Необходимые и достаточные условия в энергосбережении
В.Н. Рябинкин, консультант журнала, разработчик правил «Учет тепловой энергии и теплоносителя», Почетный энергетик
В.С. Казачков, к.т.н., аналитик
С.А. Когут, к.т.н. генеральный директор ООО НПП «Сибэлектро», г. Омск
О.С. Степанов, к.т.н., генеральный директор ООО «ЭВК Сервис», г. Москва
В последнее время много уделяется внимания вопросам энергосбережения правительствами различных уровней, чиновниками государства, специалистами бизнеса и даже Президентом, однако внедрение энергосберегающих технологий идет слабо. Особенно остро встал этот вопрос при выработке и потреблении тепловой энергии, горячей и холодной воды в системах жилищно-коммунального хозяйства. В данных системах практически отсутствует подготовленный грамотный персонал, занимающейся эксплуатацией энергетического оборудования установленного в многоэтажных жилых домах, зданиях. Прежде всего, специалистам, занимающимся вопросами энергосбережения следует разобраться, какие существуют схемы подключения систем теплопотребления, систем горячего водоснабжения и водопотребления, как и что же необходимо в этих системах измерять. На базе этих измерений определять фактический отпуск и потребление тепловой энергии, горячей и холодной воды зданием, жильцами. Надо разобраться и понять, какие меры должен применять эксплуатационный персонал энергоснабжающей организации и персонал обслуживающий тепловые энергоустановки зданий, а также определить какую роль должен играть жилец, как основной потребитель энергоресурсов поступающих в здание, в экономии тепловой энергии, горячей и холодной воды. Определить какие действия должен осуществлять индивидуально каждый жилец по созданию комфортных условий в своей комнате, квартире и какие принимать меры по снижению платы за тепловую энергию, горячую и холодную воду.
Для решения этих вопросов возникающих при взаимоотношениях потребителя и энергоснабжающей организации более 15 лет назад на Федеральном уровне была создана нормативно - техническая и правовая базы. Здесь под словом потребитель понимается любая организация, в том числе ТСЖ, управляющая компания и др., заключившая договор с энергоснабжающей организацией. В основу этой базы легли три документа. Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором имеется глава «§ 6.Энергоснабжение», где статьи 539-548 регламентируют взаимоотношения между потребителями энергоресурсов и энергоснабжающими организациями. Договор, который является особым случаем публичного Договора купли-продажи и «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» выпуска 1995г., утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, согласованы с Госстандартом России и зарегистрированы Минюстом России. При заключении Договора применяются нормы общего законодательства, и технические требования данных Правил.
Эти Правила определили требования к устройству узлов учета тепловой энергии и теплоносителя на источнике теплоты и у потребителя, приборам, используемым на узлах учета, эксплуатации узлов учета, определению количества отпущенной и потребляемой тепловой энергии и теплоносителя, взаимоотношениям потребителя и энергоснабжающей организации при учете тепловой энергии. В Правилах учтены особенности отечественных систем теплоснабжения и теплопотребления. Потребители получают из системы теплоснабжения два продукта: тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду, расходы и утечки воды из системы отопления). Это необходимо принимать во внимание при организации учета и расчетах межу энергоснабжающей организацией и потребителями. Эта особенность нашла отражение в Правилах, в схемах расположения точек измерения на узлах учета и в расчетных формулах.
При учете тепловой энергии необходимо знать не только ее количество, полученное потребителем, но и количество теплоносителя, с которым передана эта тепловая энергия, а также каковы утечки теплоносителя из системы. В Правилах введены требования по регистрации температур и расходов теплоносителей. Текущий контроль и регистрация параметров позволяет потребителям своевременно проводить промывку системы теплопотребления, замену теплообменного оборудования и средств автоматизации, работы по ликвидации утечек и т.п. Контроль параметров теплоносителя обеспечивает более рациональное использование тепловой энергии потребителями.
В Правилах введено требование сертификации приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Это делает возможным выпуск приборов учета, отвечающих требованиям, необходимым при эксплуатации систем теплопотребления и осуществления коммерческого учета.
Практика внедрения указанных нормативно-технических документов дала хороший результат по переходу страны на новые экономические взаимоотношения. Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепловую энергию осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил (п. 1.3). Установка приборов на границе балансовой принадлежности позволяет потребителю учитывать фактически использованные им энергоресурсы и не учитывает потери энергоресурсов источника и транспортирующей организации. Такая установка приборов учета обеспечила снижение оплаты потребителем за фактически потребленные энергоресурсы в среднем на 30% и более, в зависимости от того какие потери списывались на потребителя расчетным методом источником теплоты и транспортирующей организацией. Создалась ситуация, когда каждый участник процесса производства, распределения и потребления энергоресурсов должен бороться самостоятельно со своими потерями, решать вопросы энергосбережения. Например, источник тепловой энергии должен измерять количество выработанной энергии и отпущенной, которые отличаются между собой, на величину расходов энергии на собственные нужды и потери. Такое измерение позволяет осуществлять систематический контроль за непроизводственными расходами тепловой энергии и принимать меры по их снижению, что приводит к экономии расхода топлива на источнике. Организация, занимающаяся транспортом теплоты, так же должна измерить количество полученной теплой энергии от источника и доставленной потребителю. Разность показаний этих приборов и есть количество тепловой энергии затраченной на ее транспорт и потери. Транспортирующая организация, ведя постоянный контроль за показаниями этих приборов, должна обеспечить нормативные величины потерь тепловой энергии и утечек путем внедрения мероприятий по их снижению. Такое же положение и у потребителя (ТСЖ, управляющая компания и др. организации), который должен внутри здания измерять все потоки энергоресурсов использованных на общедомовые и квартирные потребности. Измерение указанных потоков необходимо знать, для выполнения правильных и точных мероприятий по экономии энергоресурсов, как руководству ЖКХ, управляющей компании, так и жильцу. Руководство управляющей компании или ЖКХ, как потребитель, согласно Договору оплачивает энергоснабжающей организации израсходованные энергоресурсы по показаниям приборов установленных у границы балансовой принадлежности, жилец оплачивает все расходы энергоресурсов по показаниям приборов установленных в квартире комнате и по зданию в целом руководству ЖКХ или управляющей компании. Он должен видеть количество потребляемой тепловой энергии, горячей и холодной воды и иметь возможность влиять на их расходы в квартире, комнате. Контроль и регулирование общедомовых расходов энергоресурсов должен осуществлять потребитель (ТСЖ управляющая компания), заключивший Договор с Энергоснабжающей организацией. В настоящее время в схемах теплоснабжения зданий находящихся в эксплуатации не предусмотрены регулирующие органы потребления зданием тепловой энергии и отсутствуют средства технического контроля за ведением режимов теплоэнергетического оборудования, а также нет регуляторов и отключающих кранов на отопительных приборах в квартирах и комнатах. В новых зданиях и при капитальных ремонтах старых проектные организации часто не предусматривают средства измерения технического контроля и органов регулирования потребления тепловой энергии в квартирах, комнатах и общедомовых местах из-за удорожания проекта, строительных, монтажных и ремонтных работ. Такое положение дел устраивает всех, кроме жильцов, квартиросъемщиков, которые безоговорочно оплачивают общедомовые и квартирные расходы тепловой энергии, по показаниям общедомовых приборов или согласно расчетам управляющей компании.
