DataLife Engine / О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения

О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения

11 мая 2010 года журнал принял участие в парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения», организованных Комитетом Государственной Думы по энергетике. В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, представители энергетических компаний и общественных организаций, компаний жилищно-коммунального комплекса. Главным вопросом, обсуждаемым на слушаниях, стали проекты федеральных законов «О теплоснабжении» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона «О теплоснабжении», подготовленные ко второму чтению.
В первом чтении законопроекты были приняты 11 ноября 2009 года. Как заявил на парламентских слушаниях председатель Комитета по энергетике, в случае принятия «этот закон завершит создание правовой базы новой российской энергетики – конкурентной, развивающейся отрасли экономики с высокими показателями рентабельности и рыночными механизмами регулирования. Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России. При этом основной задачей государства является не контроль за теплоснабжением каждого города и поселения, а создание единой законодательной базы, обеспечивающей скоординированную работу организаций различных форм собственности в интересах потребителей в сфере теплоснабжения. При создании законодательной базы, за государством должны остаться функции разработки стратегических направлений развития и организации энергосбережения в сфере теплоснабжения, анализа причин возникающих проблем и разработки методологии для их решения, а также действенный государственный надзор за безопасностью тепловых станций, сетей и иных объектов теплоэнергетики, качеством и надежностью теплоснабжения населения».
Законопроект «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений в системах теплоснабжения, определяет полномочия органов власти всех уровней по регулированию и контролю сферы теплоснабжения. Основными принципами являются: обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала. Предусматривается, что одним из полномочий органов местного самоуправления станет разработка, утверждение и актуализация схем теплоснабжения, которые становятся частью программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Реализация такого подхода (развитие систем теплоснабжения через программы комплексного развития) позволит организовать цивилизованную конкуренцию теплоснабжающих организаций.
Тарифообразование при комбинированной выработке электрической и тепловой энергии осуществляется по-другому и регулируется Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Предлагаемое в законопроекте «О теплоснабжении» тарифное регулирование объединяет оба механизма: должно стимулировать инвестиционное развитие и создавать необходимый резерв мощности, а применение многоставочных тарифов направлено на решение проблемы перевода работы части генерирующих мощностей в пиковый режим.
В законопроекте также прописаны отношения теплоснабжающих и теплосетевых организаций, с потребителями тепловой энергии, порядок распределения тепловых нагрузок и организации управления в системах теплоснабжения. Законопроектом предусматривается, что развитие систем теплоснабжения муниципалитетов и распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии между источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения осуществляется только на основе и в соответствии со схемой теплоснабжения. В части обеспечения надежности теплоснабжения, прописана процедура проверки готовности к отопительному периоду, в том числе в соответствии с правилами оценки готовности.
При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания, поступившие из регионов от исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Было рассмотрено более пятисот поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы. При этом рабочая группа руководствовалась замечаниями Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления и Федеральной службы по тарифам. В связи с прекращением 1 января 2011 года действия ФЗ-41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в законопроект были введены нормы о регулировании тарифов на тепловую энергию. «Положения об отмене регулирования тарифов в законопроекте сформулированы с большой осторожностью, статьей скорее предусмотрена сама возможность регулирования тарифов на отдельных территориях, чем определена приоритетность данной процедуры». Договора о теплоснабжении будут заключаться с Единой теплоснабжающей организацией, которая будет обязана осуществлять теплоснабжение любого потребителя в системе теплоснабжения. «Это гарантирует надежность и бесперебойность теплоснабжения», – уверен Ю.Липатов. Поправки второго чтения сняли обязательность требования об обязательности теплоснабжающих и теплосетевых организаций в саморегулируемых организациях.
Заместитель министра энергетики в своем выступлении, сообщил, что объемы рынка тепловой энергии в России в 2010 году составляют больше 1 млрд. 330 Гкал на сумму более 1 триллиона рублей. В большинстве регионов России теплоснабжение осуществляется 7 – 9 месяцев в году и доля платежей за тепло в объеме коммунальных услуг составляет в среднем 40 – 50 процентов. «За последние 20 лет теплоснабжение характеризуется снижением его эффективности, связанной с износом оборудования, сетей. Увеличивается размер потерь. Начало этого года обнажило проблемы в сфере ЖКХ. Бесконтрольный рост тарифов, низкое качество услуг заставили предпринимать меры на самом высоком уровне, чтобы сбить накал по повышению тарифов. Очевидно, что на сегодняшний день невозможно прекращение государственного регулирования цен на рынке коммунальных услуг», отметил заместитель министра. Важной составляющей законопроекта стало введение двухставочного тарифа, обеспечивающего учет фактически потребляемой электроэнергии, что будет стимулировать участников рынка тепловой энергии применять энергосберегающие технологии.
Комитет по энергетике планирует с учетом обсуждения и высказанных замечаний доработать и вынести на рассмотрение Государственной Думой во втором чтении проекты федеральных законов «О теплоснабжении» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона «О теплоснабжении» в весеннюю сессию. В случае принятия законопроектов Государственной Думой он полностью вступит в действие со следующего года. После этого Правительству Российской Федерации необходимо будет в кратчайшие сроки разработать нормативно-правовую базу, необходимую для вступления в силу положений проекта федерального закона «О теплоснабжении».

Более полная информация о парламентских слушаниях будет опубликована во втором номере журнала.
12.05.10
Вернуться назад