преемственность (с 41-ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию) в вопросах регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 1 января 2011 года.
Закон о государственном регулировании тарифов выполнял важную функцию и содержал принципы и методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики. Поэтому Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на сохранение системы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство. Базовые статьи Закона о госрегулировании тарифов в соответствии с законопроектом переносятся в Закон Об электроэнергетике. В части предлагаемых изменений модели регулирования прежде всего хотелось бы отметить:
- регулирование сохраняется в полном объеме в отношении территорий, не объединенных в ценовые зоны;
- на территориях, объединенных в ценовые зоны, регулирование закрепляется лишь в отношении населения, а также по решению Правительства Российской Федерации в отношении иных потребителей.
Комитет поддерживает предложенную модель исходя из того, на сегодняшний день объективные предпосылки для отмены государственного регулирования тарифов для населения отсутствуют».
Ю. Липатов остановился на ряде замечаний и предложений:
«1. Предлагаемые в рамках законопроекта изменения в Федеральный закон №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период….» предусматривают полномочия Правительства РФ в части определения условий договоров, заключаемых производителями и гарантирующими поставщиками для целей обеспечения потребления электрической энергии (мощности) населением.
С целью обеспечения функционирования предлагаемой в законопроекте модели снабжения населения электрической энергией (мощностью) считали бы целесообразным наделить Правительство РФ и полномочиями по утверждению порядка заключения этих договоров.
Кроме того, требуется уточнение порядка участия в соответствующих договорных отношениях производителей, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) с использованием вновь вводимых генерирующих объектов.
2. Положениями законопроекта предусматривается осуществление государственного регулирования в технологически изолированных территориальных энергетических системах. При этом, в законопроекте отсутствует соответствующее понятие, в связи с этим, целесообразно дополнить понятийный аппарат Федерального закона об электроэнергетике соответствующим определением
3. В рамках закрепления механизма тарифного регулирования на розничных рынках электрической энергии в законопроекте предусматривается возможность осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии. В связи с этим необходимо дополнить понятийный аппарат Федерального закона об электроэнергетики определением социальной норы потребления электрической энергии (мощности).
Кроме того, необходимо закрепить полномочия Правительства Российской Федерации определять порядок установления и применения социальной нормы.
4. В целях обеспечения применения гибких механизмов тарифного регулирования в предлагаемой редакции статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике в рамках закрепления государственного регулирования цен (тарифов) в отношении электрической энергии (мощности), поставляемой на оптовом рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, предусмотреть альтернативу виде возможности установления не только фиксированных цен (тарифов), но также и их предельных (минимального и (или) максимального) уровней.
5. Законопроектом предусмотрено введение статьи 23.3 Федерального закона об электроэнергетике, предусматривающей случаи введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции.
Считали бы необходимым конкретизировать перечень этих случаев, имея ввиду, в том числе, закрепление возможности введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции на территориях, временно работающих изолированно от Единой энергетической системы России».
В выступлении на пленарном заседании Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов отметил: «в законопроекте сохранены базовые принципы и преемственность (с 41-ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию) в вопросах регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 1 января 2011 года.
Закон о государственном регулировании тарифов выполнял важную функцию и содержал принципы и методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики. Поэтому Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на сохранение системы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство. Базовые статьи Закона о госрегулировании тарифов в соответствии с законопроектом переносятся в Закон Об электроэнергетике. В части предлагаемых изменений модели регулирования прежде всего хотелось бы отметить:
- регулирование сохраняется в полном объеме в отношении территорий, не объединенных в ценовые зоны;
- на территориях, объединенных в ценовые зоны, регулирование закрепляется лишь в отношении населения, а также по решению Правительства Российской Федерации в отношении иных потребителей.
Комитет поддерживает предложенную модель исходя из того, на сегодняшний день объективные предпосылки для отмены государственного регулирования тарифов для населения отсутствуют».
Ю. Липатов остановился на ряде замечаний и предложений:
«1. Предлагаемые в рамках законопроекта изменения в Федеральный закон №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период….» предусматривают полномочия Правительства РФ в части определения условий договоров, заключаемых производителями и гарантирующими поставщиками для целей обеспечения потребления электрической энергии (мощности) населением.
С целью обеспечения функционирования предлагаемой в законопроекте модели снабжения населения электрической энергией (мощностью) считали бы целесообразным наделить Правительство РФ и полномочиями по утверждению порядка заключения этих договоров.
Кроме того, требуется уточнение порядка участия в соответствующих договорных отношениях производителей, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) с использованием вновь вводимых генерирующих объектов.
2. Положениями законопроекта предусматривается осуществление государственного регулирования в технологически изолированных территориальных энергетических системах. При этом, в законопроекте отсутствует соответствующее понятие, в связи с этим, целесообразно дополнить понятийный аппарат Федерального закона об электроэнергетике соответствующим определением
3. В рамках закрепления механизма тарифного регулирования на розничных рынках электрической энергии в законопроекте предусматривается возможность осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии. В связи с этим необходимо дополнить понятийный аппарат Федерального закона об электроэнергетики определением социальной норы потребления электрической энергии (мощности).
Кроме того, необходимо закрепить полномочия Правительства Российской Федерации определять порядок установления и применения социальной нормы.
4. В целях обеспечения применения гибких механизмов тарифного регулирования в предлагаемой редакции статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике в рамках закрепления государственного регулирования цен (тарифов) в отношении электрической энергии (мощности), поставляемой на оптовом рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, предусмотреть альтернативу виде возможности установления не только фиксированных цен (тарифов), но также и их предельных (минимального и (или) максимального) уровней.
5. Законопроектом предусмотрено введение статьи 23.3 Федерального закона об электроэнергетике, предусматривающей случаи введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции.
Считали бы необходимым конкретизировать перечень этих случаев, имея ввиду, в том числе, закрепление возможности введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции на территориях, временно работающих изолированно от Единой энергетической системы России».
- valya от