Отсутствие регулирующих органов и приборов технического контроля у жильца, квартиросъемщика приводит к тому, что энергоснабжающая организация продает максимальное количество тепловой энергии, особенно в период потепления. Жилец не может принять участия в создании комфортных условий в квартире, комнате из-за отсутствия рычагов воздействия на отопительную систему, попросту говоря, отсутствует выключатель отопительного прибора и жилец вынужден отапливать улицу путем открытия форточек и окон, что приводит к увеличению потребления тепловой энергии и дополнительной платы за неё.
Кроме потребления тепловой энергии, жилец потребляет горячую воду, которая поставляется жильцу с помощью системы горячего водоснабжения (ГВС). Жилец, не имея приборов учёта горячей и холодной воды в квартире, производит оплату по нормативу, который не отражает фактического потребления воды, в результате чего у него отсутствует интерес к экономии горячей и холодной воды. При установке приборов учёта в каждой квартире или комнате жилец видит свои результаты по экономии воды и значительно ощущает снижение платы за использованные ресурсы.
В России существует два способа доставки горячей воды потребителю по отдельной магистрали из центрального теплового пункта (ЦТП) теплосети или по магистрали на отопление, которая нагревает холодную воду на тепловом пункте здания (потребителя), либо горячая вода разбирается потребителем непосредственно из системы отопления. При доставке горячей воды по отдельной магистрали потребитель должен измерять количество воды оставшейся у него, путём установки счётчиков горячей воды в подающем и обратном трубопроводах магистрали ГВС на границе балансовой принадлежности, на вводе магистрали в здание (см. рис.1).
Рис.1
Схема снабжения горячей водой по отдельной магистрали.
По разности показаний этих приборов управляющая компания, ЖКХ оплачивает теплосети за использованную воду. Жилец, установив счётчики горячей воды в квартире, комнате оплачивает ЖКХ или управляющей компании по показаниям этих приборов за фактически потреблённую горячую воду.
Других измерений на узле учёта потребителя для коммерческих расчётов за горячую воду не требуется.
Источник теплоснабжения (теплосеть) при доставке горячей воды по отдельной магистрали на ЦТП теплосети измеряет количество тепловой энергии затраченной на нагрев холодной (подпиточной, химочищенной) воды подаваемой в магистраль системы горячего водоснабжения через подогреватель, путём установки теплосчётчика на подпиточном трубопроводе системы ГВС. По показаниям теплосчётчика определяется количество тепловой энергии затраченной теплосетью на нагрев холодной (подпиточной) воды и количество холодной воды. Таким образом теплосеть по показаниям своих приборов формирует тариф на горячую воду, который состоит из трёх составляющих затрат: на нагрев холодной (подпиточной, химочищенной) воды, на циркуляцию, подготовку или покупку холодной воды. Контроль за формированием тарифов осуществляют местные энергетические комиссии. Практически тариф учитывает все расходы тепловой и электрической энергии затраченной энергоснабжающей организацией на подготовку и доставку горячей воды, Однако, при согласовании потребителем проекта узла учета с энегоснабжающей организацией (теплосетью), она настоятельно предлагает потребителю дополнительно устанавливать два теплосчётчика в циркуляционный контур системы горячего водоснабжения, которые якобы измеряют количество поданной тепловой энергии Qп= G1(h1-hxв) и количество возвращённой тепловой энергии Qв=G2(h2-hxв), а разность показаний этих приборов есть количество тепловой энергии оставшейся у потребителя с горячей водой, где:
G1:G2-расход теплоносителя по подающему и обратному трубопроводу в циркуляционном контуре системы горячего водоснабжения:
h1:h2-теплосодержание (температура) теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе в циркуляционном контуре системы горячего водоснабжения:
hxв- теплосодержание (температура) холодной воды, которая часто вводится в прибор в качестве постоянной составляющей, так как у потребителя она отсутствует.
Такая необоснованная дополнительная установка теплосчётчиков приводит к удорожанию системы измерения тепловой энергии на узле учёта потребителя и к увеличению платы за горячую воду, так как дважды учитывается нагрев воды на узле учёта теплосети в тарифе и на узле учёта потребителя по показаниям теплосчётчиков. Кроме того, такое измерение тепловой энергии с точки зрения метрологии невозможно, так как режим потребления тепловой энергии, особенно в ночное время, в системе ГВС соизмерим с погрешностью измерения разности расходов тепловой энергии, то есть теплосчётчики будут часто работать в зоне нечувствительности приборов. Так же следует отметить, что при вводе в прибор постоянной составляющей, теплосчётчик перестаёт быть средством измерения и не может быть использован в качестве коммерческого. Кроме того, при подаче горячей воды по отдельной магистрали от ЦТП нет процесса нагрева воды в тепловом пункте здания (потребителя), поэтому отсутствует предмет измерения. То есть, нет необходимости в измерении количества затраченной тепловой энергии, так как сама система горячего водоснабжения предусматривает поставку жильцам и квартиросъёмщикам уже нагретой горячей воды с температурой 55-70оС. Поэтому потребителю следует измерять температуру и расход горячей воды.
При доставке горячей воды с ЦТП по магистрали на отопление (см. рис.1 нижнею часть), на вводе в здание потребителя на подающем трубопроводе устанавливается теплосчётчик, который измеряет общее потребление тепловой энергии на отопление и горячее водопотребление, а в обратном трубопроводе устанавливается счётчик воды, для определения количества воды оставшейся у потребителя. По показаниям этих приборов потребитель (ЖКХ, управляющая компания) оплачивает энергоснабжающей организации общее потребление тепловой энергии и количество оставшейся химочищенной воды у него. В России существует два вида систем теплоснабжения, открытые и закрытые. При открытых системах теплоснабжения потребитель на своём тепловом пункте здания отбирает непосредственно из магистрали на отопление циркуляционную воду для горячего водоснабжения жильцов, а при закрытых системах теплоснабжения подогревает холодную воду теплообменными аппаратами установленных в магистрали теплоснабжения. При открытых системах теплоснабжения на тепловом пункте здания измеряется количество оставшейся воды в циркуляционном контуре ГВС по разности показаний счётчиков воды в подающем и обратном трубопроводах и количество воды, потребляемое жильцами в квартирах, комнатах путём установки счётчиков воды, либо по нормативу, установленному местными властями. Тепловая энергия, истраченная на нагрев горячей воды, составляет часть общей и распределяется пропорционально измеренному расходу горячей воды. При закрытой системе теплопотребления необходимо измерять количество тепловой энергии израсходованной на подогрев холодной воды для системы горячего водоснабжения, так как она составляет часть общей тепловой энергии, и распределять её также пропорционально расходу воды по показаниям приборов установленных в здании. Из рассмотренных примеров видно, что в зависимости от вариантов снабжения потребителя тепловой энергией и горячей водой меняется расстановка приборов в коммерческих узлах учета здания на границе балансовой принадлежности. Основные схемы снабжения потребителя тепловой энергией и горячей водой, применяемые в Росси и расстановка приборов к ним представлены в «Правилах учёта тепловой энергии и теплоносителя» 1995 г. Любые отклонения в расстановки приборов от предусмотренных Правилами приводят к метрологическим нарушениям измерения, что влечёт за собой к неправильным определениям фактически использованной тепловой энергии и теплоносителя потребителем, а также к невыполнению ст. 539;544 параграфа 6 «Энергосбережение» Гражданского кодекса РФ.
