О перспективах регулирования вопросов теплоснабжения
16 декабря 2010 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитет по промышленной политике совместно с Комиссией по естественным монополиям и Комитетом по вопросам местного самоуправления провел «круглый стол» на тему «О перспективах регулирования вопросов теплоснабжения».
В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители отраслевых министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей теплоснабжающих и теплосетевых организаций, иных предприятий и организаций, средств массовой информации.
Цель круглого стола - обсуждение дальнейших перспектив развития систем теплоснабжения, а также создания эффективных механизмов стимулирования потребителей тепла к энергосбережению. Принятый Федеральный закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон) закрепил четкую систему правоотношений в области теплоснабжения, правовые, экономические и организационные меры в области производства, передачи, потребления тепла, заложил основы развития систем теплоснабжения, установил принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В связи с этим обсуждение проблем правоприменения Федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов, а также принятие рекомендаций для успешной реализации закрепленных Федеральным законом требований стало для участников круглого стола первоочередной задачей.
Участники круглого стола ОТМЕТИЛИ:
Теплоснабжение в Российской Федерации является наиболее важным и топливоемким сектором экономики. Более 40 процентов энергетических ресурсов страны направлены на удовлетворение нужд этой отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В условиях довольно жестких климатических условий территории Российской Федерации актуальным является надежное и бесперебойное обеспечение тепловой энергией всех категорий потребителей - от населения до крупнейших промышленных предприятий.
В настоящее время в России преимущественно используется централизованное теплоснабжение, в основе которого лежит комбинированная выработка электроэнергии и теплоты на тепловых электростанциях (ТЭЦ) или крупных котельных и доставка тепла по тепловым сетям потребителям.
Системы централизованного теплоснабжения в настоящее время обеспечивают теплоснабжение около 72 % всех потребителей тепла в России, включая как крупные и мелкие города, так и сельские населенные пункты. При этом около 30% потребности в тепловой энергии обеспечивают теплофикационные системы ТЭЦ.
Согласно статистическим данным производство тепла в России характеризуется следующими показателями:
- централизованные источники производят тепла 71,5%, из них тепловые электростанции - 29,3%, мощные (более 20 Гкал/ч) котельные - 53,9%, прочие источники -16,8%;
- децентрализованные источники производят тепла 28,5%, из них котельные (менее 20 Гкал/ч) - 38,2 %, автономные теплоисточники - 61,8%.
Фактически региональные рынки тепла можно разделить на четыре категории: сверхкрупные - 15 городов с потреблением тепловой энергии более 10 млн. Гкал в год; крупные - 44 города с потреблением от 2 до 10 млн. Гкал в год; средние - сотни городов с потреблением от 0,5 до 2 млн. Гкал в год; малые - более 40 тыс. поселений с потреблением тепла от централизованных источников менее 0,5 млн. Гкал в год.
Последние характеризуются наличием небольших и в основном низкоэффективных систем теплоснабжения, которые создают непропорционально большую экономическую нагрузку по обеспечению надежности системы теплоснабжения, требуют вливания значительных бюджетных средств как в поддержание функционирования, так и в подготовку систем к зимнему периоду.
Согласно данным Росстата России на конец прошлого года число отопительных котельных в населенных пунктах страны было около 73 тысяч (в том числе 41 тысяча - в сельской местности) суммарной мощностью 590 тысяч Гкал/час. Протяженность тепловых сетей - более 171 тысяч км, из которых нуждаются в замене более 45 тысяч км. В 2009 году было зафиксировано около 13 тысяч аварий на источниках теплоснабжения и тепловых сетях. Потери тепла по факту 2009 года исчисляются более чем 10% от общей подачи тепла, при этом эта цифра за последние 15 лет постоянно растет.
По прогнозным данным Министерства по чрезвычайным ситуациям аварийность на системах жилищно-коммунального хозяйства, а именно в тепловых сетях, коммунальных систем жизнеобеспечения и электроснабжения прогнозируется выше значений 2009 года (более 10 ЧС).
Чрезвычайные ситуации, по мнению экспертов МЧС , возможны в случае возникно¬вения аварии на крупных ТЭЦ, не имеющих резервного генерирующего оборудования, с высоким износом, на территории Дальневосточного ФО (Камчатский и Хабаровский края, Амурская и Магаданская области), Сибирского ФО (Республика Бурятия, Алтайский, Красноярский и Забайкальский края, Новосибирская, Кемеровская и Омская области), Уральского ФО (Свердловская, Тюменская, Курганская и Челябинская области), Приволжского ФО (Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская и Кировская области), Северо-Западного (Новгородская область), Южного (Республика Дагестан) и Центрального (Белгородская, Липецкая, Смоленская, Калужская, Рязанская, Тульская, Тверская и Ярославская области, г.Москва) федеральных округов.
