О повышении энергоэффективности, установке счётчиков и утилизации ламп.
Проблема повышения энергоэффективности - одна из ключевых как для Подмосковья, так и для нашей страны в целом. По масштабам энергопотребления Россия занимает третье место в мире, затрачивая в 2,5 - 3,5 раза больше энергии на единицу ВВП, чем развитые государства.
По потерям энергии в тепловых сетях – вообще «впереди планеты всей». О том, какие меры принимаются в этом направлении в Подмосковье и что мешает повышению энергоэффективности, рассказывает председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы Владимир ДУПАК.
- Владимир Владимирович! Что у нас в области в настоящее время делается для повышения энергетической эффективности?
- Подмосковные депутаты приняли Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области». Он предусматривает широкий набор стимулирующих мер, в том числе дифференцирование тарифов в пределах установленной социальной нормы, предоставление налоговых льгот и субсидий.
Правительством Московской области утверждена долгосрочная целевая программа по энергосбережению, которая в настоящее время реализуется.
Принят целый ряд нормативных правовых актов и регламентирующих документов как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления Московской области.
- Есть уже какие-нибудь результаты?
- Мы убедились, что внедрение в Подмосковье энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и положительно влияет на устойчивость топливно-энергетического комплекса и экологическую ситуацию. Но уже первые шаги в этом направлении выявили целый ряд организационных, финансовых и нормативно-правовых проблем.
- Возникли какие-нибудь бюрократические сложности?
- И не только. Поскольку 2012 год является первым отчётным годом по реализации Федерального закона об энергосбережении, можно подвести промежуточные итоги, проанализировать ситуацию, обсудить и внести необходимые изменения в действующие нормативные правовые акты. В январе - апреле этого года прошёл ряд мероприятий, посвящённых этому вопросу: «круглые столы» в Государственной Думе и Совете Федерации, третья общероссийская конференция «Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения». Недавно Комитет Мособлдумы по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики провёл заседание «круглого стола» на тему «Современное состояние, проблемы и задачи реализации на территории Московской области комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». В его работе приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители федеральных учреждений, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций Московской области.
- И какие же «узкие» места были выявлены?
- Прежде всего, проблемы, связанные с энергообследованием и получением энергопаспортов. В настоящее время эти требования, согласно закону, распространяются на все объекты, независимо от их категории и объёма потребления энергетических ресурсов.
Более того, энергетическое обследование предусматривает такие виды работ, которые просто не нужны. Например, по итогам энергетического обследования детский сад получает рекомендации использовать энергосберегающие лампы и заменить старые окна. Так не лучше ли было бы направить деньги, затраченные на энергообследование, на замену окон?
Поэтому в ходе обсуждения прозвучало предложение дифференцировать требования к проведению энергетического обследования в зависимости от категории объекта и объёма потребления энергетических ресурсов.
- Существуют ли проблемы с проведением энергетического обследования?
- Да, в том числе связанные с низкой профессиональной подготовленностью энергоаудиторов. Из-за этого энергообследование часто проводится чисто формально – по техническим характеристикам, – и в результате выданный энергетический паспорт не отражает реального положения дел. Между тем организация платит за эту работу довольно большие деньги. Очевидно, что необходимо вводить для энергоаудиторов систему аттестации. На заседании прозвучало предложение привлекать для этой работы энергоаудиторов, аккредитованных при правительстве Московской области. Есть ещё один вариант, предложенный бывшим Министерством промышленности и науки Московской области. Он в первую очередь может заинтересовать промышленные предприятия, поскольку предполагает выбор энергоаудитора, который саму процедуру энергообследования проводит бесплатно, но участвует в прибылях предприятия.
- А как работают муниципальные программы по энергосбережению?
- муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны и утверждены только в 60 муниципальных образованиях из 74 муниципальных районов и городских округов. При этом большинство программ не соответствуют требованиям, утверждённым федеральными исполнительными органами государственной власти. Это связано в том числе с недостаточностью финансирования и нехваткой сотрудников соответствующей квалификации на местах. В ходе работы «круглого стола» был высказан ряд предложений по решению этой проблемы, в частности – разработать типовые или «модельные» программы, которые позволят местным органам власти быстро и качественно выполнить требования закона.
Кроме того, по-прежнему чрезвычайно сложными остаются вопросы по реализации мероприятий региональной Программы энергосбережения во внебюджетном секторе и в жилищно-коммунальном хозяйстве: это и высокая цена приборов учёта энергии, и сложности с утилизацией люминесцентных ламп, и многое другое.
- Каким должно быть содержание муниципальных программ по энергосбережению?
- В первую очередь в них должны быть вопросы, которые представляют серьёзную проблему для населения Московской области. Это утилизация ртутьсодержащих отходов в бытовом и промышленных секторах, установка и замена приборов учёта потребляемых энергоресурсов в жилом секторе, оказание помощи по установке и замене этих приборов малоимущим жителям Московской области, пропаганда энергосбережения среди жителей и ряд других.
- Создаётся впечатление, что Федеральный закон об энергосбережении не очень жизнеспособен. Или «пробуксовывает» его реализация?
- Это не так. Закон исполняется, при этом, естественно, выявляются его недостатки, например, ряд противоречий с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что проблемы энергосбережения и энергоэффективности нужно решать. В Подмосковье сегодня им уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует и тот факт, что Топливно-энергетический комитет Московской области преобразован в Министерство энергетики Московской области.
И все эти недостатки мы обсуждаем именно для того, чтобы в конечном итоге их устранить. В настоящее время Министерство энергетики Российской Федерации готовит ряд поправок в Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Когда законопроект будет внесён в Государственную Думу и поступит в региональные законодательные органы, можно будет дать оценку тому, насколько тщательно были проработаны замечания к действующему закону. Одновременно с этим у нас будет возможность подготовить свои поправки, учитывающие замечания и предложения, прозвучавшие на заседании «круглого стола».
Источник: Ежедневные новости «ПОДМОСКОВЬЕ»
- valya от