После установки приборов учета на вводе в здание многоквартирных домов управляющие компании домами (ТСЖ) должны приступить к установке дополнительных приборов учета, контроля и управления внутри системы потребления общедомовых и квартирных энергоресурсов Установка приборов учета в квартирах и на выходе из неё определяет границу раздела между потреблением энергоресурсов квартирой и общедомовыми расходами. А при установке регулирующих органов каждый жилец в своей квартире сможет самостоятельно регулировать потребление тепла, горячей и холодной воды. За счёт экономии жильцом энергоресурсов в квартире снижается и их общий расход на дом, но повышается доля общедомовых расходов, за которыми должны осуществлять контроль управляющие компании (ТСЖ). Для снижения общедомовых расходов требуются дополнительные затраты управляющих компаний (ТСЖ) для приобретения и установки дополнительных приборов по контролю и регулированию общедомовых расходов в зависимости от схемы теплоснабжения, от схемы снабжения горячей и холодной водой в здании. Общедомовые расходы энергоресурсов зависят от многих причин, в том числе от правильного подбора и расстановки приборов учёта тепла, горячей и холодной воды, от ведения режимов теплоснабжения, согласно температурному графику, от состояния теплообменных аппаратов и подготовки их к отопительному периоду, от состояния здания, от потерь тепла и не учтённых расходов горячей и холодной воды, а также различных утечек и ряда других недостатков и упущений при эксплуатации зданий. Обо всех причинах изменения, особенно увеличения, общедомовых расходов энергоресурсов управляющие компании (ТСЖ) должны докладывать на общих собраниях жильцов, так как жилец в определённых долях оплачивает эти расходы, что приводит к конфликтной ситуации между ними. Управляющая компания (ТСЖ) не может объяснить причин увеличения расходов энергоресурсов и принять соответствующие меры по их снижению из-за отсутствия приборов контроля и управления, а жилец не хочет платить за слабый контроль и некачественную работу управляющей компании (ТСЖ). В сложившейся ситуации проблему могут решить только автоматизированные системы коммерческого учета потребления энергоресурсов (АСКУПЭ) квартирами и зданием в целом, которые позволяют регулировать по мере необходимости потребление квартирных энергоресурсов жильцом и общедомовых энергоресурсов эксплуатационным персоналом управляющей компании (ТСЖ). В рациональном потреблении тепла, горячей и холодной воды, прежде всего заинтересован жилец, квартиросъёмщик, так как он оплачивает потреблённые энергоресурсы. Управляющие компании (ТСЖ) также заинтересованы в снижении общедомовых расходов, так как они согласно договору несут ответственность перед энергснабжающими компаниями за потреблённые энергоресурсы зданием. Кроме того, управляющие компании (ТСЖ) распределяют внутридомовые расходы и потери между квартиросъёмщиками, жильцами, а также составляют баланс потреблённых энергоресурсов и выставляют квитанции на оплату, где должны указывать долю общедомовых расходов, что без (АСКУПЭ) практически невозможно. Практика внедрения (АСКУПЭ) в квартирах и в многоквартирных жилых домах позволяет жильцу в любое время отслеживать реальные расходы энергоресурсов и происходящие процессы в системе потребления. Решается проблема разногласий между жильцом и управляющей компанией, повышается экономический эффект за счёт ведения экономичного режима и своевременного устранения недостатков в эксплуатации здания, снижается плата за потреблённые энергоресурсы как жильцом, так и управляющей компанией (ТСЖ). Эти задачи хорошо решает автоматизированная комплексная система учёта энергоресурсов созданная В.С Казачковым (патент России № 21380219) и позволяет вести учет расходов всех видов энергоресурсов по каждой квартире и дому в целом. Учет любого из регистрируемых параметров может производиться по многотарифной системе, при использовании обычных однотарифных приборов. Данная автоматизированная система сбора и обработки информации отличается от известных по двум основным показателям: во-первых, позволяет очень дешевым способом измерять расход тепловой энергии в квартирах, независимо от разводки труб отопления и, во-вторых, невысокой стоимостью.
Все устройства, входящие в состав системы выполнены на современной элементной базе, оснащены развитыми системами автодиагностики технического состояния, просты и надежны в эксплуатации. Система включает в себя общедомовой теплосчетчик и квартирные датчики разности температур, а также установленные в подъездах автономные промышленные контроллеры (один на подъезд). Термо¬датчики в квартире измеряют температуру отопительных приборов и температуру воздуха в комнате. На основании этих данных, площадей и типов отопительных приборов происходит распределение величины общедомового потребления тепла между всеми квартирами в зависимости от их реального потребления. Такая система позволяет каждому жильцу влиять на размер платы за отопление, т.к. она напрямую зависит от разности температур воздуха и отопительных приборов в квартире самого жильца. Тепловая энергия намного дороже других видов ресурсов, поэтому, сберегая тепло в своей квартире, жилец тем самым экономит семейный бюджет. Кроме того, в этом случае ему не приходится платить за незарегистрированных квартиросъемщиков, как это имеет место, когда отсутствует учет потребления ресурсов в каждой квартире. Таким образом, жильцы могут резко снизить оплату за использование тепла и, как следствие, достаточно быстро окупить стоимость установки.
Рассмотренный метод в экспериментальном варианте использован в информационно-измерительной системе определения расхода тепла в 80-ти квартирном многоэтажном доме в феврале-мае 2007 года в г. Омске. Метод подтвердил высокую эффективность и корректность при определении расхода тепла по каждой квартире в доме. Например, квартира в 50 м2 в 2008 году должна оплатить только за отопле¬ние 9540 руб. в год, если в доме не установлен теплосчётчик. При установке общедомового теплосчётчика - 6926 руб., а при применении АСКУПЭ - 4942 руб. При этом для расчета использовались средние данные по домам за самые холодные меся¬цы. Если бы для расчетов применялись данные за другие месяцы, то разница была бы еще значительней, так как в переходные сезонные периоды энергоснабжающие организации часто «перегревают» квартиры. То есть температура теплоносителя в тепловой сети гораздо выше температуры «температурного графика», которая соответствует погоде, этот перегрев жильцы тоже оплачивают. Необходимо также учитывать, что по разным причинам не все помещения в доме, где установлена АСКУПЭ, были подключены к ней. В случае подключе¬ния всех помещений дома к АСКУПЭ расход тепловой энергии на квадратный метр снизился бы еще при¬мерно на 5-10%. Помимо учета тепловой энергии, расходуемой на отопление, АСКУПЭ ведет учет расхо¬дов электрической энергии, газа, холодной и горячей воды. При этом учет расхода горячей воды ведется не только в литрах, но и в калориях. При бережном использовании всех этих ресурсов квартиросъемщики будут платить на 30-40 % меньше от суммы, выста¬вляемой им для оплаты коммунальных услуг.
Внедрение в г. Омске АСКУПЭ не только дает снижение потребления тепла, но и позволяет, каждому жителю многоквартирного дома получать личную выгоду от экономии тепла в виде снижения оплаты за отопление своей кварти¬ры. Отношение к своей личной собственности всегда более бережное, чем к общественной, поэтому пока нет личной заинтересованности, житель при температуре воздуха в квартире, например, в 28-30°С, скорее по привычке откроет форточку, чем прикроет регулятор на отопительном приборе, чтобы понизить её до 18-20°С.