Проанализировав ситуацию с теплоснабжением в Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующие основные системные проблемы в функционировании систем теплоснабжения:
- отсутствие единой государственной политики поддержки и стимулирования совместной выработки тепловой и электрической энергии;
- отсутствие надежных данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения;
- отсутствие перспективных генеральных планов, муниципальных энергетических планов и обновленных схем теплоснабжения в большинстве населенных пунктов;
- избыточная централизация некоторых систем теплоснабжения;
- высокий уровень потерь в тепловых сетях;
- высокая изношенность тепловых сетей и постоянный рост количества сетей, нуждающихся в замене или капитальном ремонте;
- нехватка квалифицированных кадров, в особенности в системах теплоснабжения небольших поселений.
- отсутствие приборного учета потребления топлива и отпуска тепловой энергии на значительном количестве котельных;
- низкий уровень автоматизации в системах теплоснабжения большинства населенных пунктов;
- высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей (около 50 % всех затрат в системах теплоснабжения);
- нарушение гидравлических режимов тепловых сетей.
- неисполнение температурных графиков;
- нарушение режимов водоподготовки;
- неплатежи за поставленное тепло со стороны жилищно-коммунальных хозяйств.
Кроме того, участниками «круглого стола» были отмечены и проблемы законодательного регулирования вопросов теплоснабжения.
До недавнего времени на федеральном уровне не было единой политики развития
систем теплоснабжения, ни четко определенной структуры управления, ни приемлемой и эффективной системы сбора информации о состоянии систем теплоснабжения для получения надежных данных по фактическому состоянию дел.
Правовое регулирование теплоснабжения осуществлялось посредством множества разрозненных нормативных актах, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", чуть позже - с ноября прошлого года - № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других федеральных законах, а также в нормативных актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других уполномоченных федеральных органов.
В ноябре прошлого года Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», определившая направления развития российской энергетики с учетом взятого курса на инновационный путь развития. В сфере теплоснабжения была поставлена задача обеспечения количественного и качественного роста комплекса услуг по теплоснабжению (отопление, хладоснабжение, вентиляция, кондиционирование, горячее водоснабжение), высокого уровня обеспеченности населения и отраслей экономики страны этим комплексом услуг при доступной их стоимости; внедрение инновационных высокоэффективных технологий; сокращение потерь тепла и расходов топлива; обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения; снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение повышения энергоэффективности и энергосбережения.
В рамках дальнейшей работы в июле сего года был разработан и принят Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Данный закон установил правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации, определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и
контролю в области теплоснабжения, права и обязанности субъектов теплоснабжения, потребителей тепловой энергии и иных лиц, участвующих в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии. Закон направлен на упорядочение системы правового регулирования снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О теплоснабжении» в течение 4 месяцев после дня официального опубликования закона (30.07.2010) Правительством Российской Федерации должны быть утверждены следующие документы:
1. Правила организации теплоснабжения;
2. Правила подключения к системам теплоснабжения;
3. Порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при теплоснабжении;
4. Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;
5. Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;
6. Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования;
7. Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов;
8. Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, потребителями тепловой энергии при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения;
9. Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей;
10. Правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;
11. Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным в статье 8 настоящего Федерального закона;
12. Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности), теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность), теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;
13. Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, правил ведения их раздельного учета, применяемых при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала;
14. Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти также должны были подготовить ряд основных документов в течение 5 месяцев (до декабря 2010 года).
В настоящее время нормативно-правовые акты, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» не приняты.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону «О теплоснабжении», должен функционировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. На сегодняшний день таковым органом выступает Министерство энергетики Российской Федерации, в части комбинированной выработки электроэнергии, и Министерство регионального развития Российской Федерации, в части регулирования работы локальных котельных в населенных пунктах в рамках жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, регулированием отдельных вопросов в области теплоснабжения занимаются Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и Ростехнадзор.
В связи с вышеизложенным участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:
Правительству Российской Федерации
- определить единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление государственной политики в области теплоснабжения;
- утвердить до конца 2010 года Правила организации теплоснабжения, Правила подключения к системам теплоснабжения, Порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при теплоснабжении и Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
- ускорить разработку и утверждение документов, принятие которых находится в компетенции Правительства Российской Федерации и которые необходимо разработать согласно требованиям статей 4 и 5 Федерального закона «О теплоснабжении»;
- рассмотреть возможность разработки пакета нормативных актов, направленных на обеспечение соблюдения договорной дисциплины участниками правоотношений в области теплоснабжения и своевременной оплаты за поставленное тепло, и предусматривающих установление ответственности домохозяйств, их договорных взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями как с посредниками (ТСЖ, УК), так и напрямую; а также дающих право теплоснабжающим организациям ограничивать поставку коммунальных услуг недисциплинированным потребителям, имеющим длительную заложенность по платежам.
