Энергонадзор в зеркале времени
Д.И. Фролов, начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора
В начале своего выступления Дмитрий Иванович Фролов поздравил всех присутствующих с юбилейной датой — 70-летием со дня создания Госэнергонадзора. От всей души пожелал всем новых профессиональных успехов, крепкого здоровья, счастья и благополучия. Поблагодарив весь инспекторский персонал, сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальных органов за повседневную работу, направленную, прежде всего, на повышение безопасности объектов энергетики при эксплуатации энергетического оборудования и сетей, и особую благодарность выразил ветеранам Государственного энергетического надзора.
Становление Энергонадзора берет свое начало с 1944 года. Постановлением Государственного Комитета обороны 18 мая 1944 года была создана государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР.
18 мая 1944 года Постановлением Государственного комитета обороны создана государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР.
8 мая 1996 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 560 органы государственного надзора реорганизованы в единую централизованную систему, включающую главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления в субъектах Российской Федерации.
12 августа 1998 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 938 утверждено положение «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», которое ввело систему государственного энергетического надзора в Российской федерации.
Государственный энергетический надзор являлся частью единой энергетической системы России и объединял действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в Российской Федерации и безопасной эксплуатации энергетических установок.
В систему государственного энергетического надзора входили:
• центральный аппарат — численностью 150 чел.;
• структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России — Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор);
• 7 региональных управлений государственного энергетического надзора — территориальных органов Минэнерго России;
• 74 управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации — государственных учреждений (УГЭН), в состав которых входили 63 группы (инспекции) газового надзора.
• 52 региональные государственные инспекции по контролю и надзору за рациональным использованием нефти и продуктов ее переработки в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения);
• 8 региональных инспекций по качеству торфа в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения).
Общая численность работников, занятых в системе государственного энергетического надзора по состоянию на 1 октября 2001 года, составляла 11 тыс. 162 человека.
В среднем за год органами Госэнергонадзора проводились комплексные обследования порядка 120 электростанций АО-энерго различных мощностей, проверяли до 4000 малых электростанций, 320 предприятий электрических и 360 предприятий тепловых сетей энергоснабжающих организаций, до 9500 организаций — потребителей электрической энергии и до 5500 обследований теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии.
По потребителям электрической и тепловой энергии, нефтепродуктов и газа инспекторским персоналом проводилось более 96 тысяч обследований.
Периодичность плановых комплексных обследований крупных организаций (с присоединенной мощностью электроустановок 750 кВА или тепловых установок 1 Гкал/час и выше) была установлена — не реже 1 раза в 5 лет.
В 2003 году общая численность работников была сокращена до 8 тыс. 600 человек.
В марте 2004 г. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по технологическому надзору, подведомственная Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации.
В мае 2004 г. Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляло Правительство Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
В июле 2004 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 было утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В новой структуре численность Госэнергонадзора c 2004 по 2008 гг. составляла 3459 человек, далее в течение последующих лет происходило сокращение штата.
2 декабря 2009 года было создано Управление энергетического надзора путем выделения из состава Управления энергетического и строительного надзора.
22 декабря 2010 года было принято положение «Об Управлении государственного энергетического надзора».
В настоящее время фактическая численность инспекторского состава, осуществляющего государственный энергетический надзор, составляет 2 тыс. 247 человек.
На фоне сокращений инспекторского персонала, в рамках осуществления государственного энергетического надзора, добавляются функции в области энергосбережения, по проверке готовности к ОЗП муниципальных образований, контролю и надзору за объектами капитального строительства субъектов электроэнергетики, выполнения инвестпрограмм и т.д.
В настоящее время численность Управления государственного энергетического надзора составляет 42 человека.
На сегодняшний день Управление государственного энергического надзора является одним из основных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и осуществляет следующие виды надзора:
- федеральный государственный энергетический надзор;
- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Основные нормативные документы, которыми руководствуется Управление государственного энергетического надзора:
- Федеральный закон от 26 марта 2010 г. № 35–ФЗ «Об электроэнергетике»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261–ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117–ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 610 «О Федеральном государственном энергетическом надзоре»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108 «О Федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений».