Подход к вопросам сбережения тепла в квартире у жильцов изменился, так как появилась возможность реально экономить свои собственные деньги. Тот, кто следит за теплоснабжением своей квартиры (отключает отопительные приборы при повышении температуры воздуха на улице, снижает мощность отопительных приборов, уходя на работу, в ночные часы и т.д.), заплатит за отопление гораздо меньше по сравнению с теми, кто энергосбережением не занимается. Результатом личной экономической заинтересованности стала существенное снижение величины общедомового потребления тепла.
Как показала практика, отдельные трех- и двух¬комнатные квартиры дома, оборудованные системой АСКУПЭ; платят за отопление примерно столько же, сколько однокомнатные, но не оборудованные системой учета.
Затраты на установку АСКУПЭ, позволяющую вести учет всех энергоресурсов, потребляемых квартирами и домом в целом, в пересчете на квадратный метр площади здания составляют 150-250 руб. Учитывая уже произошедший и планируемый в ближайшем будущем рост тарифов на теп¬ловую энергию, весь комплекс мероприятий будет окупаться в течение двух-трех отопительных периодов. Важно, что АСКУПЭ может устанавливаться не только во вновь строящихся домах (что, безусловно, намного проще в монтаже), но и использоваться в старом жилом фонде.
Эксплуатация системы поквартирного учета и распределения энергоресурсов в течение пяти лет показала, что используемые в системе технические средства работают надежно и стабильно, а система сбора и передачи информации дает оператору полную картину о состоянии узлов учета и параметрах энергоносителей в доме. Программ¬ное обеспечение позволяет готовить любые отчеты, необходимые как для коммерческого учета, так и для анализа работы АСКУПЭ и процесса потребления всех ресурсов в квартирах и жилом доме в целом.
Преимущества внедрённой системы поквартирного учёта:
1. Возможность оплачивать за фактически потребленные энергоресурсы и, как следствие, создание объективной системы расчетов между потребителями и поставщиками энергоресурсов.
2. Возможность измерения потребления тепла комнатой, квартирой, индивидуальным потребителем с помощью перепада температур, без установки теплосчётчика в квартире, при любой разводке системы отопления (вертикальной, горизонтальной, лучевой и др.)
3. Возможность составления балансов, ведения текущих режимов и контроля потребления энергоресурсов зданием и жильцами.
4. Оперативная передача информации о расходах энергоресурсов на уровне квартир и домов энергоснабжающим службам.
5. Введение многотарифного учета по каждому из измеряемых параметров при использовании однотарифных приборов учета.
6. Информированность ремонтных служб о неисправностях в оборудовании.
7. Решает все вопросы энергосбережения потребляемых энергоресурсов домом (зданием) и жильцом.
8. Программное обеспечение позволяет готовить любые отчеты, для коммерческого учета и процесса потребления всех ресурсов в квартирах и жилом доме в целом
9. Выступает в качестве комплексного решения вопросов учёта потребляемых энергоресурсов домом (зданием), как единая информационно-измерительная система, которая содержит информацию о структуре системы отопления в доме, а также позволяет распределять затраты на отопление для каждого индивидуального потребителя.
10. Сокращение общего потребления расходов топлива (угля, мазута, газа и др. видов топлива) на уровне города в связи с экономией энергоресурсов жильцами домов.
В настоящее время в Москве ни в одном доме не установлена такая система поквартирного автоматического учёта тепловой энергии, ввиду того, что существует несколько факторов, сдерживающих рациональное использование огромного энергосберегающего потенциала жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы. Прежде всего, отсутствует оснащенность, как типового действующего, так и нового многоквартирного жилого фонда системами учета и регулирования отечественного производства по экономии потребляемых ресурсов зданием и жильцам. Второе, традиционные технические подходы иностранных фирм не обеспечивают комплексного решения проблемы, трудно адаптируются к существующим внутренним инженерным системам зданий, не составляются балансы по потребляемым энергоресурсам. В этом случае невозможно выполнить справедливого распределения внутридомовых расходов и потерь между квартиросъёмщиками, отсюда цифры в квитанциях устанавливаются произвольно. Управляющие компании (ТСЖ) и жильцы не могут отследить фактически потреблённые ресурсы и происходящие процессы, так как практически нет единой автоматизированной системы учёта. Кроме того, иностранные системы учета и регулирования достаточно дороги и поэтому не могут найти широкого распространения.
Третье, Правительство Москвы не уделяет должного внимания разработкам новых систем учёта. Российскими специалистами и учёными, а также практически не оказывает финансовой поддержки управляющим компаниям (ТСЖ) в решении этих проблем. Кроме того, не проводится разъяснительная работа среди населения об экономической целесообразности квартирного учета и энергосбережения, необходимо дать людям почувствовать выгоду в денежном выражении от этих устройств,
Приведенные выше результаты внедрения (АСКУПЭ) в г. Омске с поквартирным измерением тепла подтверждают существенное снижение оплаты жильцами коммунальных услуг и полностью отвечают требованиям Постановления Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно деловых зданий в городе Москве и внесении в постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП». В Москве такую систему может внедрить фирма «ЭВК Сервис», которая имеет опыт внедрения подобных систем типа (ИАСКУЭ) «Пульсар», которая корреспондируется с автоматизированной системой (АСКУПЭ) внедрённой в г. Омске. Для практического внедрения АСКУПЭ в Москве, а также для оценки её стоимости и фактической экономии энергоресурсов, потребляемых зданием, общедомовыми помещениями, квартирой автор данной статьи просит поручить фирме «ЭВК Сервис» выполнить работы по ее установке на одном из жилых домов. Выбор дома можно взять из объектов перечня адресов экспериментального проектирования и строительства в рамках Городской программы «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года» Приложение 1 к Программе, предусмотренного внесёнными изменениями в приложении к постановлению Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП.
Внедрение в г. Москве поквартирного учета откроет целый ряд преимуществ, как для потребителей, так и для поставщиков. Эти преимущества заключаются, во-первых, в определении реальной цифры потребления, отталкиваясь от которой можно более корректно определять тарифы; во-вторых, откроет возможность экономии для жильцов тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также даст возможность определить общедомовые расходы и потери, что приведёт к общей экономии энергоресурсов; в-третьих, откроет глаза управляющим компаниям (ТСЖ) и жильцам на выполнение конкретных мероприятий по сбережению энергоресурсов, в том числе решить вопросы по установке регулирующих органов на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и др. потребляемые энергоресурсы.
В условиях рыночных отношений жилищно-коммунальное хозяйство не может быть экономически эффективным без энергосбережения, а энергосбережение невозможно без приборного учета и регулирования потребляемых ресурсов жильцами квартир.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, § 6 «Энергоснабжение».
2. «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», выпуск 1995 г. Разработчики: инж. В.Н. Рябинкин, инж. Д.Я. Баритко, к.т.н. М.В. Головко, к.т.н. Э.Г. Звенигородский.
3. Рябинкин В.Н. «Учет тепловой энергии и теплоносителя», выпуск 2004 г. — М. — ЗАО «Энергосервис».
