Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности..."
Министерством экономического развития РФ подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»
об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – проект акта) и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях реализации части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
1. Проектом акта устанавливаются технические требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – объект ТЭК) и требования антитеррористической защищенности объекта ТЭК. Указанные требования обеспечения безопасности применяются в том или ином объеме в зависимости от присвоенной объекту ТЭК категории опасности (высокая, средняя и низкая).
Вместе с тем порядок проведения соответствующего категорирования объекта ТЭК, а также критерии такого категорирования устанавливаются в рамках проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса» (далее – Положение о категорировании), также поступившего в Минэкономразвития России на оценку регулирующего воздействия. Соответствующая позиция была представлена Минэкономразвития России письмом от 23 декабря 2011 г. № 29151 –ОФ/Д26.
Обращаем внимание на концептуальную взаимосвязь проектов данных нормативных правовых актов. Фактически представляется невозможным оценить целесообразность установления в отношении объекта ТЭК требований, дифференцируемых в зависимости от присвоенного класса опасности, до тех пор, пока данный объект ТЭК не отнесен посредством категорирования к тому или иному классу опасности.
В противном случае, даже при наличии данных о характере объекта ТЭК, его производственных мощностях и штатной численности, количестве расположенных на его территории опасных производственных объектов, в рамках предлагаемого регулирования не представляется возможным оценить целесообразность установления того или иного комплекса мер безопасности, поскольку неясно, какой именно из трех этих комплексов предусматривается регулированием.
При этом, по мнению Минэкономразвития России, Положением о категорировании не выработан универсальный механизм определения категории объекта ТЭК, позволявший бы любой из заинтересованных сторон однозначно идентифицировать объект ТЭК по категории опасности. Напротив, в соответствии с Положением о категорировании решение о присвоении категории опасности объекту ТЭК принимается на основании оценки соответствующей комиссии, представляющейся в значительной степени субъективной.
В рамках предлагаемого регулирования также не может быть оценено количество объектов ТЭК, отнесенных к той или иной категории опасности, суммарные издержки владельцев объектов ТЭК на приведение объектов в соответствие с требованиями проекта акта, а также финансовая нагрузка (абсолютную/относительную) на единичный объект ТЭК и соответствующие последствия для возможности осуществления им инвестиций в производство.
Кроме того остается неясной возможность исполнения требований проекта акта владельцами локальных малогабаритных объектов ТЭК (в частности, трансформаторных станций), которые в соответствии с предлагаемым регулированием будут отнесены к низкой категории опасности. Приведение таких объектов ТЭК в соответствие с установленными требованиями, в частности, по оснащению контрольно-пропускными пунктами, средствами идентификации, устройствами принудительной остановки, не представляется возможным. Аналогичные замечания могут быть представлены в отношении линейных объектов ТЭК, в частности, линий электропередач.
2. Кроме того, в рамках публичных консультаций субъектами предпринимательской деятельности были представлены следующие замечания:
1) Раздел IV проекта акта содержит обязательные требования по осуществлению анализа (проверке) уровня защищенности объектов ТЭК, составлению актов их обследования и паспортов безопасности комиссий с участием представителей государственных органов. В пояснительной записке к проекту акта указано, что на один субъект Российской Федерации приходится в среднем от 100 до 300 объектов ТЭК, подлежащих паспортизации. Таким образом, работая на каждом из таких объектов только по одному дню, комиссией физически не может быть проверено все множество объектов ТЭК даже за 1 год. Поскольку для качественной паспортизации объекта требуется значительное время, может быть сделан вывод о том, что многие мероприятия по паспортизации будут носить формальный характер.
Пунктом 4.2 проекта акта предусматривается ежегодное проведение анализа уязвимости объекта ТЭК путем его обследования комиссией, включающей в свой состав сотрудников территориальных органов МВД России, ФСБ России, МЧС России и Ростехнадзора. С учетом вышеизложенного на практике выполнение данного требования представляется крайне затруднительным.
Минэкономразвития России обращает внимание субъектов предпринимательской деятельности, что в отношении каждого объекта ТЭК может быть сформирована отдельная комиссия. Однако полагаем, что позиция субъектов предпринимательской деятельности в отношении достаточности штатных единиц указанных органов исполнительной власти должна быть учтена разработчиком.
2) В проекте акта отсутствуют конкретные требования по оснащению вооружением физической охраны (даже в зависимости от категории объекта ТЭК). Пунктами 2.25 и 2.45 проекта акта лишь предусматривается такая возможность. Отсутствие данной нормы может привести к тому, что многие собственники объектов в целях экономии средств для их физической охраны будут привлекать структуры, имеющие на вооружении лишь специальные средства, но не гражданское или служебное оружие. Соответственно, эффект от такой охраны может быть оценен как минимальный.
3) Применительно к деятельности традиционной автозаправочной станции представляются неприменимыми следующие ограничения, предлагаемые проектом акта:
- основное и дополнительное ограждение;
- наличие постов централизованной охраны, КПП для прохода людей;
- наличие средства идентификации;
- наличие системы досмотра;
- наличие досмотровых площадок;
- наличие противотаранных устройств;
- наличие устройства принудительной остановки;
- наличие системы автоматической охранной сигнализации периметра;
- применение сплошных ограждений территории объекта ТЭК, что представляется невыполнимым ввиду необходимости обеспечения свободного въезда и выезда автовладельцев на территорию автозаправочной станции;
- наличие инженерных средств и сооружений периметра объекта ТЭК;
- инженерное оборудование постов охраны;
- оборудование контрольно-пропускных пунктов;
- наличие здания и помещения для размещения подразделений охраны;
- требования к средствам контроля и управлением доступа на объект ТЭК;
- требования к специальным техническим средствам досмотра.
4) Ряд понятий, используемых в проекте акта, не определены. В частности требуют толкования термины «пост охраны», «пост технического наблюдения», «учение», «инженерное заграждение».
Обращаем внимание разработчика на необходимость оценки и учета вышеуказанных замечаний субъектов предпринимательской деятельности.
3. Кроме того проект акта содержит ряд неисполнимых норм, противоречащих как действующему законодательству в области технического регулирования, так и самой концепции технического регулирования, а также положений, избыточно ограничивающих конкретные структурные особенности отдельных технических средств защиты (пункты 4.17, 4.24, 4.25, 5.5.4, 5.5.9).
4. Таким образом, в текущих условиях, характеризующихся отсутствием структурного подхода к регулированию данной сферы, без учета замечаний, представленных в отношении Положения о категорировании соответствующим заключением Минэкономразвития России, проект акта может быть оценен, как содержащий положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В целях выявления возможных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые могут возникнуть в связи с принятием проекта акта, Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности. Соответствующий проект был направлен в субъекты Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, а также был размещен на официальном сайте Минэкономразвития России.
Источник: Министерство экономического развития
- valya от