Основные функции Управления государственного энергетического надзора:
- надзор за исполнением субъектами электроэнергетики обязательных требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики;
- контроль и надзор в сфере безопасности электрических, тепловых установок и сетей, а также безопасности гидротехнических сооружений;
- надзор за объектами капитального строительства энергетики (тепловые станции более 150 МВт, линии электропередачи 330 кВ и более);
- контроль за соблюдением требований по энергосбережению при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
- контроль за принятием программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- контроль за периодичностью проведения обязательных энергетических обследований;
- оценка готовности муниципальных образований к отопительному периоду;
- проверка готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду.
Число объектов энергетики, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в целом по России составляет около 4 млн. Крупные поднадзорные организации представлены на рис. 3. Также в число поднадзорных объектов входят:
- 533 тепловых электростанций;
- 113 гидроэлектростанций;
- 195 газотурбинных электростанций;
- более 111 тысяч котельных;
- более 900 тысяч трансформаторных подстанций;
- более 2 млн. потребителей электрической энергии;
- более 900 тысяч потребителей тепловой энергии;
- 5 млн. км ЛЭП;
- 568 ГТС объектов энергетики;
- 844 ГТС объектов промышленности;
- 28552 ГТС водохозяйственного комплекса (из них 5772 — безхозяйных ГТС);
Подводя итоги, Д.И. Фролов отметил, что за последние годы в Ростехнадзоре сложилась ситуация, когда в результате чрезвычайно низкого уровня заработной платы государственных инспекторов в сочетании с высокой ответственностью, включая уголовную, происходит массовый отток квалифицированных кадров. Привлечение специалистов с опытом работы в сложившейся ситуации крайне затруднено, зачастую приходится собственными силами проводить обучение и подготовку персонала. При этом не стоит забывать, что энергетика — одна из наиболее сложных отраслей промышленности.
В целях формирования бюджетных средств Ростехнадзора, направляемых на увеличение заработной платы инспекторского состава по линии энергонадзора, по мнению начальника Управления Государственного энергетического надзора, необходимо вернуться к перечню услуг, оказываемых Ростехнадзором, и установить правовую основу и возможность оказания таких услуг на основании госпошлины за совершение юридически значимых действий.
Виды работ, предлагаемых осуществлять платно:
- Проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации специалистов поднадзорных организаций в рабочее время.
- Проверка знаний, участие в экзаменах по присвоению квалификационных групп в комиссиях органов надзора в рабочее время.
- Экспертиза нормативно-технической и проектной документации, стандартов предприятий и технических условий на создание, реконструкцию, техперевооружение, модернизацию и капитальных ремонт энергообъектов.
- Проведение технико-экономической экспертизы проектов по техническому перевооружению, модернизации и реконструкции электросетевого оборудования.
- Разработка программных и методических средств подготовки персонала электростанций и сетей.
- Выдача разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
- Подготовка экспертного заключения о готовности испытательной лаборатории к аккредитации в системе сертификации.
- Информационно-консультационные услуги по разработке методик и протоколов электрических измерений и испытаний.
В некоторых странах СНГ оплата деятельности энергонадзора включена в тариф на электроэнергию. Стоит отметить, что платные услуги существовали в России и раньше. Так, в 1999 году Минтопэнерго России было утверждено Положение о порядке оказания отдельных видов услуг учреждениями Госэнергонадзора.
В связи с этим, а также в соответствии с поручением руководителя Службы, Управлением государственного энергетического надзора был подготовлен расширенный перечень услуг, которые могут осуществляться Ростехнадзором, при условии оплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий, и представлен для принятия управленческих решений.
В качестве примера Д.И. Фролов отметил, что деятельность надзорных органов в Польше оплачивается в форме ежегодных взносов за технический надзор за эксплуатацией оборудования или в форме установленного размера платы за конкретные технические обследования. Заработная плата инспекторов в других европейских странах складывается из двух составляющих — ежемесячного оклада за выполнение должностных обязанностей по исполнению государственных функций и ежемесячных выплат в соответствии с выполненными договорами по оказанию консультативной и экспертной работы.