4. «Современные автоматизированные системы учета тепловой энергии и энергоносителей в России и Москве»//Энергонадзор и энергобезопасность». — 2011. — № 3.
В.С. Казачков, к.т.н., аналитик
С.А. Когут, к.т.н. генеральный директор ООО НПП «Сибэлектро», г. Омск
О.С. Степанов, к.т.н., генеральный директор ООО «ЭВК Сервис», г. Москва
В последнее время много уделяется внимания вопросам энергосбережения правительствами различных уровней, чиновниками государства, специалистами бизнеса и даже Президентом, однако внедрение энергосберегающих технологий идет слабо. Особенно остро встал этот вопрос при выработке и потреблении тепловой энергии, горячей и холодной воды в системах жилищно-коммунального хозяйства. В данных системах практически отсутствует подготовленный грамотный персонал, занимающейся эксплуатацией энергетического оборудования установленного в многоэтажных жилых домах, зданиях. Прежде всего, специалистам, занимающимся вопросами энергосбережения следует разобраться, какие существуют схемы подключения систем теплопотребления, систем горячего водоснабжения и водопотребления, как и что же необходимо в этих системах измерять. На базе этих измерений определять фактический отпуск и потребление тепловой энергии, горячей и холодной воды зданием, жильцами. Надо разобраться и понять, какие меры должен применять эксплуатационный персонал энергоснабжающей организации и персонал обслуживающий тепловые энергоустановки зданий, а также определить какую роль должен играть жилец, как основной потребитель энергоресурсов поступающих в здание, в экономии тепловой энергии, горячей и холодной воды. Определить какие действия должен осуществлять индивидуально каждый жилец по созданию комфортных условий в своей комнате, квартире и какие принимать меры по снижению платы за тепловую энергию, горячую и холодную воду.
Для решения этих вопросов возникающих при взаимоотношениях потребителя и энергоснабжающей организации более 15 лет назад на Федеральном уровне была создана нормативно - техническая и правовая базы. Здесь под словом потребитель понимается любая организация, в том числе ТСЖ, управляющая компания и др., заключившая договор с энергоснабжающей организацией. В основу этой базы легли три документа. Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором имеется глава «§ 6.Энергоснабжение», где статьи 539-548 регламентируют взаимоотношения между потребителями энергоресурсов и энергоснабжающими организациями. Договор, который является особым случаем публичного Договора купли-продажи и «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» выпуска 1995г., утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, согласованы с Госстандартом России и зарегистрированы Минюстом России. При заключении Договора применяются нормы общего законодательства, и технические требования данных Правил.
Эти Правила определили требования к устройству узлов учета тепловой энергии и теплоносителя на источнике теплоты и у потребителя, приборам, используемым на узлах учета, эксплуатации узлов учета, определению количества отпущенной и потребляемой тепловой энергии и теплоносителя, взаимоотношениям потребителя и энергоснабжающей организации при учете тепловой энергии. В Правилах учтены особенности отечественных систем теплоснабжения и теплопотребления. Потребители получают из системы теплоснабжения два продукта: тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду, расходы и утечки воды из системы отопления). Это необходимо принимать во внимание при организации учета и расчетах межу энергоснабжающей организацией и потребителями. Эта особенность нашла отражение в Правилах, в схемах расположения точек измерения на узлах учета и в расчетных формулах.
При учете тепловой энергии необходимо знать не только ее количество, полученное потребителем, но и количество теплоносителя, с которым передана эта тепловая энергия, а также каковы утечки теплоносителя из системы. В Правилах введены требования по регистрации температур и расходов теплоносителей. Текущий контроль и регистрация параметров позволяет потребителям своевременно проводить промывку системы теплопотребления, замену теплообменного оборудования и средств автоматизации, работы по ликвидации утечек и т.п. Контроль параметров теплоносителя обеспечивает более рациональное использование тепловой энергии потребителями.
В Правилах введено требование сертификации приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Это делает возможным выпуск приборов учета, отвечающих требованиям, необходимым при эксплуатации систем теплопотребления и осуществления коммерческого учета.
Практика внедрения указанных нормативно-технических документов дала хороший результат по переходу страны на новые экономические взаимоотношения. Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепловую энергию осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил (п. 1.3). Установка приборов на границе балансовой принадлежности позволяет потребителю учитывать фактически использованные им энергоресурсы и не учитывает потери энергоресурсов источника и транспортирующей организации. Такая установка приборов учета обеспечила снижение оплаты потребителем за фактически потребленные энергоресурсы в среднем на 30% и более, в зависимости от того какие потери списывались на потребителя расчетным методом источником теплоты и транспортирующей организацией. Создалась ситуация, когда каждый участник процесса производства, распределения и потребления энергоресурсов должен бороться самостоятельно со своими потерями, решать вопросы энергосбережения. Например, источник тепловой энергии должен измерять количество выработанной энергии и отпущенной, которые отличаются между собой, на величину расходов энергии на собственные нужды и потери. Такое измерение позволяет осуществлять систематический контроль за непроизводственными расходами тепловой энергии и принимать меры по их снижению, что приводит к экономии расхода топлива на источнике. Организация, занимающаяся транспортом теплоты, так же должна измерить количество полученной теплой энергии от источника и доставленной потребителю. Разность показаний этих приборов и есть количество тепловой энергии затраченной на ее транспорт и потери. Транспортирующая организация, ведя постоянный контроль за показаниями этих приборов, должна обеспечить нормативные величины потерь тепловой энергии и утечек путем внедрения мероприятий по их снижению. Такое же положение и у потребителя (ТСЖ, управляющая компания и др. организации), который должен внутри здания измерять все потоки энергоресурсов использованных на общедомовые и квартирные потребности. Измерение указанных потоков необходимо знать, для выполнения правильных и точных мероприятий по экономии энергоресурсов, как руководству ЖКХ, управляющей компании, так и жильцу. Руководство управляющей компании или ЖКХ, как потребитель, согласно Договору оплачивает энергоснабжающей организации израсходованные энергоресурсы по показаниям приборов установленных у границы балансовой принадлежности, жилец оплачивает все расходы энергоресурсов по показаниям приборов установленных в квартире комнате и по зданию в целом руководству ЖКХ или управляющей компании. Он должен видеть количество потребляемой тепловой энергии, горячей и холодной воды и иметь возможность влиять на их расходы в квартире, комнате. Контроль и регулирование общедомовых расходов энергоресурсов должен осуществлять потребитель (ТСЖ управляющая компания), заключивший Договор с Энергоснабжающей организацией. В настоящее время в схемах теплоснабжения зданий находящихся в эксплуатации не предусмотрены регулирующие органы потребления зданием тепловой энергии и отсутствуют средства технического контроля за ведением режимов теплоэнергетического оборудования, а также нет регуляторов и отключающих кранов на отопительных приборах в квартирах и комнатах. В новых зданиях и при капитальных ремонтах старых проектные организации часто не предусматривают средства измерения технического контроля и органов регулирования потребления тепловой энергии в квартирах, комнатах и общедомовых местах из-за удорожания проекта, строительных, монтажных и ремонтных работ. Такое положение дел устраивает всех, кроме жильцов, квартиросъемщиков, которые безоговорочно оплачивают общедомовые и квартирные расходы тепловой энергии, по показаниям общедомовых приборов или согласно расчетам управляющей компании.
