DataLife Engine / «Система СРО не решит всех проблем подготовки кадров для строительной отрасли» - эксперты РСС

«Система СРО не решит всех проблем подготовки кадров для строительной отрасли» - эксперты РСС

«Система СРО не решит всех проблем подготовки кадров для строительной отрасли» - эксперты РСС
Проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства становится в настоящее время все более значимой для экономики страны. Совершенно очевидно, что необходимый объем жилья может водиться только при соответствующем количественном, и в первую очередь, качественном обеспечении строительной отрасли кадровыми ресурсами. В настоящее время в России практически отсутствует полноценная система непрерывного строительного профессионального образования и, как следствие, не все благополучно с инновационностью, производительностью труда отечественной строительной сферы, особенно в сравнении с технологически развитыми странами. «Ситуация свидетельствует о том, что усилия государства по восстановлению и модернизации системы высшего и специального образования совершенно недостаточны», заявили эксперты Российского Союза строителей на конференции в Йошкар-Оле.

«Не забывайте, современное строительство – это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три – пять лет. Каждый инженер-строитель должен помнить, что единственная возможность для него быть востребованным в любых социально-экономических условиях – это постоянное образование. Для этого необходимо создавать условия», - подчеркнул Президент РСС Владимир Яковлев.

Между тем, сегодня, утверждают эксперты, наблюдается колоссальный разрыв между потребностями строительной отрасли и способностями образовательных учреждений. При нынешней системе на подготовку специалиста, обладающего какими-либо новыми знаниями, уйдет примерно 8 лет: с учетом разработки, утверждения, внедрения новых стандартов и прохождения самого процесса обучения.

«Сейчас можно утверждать, что сфера подготовки кадров если не ухудшается, то по крайне мере, находится в состоянии стагнации, - заявил Павел Жбанов, профессор, проректор по научной работе академии ГАСИС. - Часто говорят, что возникшие трудности будут преодолены введением института саморегулирования, но в сферу саморегулирования попадают только работы, перечисленные в Приказе №624. Остальные виды работ (в том числе те, которые выполняются на объектах малоэтажного строительства) не поддаются влиянию саморегулируемых организаций, а значит, проблема подготовки кадров там практически не поднимается».

Специалисты убеждены, что проблему следует решать комплексно, при построении системы подготовки кадров для строительной отрасли должны быть учтены все факторы, влияющие не только на первичную подготовку кадров, но и на последующую переподготовку, повышение квалификации, аттестацию и т.д.

По словам профессора Жбанова, нормативная база в подготовке кадров строительной отрасли несовершенна. Действующий приказ Минздравсоцразвития от 23.04.2008г. №188 требует серьезной доработки с привлечением профессионалов, занятых в строительной отрасли.

За разработку профессиональных стандартов брались многие организации, но ни в одном случае работа не была доведена до конца. В итоге «модель грамотного специалиста, которого мы хотели бы получить, не очевидна ни образовательным учреждениям, ни строительным организациям», утверждает Павел Жбанов,

«Практика аккредитации саморегулируемыми организациями образовательных учреждений, в которых работники их членов могут проходить повышение квалификации и аттестацию, понятна. Однако, сама по себе аккредитация не подтверждает того, что образовательное учреждение в состоянии подготовить высококлассного специалиста», - сказал он.

По мнению многих экспертов, желательно разработать общероссийский образовательный стандарт с тем, чтобы планка уровня знаний выпускников соответствовала уровню квалификации, диктуемому реалиями сегодняшнего дня. Необходимо разработать как методику, так и механизм повышения и регулярного подтверждения работающими специалистами своей квалификации.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

Кроме того, представители строительного и образовательного сообществ, считают, что назрела необходимость внесения изменений в законодательство в части соучредительства, выработка такой законодательной нормы, которая помогла бы решить сложную проблему имущественных отношений. Это даст возможность крупным предприятиям и организациям различных форм собственности вместе с государством напрямую инвестировать свои средства в развитие колледжей и контролировать их использование.

Как было отмечено на конференции, перечисленные проблемы носят комплексный характер и должны решаться на самом высоком уровне. В целях совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли Министерством регионального развития РФ подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым предусматривается объединение усилий Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере, общественных организаций и иных представителей экспертного сообщества в деле решения общей задачи.

Источник: Российский союз строителей
05.04.11
Вернуться назад