В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители отраслевых министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей теплоснабжающих и теплосетевых организаций, иных предприятий и организаций, средств массовой информации.
Цель круглого стола - обсуждение дальнейших перспектив развития систем теплоснабжения, а также создания эффективных механизмов стимулирования потребителей тепла к энергосбережению. Принятый Федеральный закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон) закрепил четкую систему правоотношений в области теплоснабжения, правовые, экономические и организационные меры в области производства, передачи, потребления тепла, заложил основы развития систем теплоснабжения, установил принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В связи с этим обсуждение проблем правоприменения Федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов, а также принятие рекомендаций для успешной реализации закрепленных Федеральным законом требований стало для участников круглого стола первоочередной задачей.
Участники круглого стола ОТМЕТИЛИ:
Теплоснабжение в Российской Федерации является наиболее важным и топливоемким сектором экономики. Более 40 процентов энергетических ресурсов страны направлены на удовлетворение нужд этой отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В условиях довольно жестких климатических условий территории Российской Федерации актуальным является надежное и бесперебойное обеспечение тепловой энергией всех категорий потребителей - от населения до крупнейших промышленных предприятий.
В настоящее время в России преимущественно используется централизованное теплоснабжение, в основе которого лежит комбинированная выработка электроэнергии и теплоты на тепловых электростанциях (ТЭЦ) или крупных котельных и доставка тепла по тепловым сетям потребителям.
Системы централизованного теплоснабжения в настоящее время обеспечивают теплоснабжение около 72 % всех потребителей тепла в России, включая как крупные и мелкие города, так и сельские населенные пункты. При этом около 30% потребности в тепловой энергии обеспечивают теплофикационные системы ТЭЦ.
Согласно статистическим данным производство тепла в России характеризуется следующими показателями:
- централизованные источники производят тепла 71,5%, из них тепловые электростанции - 29,3%, мощные (более 20 Гкал/ч) котельные - 53,9%, прочие источники -16,8%;
- децентрализованные источники производят тепла 28,5%, из них котельные (менее 20 Гкал/ч) - 38,2 %, автономные теплоисточники - 61,8%.
Фактически региональные рынки тепла можно разделить на четыре категории: сверхкрупные - 15 городов с потреблением тепловой энергии более 10 млн. Гкал в год; крупные - 44 города с потреблением от 2 до 10 млн. Гкал в год; средние - сотни городов с потреблением от 0,5 до 2 млн. Гкал в год; малые - более 40 тыс. поселений с потреблением тепла от централизованных источников менее 0,5 млн. Гкал в год.
Последние характеризуются наличием небольших и в основном низкоэффективных систем теплоснабжения, которые создают непропорционально большую экономическую нагрузку по обеспечению надежности системы теплоснабжения, требуют вливания значительных бюджетных средств как в поддержание функционирования, так и в подготовку систем к зимнему периоду.
Согласно данным Росстата России на конец прошлого года число отопительных котельных в населенных пунктах страны было около 73 тысяч (в том числе 41 тысяча - в сельской местности) суммарной мощностью 590 тысяч Гкал/час. Протяженность тепловых сетей - более 171 тысяч км, из которых нуждаются в замене более 45 тысяч км. В 2009 году было зафиксировано около 13 тысяч аварий на источниках теплоснабжения и тепловых сетях. Потери тепла по факту 2009 года исчисляются более чем 10% от общей подачи тепла, при этом эта цифра за последние 15 лет постоянно растет.
По прогнозным данным Министерства по чрезвычайным ситуациям аварийность на системах жилищно-коммунального хозяйства, а именно в тепловых сетях, коммунальных систем жизнеобеспечения и электроснабжения прогнозируется выше значений 2009 года (более 10 ЧС).
Чрезвычайные ситуации, по мнению экспертов МЧС , возможны в случае возникно¬вения аварии на крупных ТЭЦ, не имеющих резервного генерирующего оборудования, с высоким износом, на территории Дальневосточного ФО (Камчатский и Хабаровский края, Амурская и Магаданская области), Сибирского ФО (Республика Бурятия, Алтайский, Красноярский и Забайкальский края, Новосибирская, Кемеровская и Омская области), Уральского ФО (Свердловская, Тюменская, Курганская и Челябинская области), Приволжского ФО (Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская и Кировская области), Северо-Западного (Новгородская область), Южного (Республика Дагестан) и Центрального (Белгородская, Липецкая, Смоленская, Калужская, Рязанская, Тульская, Тверская и Ярославская области, г.Москва) федеральных округов.