Отсутствие регулирующих органов и приборов технического контроля у жильца, квартиросъемщика приводит к тому, что энергоснабжающая организация продает максимальное количество тепловой энергии, особенно в период потепления. Жилец не может принять участия в создании комфортных условий в квартире, комнате из-за отсутствия рычагов воздействия на отопительную систему, попросту говоря, отсутствует выключатель отопительного прибора и жилец вынужден отапливать улицу путем открытия форточек и окон, что приводит к увеличению потребления тепловой энергии и дополнительной платы за неё.
Кроме потребления тепловой энергии, жилец потребляет горячую воду, которая поставляется жильцу с помощью системы горячего водоснабжения (ГВС). Жилец, не имея приборов учёта горячей и холодной воды в квартире, производит оплату по нормативу, который не отражает фактического потребления воды, в результате чего у него отсутствует интерес к экономии горячей и холодной воды. При установке приборов учёта в каждой квартире или комнате жилец видит свои результаты по экономии воды и значительно ощущает снижение платы за использованные ресурсы.
В России существует два способа доставки горячей воды потребителю по отдельной магистрали из центрального теплового пункта (ЦТП) теплосети или по магистрали на отопление, которая нагревает холодную воду на тепловом пункте здания (потребителя), либо горячая вода разбирается потребителем непосредственно из системы отопления. При доставке горячей воды по отдельной магистрали потребитель должен измерять количество воды оставшейся у него, путём установки счётчиков горячей воды в подающем и обратном трубопроводах магистрали ГВС на границе балансовой принадлежности, на вводе магистрали в здание (см. рис.1).
Рис.1
Схема снабжения горячей водой по отдельной магистрали.
По разности показаний этих приборов управляющая компания, ЖКХ оплачивает теплосети за использованную воду. Жилец, установив счётчики горячей воды в квартире, комнате оплачивает ЖКХ или управляющей компании по показаниям этих приборов за фактически потреблённую горячую воду.
Других измерений на узле учёта потребителя для коммерческих расчётов за горячую воду не требуется.
Источник теплоснабжения (теплосеть) при доставке горячей воды по отдельной магистрали на ЦТП теплосети измеряет количество тепловой энергии затраченной на нагрев холодной (подпиточной, химочищенной) воды подаваемой в магистраль системы горячего водоснабжения через подогреватель, путём установки теплосчётчика на подпиточном трубопроводе системы ГВС. По показаниям теплосчётчика определяется количество тепловой энергии затраченной теплосетью на нагрев холодной (подпиточной) воды и количество холодной воды. Таким образом теплосеть по показаниям своих приборов формирует тариф на горячую воду, который состоит из трёх составляющих затрат: на нагрев холодной (подпиточной, химочищенной) воды, на циркуляцию, подготовку или покупку холодной воды. Контроль за формированием тарифов осуществляют местные энергетические комиссии. Практически тариф учитывает все расходы тепловой и электрической энергии затраченной энергоснабжающей организацией на подготовку и доставку горячей воды, Однако, при согласовании потребителем проекта узла учета с энегоснабжающей организацией (теплосетью), она настоятельно предлагает потребителю дополнительно устанавливать два теплосчётчика в циркуляционный контур системы горячего водоснабжения, которые якобы измеряют количество поданной тепловой энергии Qп= G1(h1-hxв) и количество возвращённой тепловой энергии Qв=G2(h2-hxв), а разность показаний этих приборов есть количество тепловой энергии оставшейся у потребителя с горячей водой, где:
G1:G2-расход теплоносителя по подающему и обратному трубопроводу в циркуляционном контуре системы горячего водоснабжения:
h1:h2-теплосодержание (температура) теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе в циркуляционном контуре системы горячего водоснабжения:
hxв- теплосодержание (температура) холодной воды, которая часто вводится в прибор в качестве постоянной составляющей, так как у потребителя она отсутствует.
Такая необоснованная дополнительная установка теплосчётчиков приводит к удорожанию системы измерения тепловой энергии на узле учёта потребителя и к увеличению платы за горячую воду, так как дважды учитывается нагрев воды на узле учёта теплосети в тарифе и на узле учёта потребителя по показаниям теплосчётчиков. Кроме того, такое измерение тепловой энергии с точки зрения метрологии невозможно, так как режим потребления тепловой энергии, особенно в ночное время, в системе ГВС соизмерим с погрешностью измерения разности расходов тепловой энергии, то есть теплосчётчики будут часто работать в зоне нечувствительности приборов. Так же следует отметить, что при вводе в прибор постоянной составляющей, теплосчётчик перестаёт быть средством измерения и не может быть использован в качестве коммерческого. Кроме того, при подаче горячей воды по отдельной магистрали от ЦТП нет процесса нагрева воды в тепловом пункте здания (потребителя), поэтому отсутствует предмет измерения. То есть, нет необходимости в измерении количества затраченной тепловой энергии, так как сама система горячего водоснабжения предусматривает поставку жильцам и квартиросъёмщикам уже нагретой горячей воды с температурой 55-70оС. Поэтому потребителю следует измерять температуру и расход горячей воды.
При доставке горячей воды с ЦТП по магистрали на отопление (см. рис.1 нижнею часть), на вводе в здание потребителя на подающем трубопроводе устанавливается теплосчётчик, который измеряет общее потребление тепловой энергии на отопление и горячее водопотребление, а в обратном трубопроводе устанавливается счётчик воды, для определения количества воды оставшейся у потребителя. По показаниям этих приборов потребитель (ЖКХ, управляющая компания) оплачивает энергоснабжающей организации общее потребление тепловой энергии и количество оставшейся химочищенной воды у него. В России существует два вида систем теплоснабжения, открытые и закрытые. При открытых системах теплоснабжения потребитель на своём тепловом пункте здания отбирает непосредственно из магистрали на отопление циркуляционную воду для горячего водоснабжения жильцов, а при закрытых системах теплоснабжения подогревает холодную воду теплообменными аппаратами установленных в магистрали теплоснабжения. При открытых системах теплоснабжения на тепловом пункте здания измеряется количество оставшейся воды в циркуляционном контуре ГВС по разности показаний счётчиков воды в подающем и обратном трубопроводах и количество воды, потребляемое жильцами в квартирах, комнатах путём установки счётчиков воды, либо по нормативу, установленному местными властями. Тепловая энергия, истраченная на нагрев горячей воды, составляет часть общей и распределяется пропорционально измеренному расходу горячей воды. При закрытой системе теплопотребления необходимо измерять количество тепловой энергии израсходованной на подогрев холодной воды для системы горячего водоснабжения, так как она составляет часть общей тепловой энергии, и распределять её также пропорционально расходу воды по показаниям приборов установленных в здании. Из рассмотренных примеров видно, что в зависимости от вариантов снабжения потребителя тепловой энергией и горячей водой меняется расстановка приборов в коммерческих узлах учета здания на границе балансовой принадлежности. Основные схемы снабжения потребителя тепловой энергией и горячей водой, применяемые в Росси и расстановка приборов к ним представлены в «Правилах учёта тепловой энергии и теплоносителя» 1995 г. Любые отклонения в расстановки приборов от предусмотренных Правилами приводят к метрологическим нарушениям измерения, что влечёт за собой к неправильным определениям фактически использованной тепловой энергии и теплоносителя потребителем, а также к невыполнению ст. 539;544 параграфа 6 «Энергосбережение» Гражданского кодекса РФ.