В начале своего выступления Дмитрий Иванович Фролов поздравил всех присутствующих с юбилейной датой — 70-летием со дня создания Госэнергонадзора. От всей души пожелал всем новых профессиональных успехов, крепкого здоровья, счастья и благополучия. Поблагодарив весь инспекторский персонал, сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальных органов за повседневную работу, направленную, прежде всего, на повышение безопасности объектов энергетики при эксплуатации энергетического оборудования и сетей, и особую благодарность выразил ветеранам Государственного энергетического надзора.
Становление Энергонадзора берет свое начало с 1944 года. Постановлением Государственного Комитета обороны 18 мая 1944 года была создана государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР.
18 мая 1944 года Постановлением Государственного комитета обороны создана государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР.
8 мая 1996 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 560 органы государственного надзора реорганизованы в единую централизованную систему, включающую главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления в субъектах Российской Федерации.
12 августа 1998 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 938 утверждено положение «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», которое ввело систему государственного энергетического надзора в Российской федерации.
Государственный энергетический надзор являлся частью единой энергетической системы России и объединял действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в Российской Федерации и безопасной эксплуатации энергетических установок.
В систему государственного энергетического надзора входили:
• центральный аппарат — численностью 150 чел.;
• структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России — Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор);
• 7 региональных управлений государственного энергетического надзора — территориальных органов Минэнерго России;
• 74 управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации — государственных учреждений (УГЭН), в состав которых входили 63 группы (инспекции) газового надзора.
• 52 региональные государственные инспекции по контролю и надзору за рациональным использованием нефти и продуктов ее переработки в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения);
• 8 региональных инспекций по качеству торфа в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения).
Общая численность работников, занятых в системе государственного энергетического надзора по состоянию на 1 октября 2001 года, составляла 11 тыс. 162 человека.
В среднем за год органами Госэнергонадзора проводились комплексные обследования порядка 120 электростанций АО-энерго различных мощностей, проверяли до 4000 малых электростанций, 320 предприятий электрических и 360 предприятий тепловых сетей энергоснабжающих организаций, до 9500 организаций — потребителей электрической энергии и до 5500 обследований теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии.
По потребителям электрической и тепловой энергии, нефтепродуктов и газа инспекторским персоналом проводилось более 96 тысяч обследований.
Периодичность плановых комплексных обследований крупных организаций (с присоединенной мощностью электроустановок 750 кВА или тепловых установок 1 Гкал/час и выше) была установлена — не реже 1 раза в 5 лет.
В 2003 году общая численность работников была сокращена до 8 тыс. 600 человек.
В марте 2004 г. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по технологическому надзору, подведомственная Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации.
В мае 2004 г. Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляло Правительство Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
В июле 2004 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 было утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В новой структуре численность Госэнергонадзора c 2004 по 2008 гг. составляла 3459 человек, далее в течение последующих лет происходило сокращение штата.
2 декабря 2009 года было создано Управление энергетического надзора путем выделения из состава Управления энергетического и строительного надзора.
22 декабря 2010 года было принято положение «Об Управлении государственного энергетического надзора».
В настоящее время фактическая численность инспекторского состава, осуществляющего государственный энергетический надзор, составляет 2 тыс. 247 человек.
На фоне сокращений инспекторского персонала, в рамках осуществления государственного энергетического надзора, добавляются функции в области энергосбережения, по проверке готовности к ОЗП муниципальных образований, контролю и надзору за объектами капитального строительства субъектов электроэнергетики, выполнения инвестпрограмм и т.д.
В настоящее время численность Управления государственного энергетического надзора составляет 42 человека.
На сегодняшний день Управление государственного энергического надзора является одним из основных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и осуществляет следующие виды надзора:
- федеральный государственный энергетический надзор;
- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Основные нормативные документы, которыми руководствуется Управление государственного энергетического надзора:
- Федеральный закон от 26 марта 2010 г. № 35–ФЗ «Об электроэнергетике»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261–ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117–ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 610 «О Федеральном государственном энергетическом надзоре»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108 «О Федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений».