Проанализировав ситуацию с теплоснабжением в Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующие основные системные проблемы в функционировании систем теплоснабжения:
- отсутствие единой государственной политики поддержки и стимулирования совместной выработки тепловой и электрической энергии;
- отсутствие надежных данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения;
- отсутствие перспективных генеральных планов, муниципальных энергетических планов и обновленных схем теплоснабжения в большинстве населенных пунктов;
- избыточная централизация некоторых систем теплоснабжения;
- высокий уровень потерь в тепловых сетях;
- высокая изношенность тепловых сетей и постоянный рост количества сетей, нуждающихся в замене или капитальном ремонте;
- нехватка квалифицированных кадров, в особенности в системах теплоснабжения небольших поселений.
- отсутствие приборного учета потребления топлива и отпуска тепловой энергии на значительном количестве котельных;
- низкий уровень автоматизации в системах теплоснабжения большинства населенных пунктов;
- высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей (около 50 % всех затрат в системах теплоснабжения);
- нарушение гидравлических режимов тепловых сетей.
- неисполнение температурных графиков;
- нарушение режимов водоподготовки;
- неплатежи за поставленное тепло со стороны жилищно-коммунальных хозяйств.
Кроме того, участниками «круглого стола» были отмечены и проблемы законодательного регулирования вопросов теплоснабжения.
До недавнего времени на федеральном уровне не было единой политики развития
систем теплоснабжения, ни четко определенной структуры управления, ни приемлемой и эффективной системы сбора информации о состоянии систем теплоснабжения для получения надежных данных по фактическому состоянию дел.
Правовое регулирование теплоснабжения осуществлялось посредством множества разрозненных нормативных актах, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", чуть позже - с ноября прошлого года - № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других федеральных законах, а также в нормативных актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других уполномоченных федеральных органов.
В ноябре прошлого года Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», определившая направления развития российской энергетики с учетом взятого курса на инновационный путь развития. В сфере теплоснабжения была поставлена задача обеспечения количественного и качественного роста комплекса услуг по теплоснабжению (отопление, хладоснабжение, вентиляция, кондиционирование, горячее водоснабжение), высокого уровня обеспеченности населения и отраслей экономики страны этим комплексом услуг при доступной их стоимости; внедрение инновационных высокоэффективных технологий; сокращение потерь тепла и расходов топлива; обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения; снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение повышения энергоэффективности и энергосбережения.
В рамках дальнейшей работы в июле сего года был разработан и принят Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Данный закон установил правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации, определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и
контролю в области теплоснабжения, права и обязанности субъектов теплоснабжения, потребителей тепловой энергии и иных лиц, участвующих в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии. Закон направлен на упорядочение системы правового регулирования снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О теплоснабжении» в течение 4 месяцев после дня официального опубликования закона (30.07.2010) Правительством Российской Федерации должны быть утверждены следующие документы:
1. Правила организации теплоснабжения;
2. Правила подключения к системам теплоснабжения;
3. Порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при теплоснабжении;
4. Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;
5. Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;
6. Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования;
7. Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов;
8. Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, потребителями тепловой энергии при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения;
9. Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей;
10. Правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;
11. Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным в статье 8 настоящего Федерального закона;
12. Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности), теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность), теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;
13. Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, правил ведения их раздельного учета, применяемых при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала;
14. Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти также должны были подготовить ряд основных документов в течение 5 месяцев (до декабря 2010 года).
В настоящее время нормативно-правовые акты, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» не приняты.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону «О теплоснабжении», должен функционировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. На сегодняшний день таковым органом выступает Министерство энергетики Российской Федерации, в части комбинированной выработки электроэнергии, и Министерство регионального развития Российской Федерации, в части регулирования работы локальных котельных в населенных пунктах в рамках жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, регулированием отдельных вопросов в области теплоснабжения занимаются Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и Ростехнадзор.
В связи с вышеизложенным участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:
Правительству Российской Федерации
- определить единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление государственной политики в области теплоснабжения;
- утвердить до конца 2010 года Правила организации теплоснабжения, Правила подключения к системам теплоснабжения, Порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при теплоснабжении и Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
- ускорить разработку и утверждение документов, принятие которых находится в компетенции Правительства Российской Федерации и которые необходимо разработать согласно требованиям статей 4 и 5 Федерального закона «О теплоснабжении»;
- рассмотреть возможность разработки пакета нормативных актов, направленных на обеспечение соблюдения договорной дисциплины участниками правоотношений в области теплоснабжения и своевременной оплаты за поставленное тепло, и предусматривающих установление ответственности домохозяйств, их договорных взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями как с посредниками (ТСЖ, УК), так и напрямую; а также дающих право теплоснабжающим организациям ограничивать поставку коммунальных услуг недисциплинированным потребителям, имеющим длительную заложенность по платежам.
- valya от