После установки приборов учета на вводе в здание многоквартирных домов управляющие компании домами (ТСЖ) должны приступить к установке дополнительных приборов учета, контроля и управления внутри системы потребления общедомовых и квартирных энергоресурсов Установка приборов учета в квартирах и на выходе из неё определяет границу раздела между потреблением энергоресурсов квартирой и общедомовыми расходами. А при установке регулирующих органов каждый жилец в своей квартире сможет самостоятельно регулировать потребление тепла, горячей и холодной воды. За счёт экономии жильцом энергоресурсов в квартире снижается и их общий расход на дом, но повышается доля общедомовых расходов, за которыми должны осуществлять контроль управляющие компании (ТСЖ). Для снижения общедомовых расходов требуются дополнительные затраты управляющих компаний (ТСЖ) для приобретения и установки дополнительных приборов по контролю и регулированию общедомовых расходов в зависимости от схемы теплоснабжения, от схемы снабжения горячей и холодной водой в здании. Общедомовые расходы энергоресурсов зависят от многих причин, в том числе от правильного подбора и расстановки приборов учёта тепла, горячей и холодной воды, от ведения режимов теплоснабжения, согласно температурному графику, от состояния теплообменных аппаратов и подготовки их к отопительному периоду, от состояния здания, от потерь тепла и не учтённых расходов горячей и холодной воды, а также различных утечек и ряда других недостатков и упущений при эксплуатации зданий. Обо всех причинах изменения, особенно увеличения, общедомовых расходов энергоресурсов управляющие компании (ТСЖ) должны докладывать на общих собраниях жильцов, так как жилец в определённых долях оплачивает эти расходы, что приводит к конфликтной ситуации между ними. Управляющая компания (ТСЖ) не может объяснить причин увеличения расходов энергоресурсов и принять соответствующие меры по их снижению из-за отсутствия приборов контроля и управления, а жилец не хочет платить за слабый контроль и некачественную работу управляющей компании (ТСЖ). В сложившейся ситуации проблему могут решить только автоматизированные системы коммерческого учета потребления энергоресурсов (АСКУПЭ) квартирами и зданием в целом, которые позволяют регулировать по мере необходимости потребление квартирных энергоресурсов жильцом и общедомовых энергоресурсов эксплуатационным персоналом управляющей компании (ТСЖ). В рациональном потреблении тепла, горячей и холодной воды, прежде всего заинтересован жилец, квартиросъёмщик, так как он оплачивает потреблённые энергоресурсы. Управляющие компании (ТСЖ) также заинтересованы в снижении общедомовых расходов, так как они согласно договору несут ответственность перед энергснабжающими компаниями за потреблённые энергоресурсы зданием. Кроме того, управляющие компании (ТСЖ) распределяют внутридомовые расходы и потери между квартиросъёмщиками, жильцами, а также составляют баланс потреблённых энергоресурсов и выставляют квитанции на оплату, где должны указывать долю общедомовых расходов, что без (АСКУПЭ) практически невозможно. Практика внедрения (АСКУПЭ) в квартирах и в многоквартирных жилых домах позволяет жильцу в любое время отслеживать реальные расходы энергоресурсов и происходящие процессы в системе потребления. Решается проблема разногласий между жильцом и управляющей компанией, повышается экономический эффект за счёт ведения экономичного режима и своевременного устранения недостатков в эксплуатации здания, снижается плата за потреблённые энергоресурсы как жильцом, так и управляющей компанией (ТСЖ). Эти задачи хорошо решает автоматизированная комплексная система учёта энергоресурсов созданная В.С Казачковым (патент России № 21380219) и позволяет вести учет расходов всех видов энергоресурсов по каждой квартире и дому в целом. Учет любого из регистрируемых параметров может производиться по многотарифной системе, при использовании обычных однотарифных приборов. Данная автоматизированная система сбора и обработки информации отличается от известных по двум основным показателям: во-первых, позволяет очень дешевым способом измерять расход тепловой энергии в квартирах, независимо от разводки труб отопления и, во-вторых, невысокой стоимостью.
Все устройства, входящие в состав системы выполнены на современной элементной базе, оснащены развитыми системами автодиагностики технического состояния, просты и надежны в эксплуатации. Система включает в себя общедомовой теплосчетчик и квартирные датчики разности температур, а также установленные в подъездах автономные промышленные контроллеры (один на подъезд). Термо¬датчики в квартире измеряют температуру отопительных приборов и температуру воздуха в комнате. На основании этих данных, площадей и типов отопительных приборов происходит распределение величины общедомового потребления тепла между всеми квартирами в зависимости от их реального потребления. Такая система позволяет каждому жильцу влиять на размер платы за отопление, т.к. она напрямую зависит от разности температур воздуха и отопительных приборов в квартире самого жильца. Тепловая энергия намного дороже других видов ресурсов, поэтому, сберегая тепло в своей квартире, жилец тем самым экономит семейный бюджет. Кроме того, в этом случае ему не приходится платить за незарегистрированных квартиросъемщиков, как это имеет место, когда отсутствует учет потребления ресурсов в каждой квартире. Таким образом, жильцы могут резко снизить оплату за использование тепла и, как следствие, достаточно быстро окупить стоимость установки.
Рассмотренный метод в экспериментальном варианте использован в информационно-измерительной системе определения расхода тепла в 80-ти квартирном многоэтажном доме в феврале-мае 2007 года в г. Омске. Метод подтвердил высокую эффективность и корректность при определении расхода тепла по каждой квартире в доме. Например, квартира в 50 м2 в 2008 году должна оплатить только за отопле¬ние 9540 руб. в год, если в доме не установлен теплосчётчик. При установке общедомового теплосчётчика - 6926 руб., а при применении АСКУПЭ - 4942 руб. При этом для расчета использовались средние данные по домам за самые холодные меся¬цы. Если бы для расчетов применялись данные за другие месяцы, то разница была бы еще значительней, так как в переходные сезонные периоды энергоснабжающие организации часто «перегревают» квартиры. То есть температура теплоносителя в тепловой сети гораздо выше температуры «температурного графика», которая соответствует погоде, этот перегрев жильцы тоже оплачивают. Необходимо также учитывать, что по разным причинам не все помещения в доме, где установлена АСКУПЭ, были подключены к ней. В случае подключе¬ния всех помещений дома к АСКУПЭ расход тепловой энергии на квадратный метр снизился бы еще при¬мерно на 5-10%. Помимо учета тепловой энергии, расходуемой на отопление, АСКУПЭ ведет учет расхо¬дов электрической энергии, газа, холодной и горячей воды. При этом учет расхода горячей воды ведется не только в литрах, но и в калориях. При бережном использовании всех этих ресурсов квартиросъемщики будут платить на 30-40 % меньше от суммы, выста¬вляемой им для оплаты коммунальных услуг.
Внедрение в г. Омске АСКУПЭ не только дает снижение потребления тепла, но и позволяет, каждому жителю многоквартирного дома получать личную выгоду от экономии тепла в виде снижения оплаты за отопление своей кварти¬ры. Отношение к своей личной собственности всегда более бережное, чем к общественной, поэтому пока нет личной заинтересованности, житель при температуре воздуха в квартире, например, в 28-30°С, скорее по привычке откроет форточку, чем прикроет регулятор на отопительном приборе, чтобы понизить её до 18-20°С.
