Наперегонки
Тарифы естественных монополий в следующем году могут увеличиться меньше, чем планировалось раньше. Их рост, за исключением тарифов на газ, составит не более 6 процентов. Раньше предполагалось, что на электроэнергию они увеличатся на 11-13 процентов, на тепло - на 10-12 процентов, на перевозки грузов по железной дороге - на 7,4 процента.
При этом по газу планы не меняются, тариф вырастет на 15 процентов. Такие предложения, по информации некоторых СМИ, подготовило минэкономразвития. В самом министерстве, правда, пока эти сведения не комментируют.
Новые предложения министерства уже обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова на прошлой неделе, сказал "РГ" источник в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Однако официального документа в службе не видели, говорит он. О новых планах знают и некоторые эксперты. Кроме того, по их данным, тарифы могут повысить не с 1 января, а с 1 июля. Но, скорее всего, варианты повышения тарифов все еще обсуждаются.
Для граждан более медленный рост тарифов, безусловно, выгоден. Правда, пока не совсем понятно, как это все будет работать. Ведь, например, стоимость услуг ЖКХ значительно зависит от роста цен на газ, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. А так как газовые цены будут расти, водоснабжение, отопление все равно могут подорожать.
Не слишком выиграет и промышленность. Цена на электроэнергию складывается для нее из стоимости произведенного киловатта и цены доставки энергии по сетям.
Но из-за дорогого газа себестоимость электроэнергии подорожает примерно на 8-10 процентов, подсчитывает Пикин. Для того чтобы электроэнергия росла в цене на уровне инфляции, стоимость газа должна повышаться не более чем на 12 процентов, говорит эксперт. В явном проигрыше, по его мнению, окажутся и сетевые компании. Не лучшим образом скажется на энергетиках и перенос индексации тарифов с января на июль - за полгода они точно не отобьют свои расходы, говорит Пикин.
Инфляция в 2012 году не уложится в прогнозируемые 6 процентов, уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Рост цен, по его подсчетам, составит 8-10 процентов. Соответственно, монополии будут обосновывать более сильный рост тарифов на 2013 год, предупреждает собеседник "РГ". А такая "рваная индексация" приводит к резкому увеличению тарифов, объясняет он.
Дискуссия о сдерживании роста тарифов на уровне инфляции идет, напомним, с весны этого года. Дело в том, что их быстрый рост негативно сказывается на всей остальной экономике, приводит к разгону инфляции.
Но все уперлось в то, что компаниям - естественным монополиям - нужны средства на инвестиционные программы, модернизацию, техническое переоснащение. И в естественных монополиях уже подсчитывают потенциальные убытки и говорят, что придется сокращать инвестиционные программы.
В 2012 году ОАО "РЖД" прогнозирует убытки на уровне 80 миллиардов рублей, сообщил вчера начальник департамента планирования и бюджетирования компании Илья Рящин. Резервов для сокращения инвестиционной программы у компании почти не осталось, утверждает глава департамента инвестиционной деятельности РЖД Дмитрий Мухин. При нынешнем уровне индексации компания и так снижала расходы на транспортную безопасность в размере 40-50 миллиардов рублей в год, заявил он. И дальнейшее увеличение этой суммы невозможно. Сократить инвестпрограмму допустимо только за счет развития железнодорожной инфраструктуры и закупок тягового подвижного состава.
Не исключено, что РЖД обратится за субсидиями к государству, но неизвестно, смогут ли компании оказать поддержку из бюджета при высоких социальных обязательствах, прогнозирует Николаев. Монополия может попытаться занять деньги на рынке, но заемные средства будут дороги, предупреждает он. Ранее РЖД просили, чтобы тарифы на следующий год были увеличены на 23 процента, причем это было обоснованно - компания делала расчеты по методике, которую согласовывала с минэкономразвития, уточняет он. Но проблема в самой регулируемости тарифов, считает собеседник "РГ". Компании играют по тем правилам, которые им предлагает государство: проси больше - дадут меньше.
Надо менять всю систему регулирования тарифов, предлагает эксперт. Переходить к свободным рыночным тарифам, но за их необоснованное повышение жестко штрафовать в рамках антимонопольных правил. Тогда и сами компании будут заинтересованы в том, чтобы не задирать искусственно тарифы. "Но ответственным может быть только тот, кто свободен", - говорит эксперт. Это только кажется, что, регулируя тарифы, государство сдерживает их рост. На самом деле, на отрезке в 10 лет регулируемые тарифы растут быстрее, чем на свободном рынке, резюмирует эксперт "РГ".
Конечно, дело не только в благополучии компаний. Но если тарифы действительно окажутся экономически несостоятельными, то они затормозят модернизацию. Это отразится на безопасности, надежности и железнодорожных перевозок, и электроэнергетики. А в перспективе из-за работы на старых мощностях затраты компаний будут только возрастать. В конце концов, государство встанет перед выбором. Либо резко повышать тарифы, либо выделять компаниям деньги из бюджета. Так что в нынешних условиях предстоит найти непростой компромисс: не дать из-за тарифов разогнаться инфляции и не подкосить инвестиционные программы.
Источник: ИА "Энергетика и промышленность"
- valya от