Основные функции Управления государственного энергетического надзора:
- надзор за исполнением субъектами электроэнергетики обязательных требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики;
- контроль и надзор в сфере безопасности электрических, тепловых установок и сетей, а также безопасности гидротехнических сооружений;
- надзор за объектами капитального строительства энергетики (тепловые станции более 150 МВт, линии электропередачи 330 кВ и более);
- контроль за соблюдением требований по энергосбережению при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
- контроль за принятием программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- контроль за периодичностью проведения обязательных энергетических обследований;
- оценка готовности муниципальных образований к отопительному периоду;
- проверка готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду.
Число объектов энергетики, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в целом по России составляет около 4 млн. Крупные поднадзорные организации представлены на рис. 3. Также в число поднадзорных объектов входят:
- 533 тепловых электростанций;
- 113 гидроэлектростанций;
- 195 газотурбинных электростанций;
- более 111 тысяч котельных;
- более 900 тысяч трансформаторных подстанций;
- более 2 млн. потребителей электрической энергии;
- более 900 тысяч потребителей тепловой энергии;
- 5 млн. км ЛЭП;
- 568 ГТС объектов энергетики;
- 844 ГТС объектов промышленности;
- 28552 ГТС водохозяйственного комплекса (из них 5772 — безхозяйных ГТС);
Подводя итоги, Д.И. Фролов отметил, что за последние годы в Ростехнадзоре сложилась ситуация, когда в результате чрезвычайно низкого уровня заработной платы государственных инспекторов в сочетании с высокой ответственностью, включая уголовную, происходит массовый отток квалифицированных кадров. Привлечение специалистов с опытом работы в сложившейся ситуации крайне затруднено, зачастую приходится собственными силами проводить обучение и подготовку персонала. При этом не стоит забывать, что энергетика — одна из наиболее сложных отраслей промышленности.
В целях формирования бюджетных средств Ростехнадзора, направляемых на увеличение заработной платы инспекторского состава по линии энергонадзора, по мнению начальника Управления Государственного энергетического надзора, необходимо вернуться к перечню услуг, оказываемых Ростехнадзором, и установить правовую основу и возможность оказания таких услуг на основании госпошлины за совершение юридически значимых действий.
Виды работ, предлагаемых осуществлять платно:
- Проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации специалистов поднадзорных организаций в рабочее время.
- Проверка знаний, участие в экзаменах по присвоению квалификационных групп в комиссиях органов надзора в рабочее время.
- Экспертиза нормативно-технической и проектной документации, стандартов предприятий и технических условий на создание, реконструкцию, техперевооружение, модернизацию и капитальных ремонт энергообъектов.
- Проведение технико-экономической экспертизы проектов по техническому перевооружению, модернизации и реконструкции электросетевого оборудования.
- Разработка программных и методических средств подготовки персонала электростанций и сетей.
- Выдача разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
- Подготовка экспертного заключения о готовности испытательной лаборатории к аккредитации в системе сертификации.
- Информационно-консультационные услуги по разработке методик и протоколов электрических измерений и испытаний.
В некоторых странах СНГ оплата деятельности энергонадзора включена в тариф на электроэнергию. Стоит отметить, что платные услуги существовали в России и раньше. Так, в 1999 году Минтопэнерго России было утверждено Положение о порядке оказания отдельных видов услуг учреждениями Госэнергонадзора.
В связи с этим, а также в соответствии с поручением руководителя Службы, Управлением государственного энергетического надзора был подготовлен расширенный перечень услуг, которые могут осуществляться Ростехнадзором, при условии оплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий, и представлен для принятия управленческих решений.
В качестве примера Д.И. Фролов отметил, что деятельность надзорных органов в Польше оплачивается в форме ежегодных взносов за технический надзор за эксплуатацией оборудования или в форме установленного размера платы за конкретные технические обследования. Заработная плата инспекторов в других европейских странах складывается из двух составляющих — ежемесячного оклада за выполнение должностных обязанностей по исполнению государственных функций и ежемесячных выплат в соответствии с выполненными договорами по оказанию консультативной и экспертной работы.
- admin от