Подход к вопросам сбережения тепла в квартире у жильцов изменился, так как появилась возможность реально экономить свои собственные деньги. Тот, кто следит за теплоснабжением своей квартиры (отключает отопительные приборы при повышении температуры воздуха на улице, снижает мощность отопительных приборов, уходя на работу, в ночные часы и т.д.), заплатит за отопление гораздо меньше по сравнению с теми, кто энергосбережением не занимается. Результатом личной экономической заинтересованности стала существенное снижение величины общедомового потребления тепла.
Как показала практика, отдельные трех- и двух¬комнатные квартиры дома, оборудованные системой АСКУПЭ; платят за отопление примерно столько же, сколько однокомнатные, но не оборудованные системой учета.
Затраты на установку АСКУПЭ, позволяющую вести учет всех энергоресурсов, потребляемых квартирами и домом в целом, в пересчете на квадратный метр площади здания составляют 150-250 руб. Учитывая уже произошедший и планируемый в ближайшем будущем рост тарифов на теп¬ловую энергию, весь комплекс мероприятий будет окупаться в течение двух-трех отопительных периодов. Важно, что АСКУПЭ может устанавливаться не только во вновь строящихся домах (что, безусловно, намного проще в монтаже), но и использоваться в старом жилом фонде.
Эксплуатация системы поквартирного учета и распределения энергоресурсов в течение пяти лет показала, что используемые в системе технические средства работают надежно и стабильно, а система сбора и передачи информации дает оператору полную картину о состоянии узлов учета и параметрах энергоносителей в доме. Программ¬ное обеспечение позволяет готовить любые отчеты, необходимые как для коммерческого учета, так и для анализа работы АСКУПЭ и процесса потребления всех ресурсов в квартирах и жилом доме в целом.
Преимущества внедрённой системы поквартирного учёта:
1. Возможность оплачивать за фактически потребленные энергоресурсы и, как следствие, создание объективной системы расчетов между потребителями и поставщиками энергоресурсов.
2. Возможность измерения потребления тепла комнатой, квартирой, индивидуальным потребителем с помощью перепада температур, без установки теплосчётчика в квартире, при любой разводке системы отопления (вертикальной, горизонтальной, лучевой и др.)
3. Возможность составления балансов, ведения текущих режимов и контроля потребления энергоресурсов зданием и жильцами.
4. Оперативная передача информации о расходах энергоресурсов на уровне квартир и домов энергоснабжающим службам.
5. Введение многотарифного учета по каждому из измеряемых параметров при использовании однотарифных приборов учета.
6. Информированность ремонтных служб о неисправностях в оборудовании.
7. Решает все вопросы энергосбережения потребляемых энергоресурсов домом (зданием) и жильцом.
8. Программное обеспечение позволяет готовить любые отчеты, для коммерческого учета и процесса потребления всех ресурсов в квартирах и жилом доме в целом
9. Выступает в качестве комплексного решения вопросов учёта потребляемых энергоресурсов домом (зданием), как единая информационно-измерительная система, которая содержит информацию о структуре системы отопления в доме, а также позволяет распределять затраты на отопление для каждого индивидуального потребителя.
10. Сокращение общего потребления расходов топлива (угля, мазута, газа и др. видов топлива) на уровне города в связи с экономией энергоресурсов жильцами домов.
В настоящее время в Москве ни в одном доме не установлена такая система поквартирного автоматического учёта тепловой энергии, ввиду того, что существует несколько факторов, сдерживающих рациональное использование огромного энергосберегающего потенциала жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы. Прежде всего, отсутствует оснащенность, как типового действующего, так и нового многоквартирного жилого фонда системами учета и регулирования отечественного производства по экономии потребляемых ресурсов зданием и жильцам. Второе, традиционные технические подходы иностранных фирм не обеспечивают комплексного решения проблемы, трудно адаптируются к существующим внутренним инженерным системам зданий, не составляются балансы по потребляемым энергоресурсам. В этом случае невозможно выполнить справедливого распределения внутридомовых расходов и потерь между квартиросъёмщиками, отсюда цифры в квитанциях устанавливаются произвольно. Управляющие компании (ТСЖ) и жильцы не могут отследить фактически потреблённые ресурсы и происходящие процессы, так как практически нет единой автоматизированной системы учёта. Кроме того, иностранные системы учета и регулирования достаточно дороги и поэтому не могут найти широкого распространения.
Третье, Правительство Москвы не уделяет должного внимания разработкам новых систем учёта. Российскими специалистами и учёными, а также практически не оказывает финансовой поддержки управляющим компаниям (ТСЖ) в решении этих проблем. Кроме того, не проводится разъяснительная работа среди населения об экономической целесообразности квартирного учета и энергосбережения, необходимо дать людям почувствовать выгоду в денежном выражении от этих устройств,
Приведенные выше результаты внедрения (АСКУПЭ) в г. Омске с поквартирным измерением тепла подтверждают существенное снижение оплаты жильцами коммунальных услуг и полностью отвечают требованиям Постановления Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно деловых зданий в городе Москве и внесении в постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП». В Москве такую систему может внедрить фирма «ЭВК Сервис», которая имеет опыт внедрения подобных систем типа (ИАСКУЭ) «Пульсар», которая корреспондируется с автоматизированной системой (АСКУПЭ) внедрённой в г. Омске. Для практического внедрения АСКУПЭ в Москве, а также для оценки её стоимости и фактической экономии энергоресурсов, потребляемых зданием, общедомовыми помещениями, квартирой автор данной статьи просит поручить фирме «ЭВК Сервис» выполнить работы по ее установке на одном из жилых домов. Выбор дома можно взять из объектов перечня адресов экспериментального проектирования и строительства в рамках Городской программы «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года» Приложение 1 к Программе, предусмотренного внесёнными изменениями в приложении к постановлению Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП.
Внедрение в г. Москве поквартирного учета откроет целый ряд преимуществ, как для потребителей, так и для поставщиков. Эти преимущества заключаются, во-первых, в определении реальной цифры потребления, отталкиваясь от которой можно более корректно определять тарифы; во-вторых, откроет возможность экономии для жильцов тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также даст возможность определить общедомовые расходы и потери, что приведёт к общей экономии энергоресурсов; в-третьих, откроет глаза управляющим компаниям (ТСЖ) и жильцам на выполнение конкретных мероприятий по сбережению энергоресурсов, в том числе решить вопросы по установке регулирующих органов на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и др. потребляемые энергоресурсы.
В условиях рыночных отношений жилищно-коммунальное хозяйство не может быть экономически эффективным без энергосбережения, а энергосбережение невозможно без приборного учета и регулирования потребляемых ресурсов жильцами квартир.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, § 6 «Энергоснабжение».
2. «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», выпуск 1995 г. Разработчики: инж. В.Н. Рябинкин, инж. Д.Я. Баритко, к.т.н. М.В. Головко, к.т.н. Э.Г. Звенигородский.
3. Рябинкин В.Н. «Учет тепловой энергии и теплоносителя», выпуск 2004 г. — М. — ЗАО «Энергосервис».
4. «Современные автоматизированные системы учета тепловой энергии и энергоносителей в России и Москве»//Энергонадзор и энергобезопасность». — 2011. — № 3.
- admin от