Г.Н. Яковлев,
эксперт, директор АНО НИЦ «ЦЕНТРЭЛЕКТРОСТАНДАРТ»
Электроснабжение страны является составной частью Доктрины энергетической безопасности России, рассмотренной и одобренной на заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экономической безопасности в феврале 1998 г. Электроснабжение страны является несущей конструкцией всей экономики страны, жизнедеятельности и основ безопасности государственного управления.
Практически в каждом номере нашего журнала мы освещали состояние дел по работе над законопроектом «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации». Решение этого вопроса шло «не шатко ни валко» из-за непримиримости сторон: бизнеса и экспертного сообщества — с одной стороны, и государства — с другой. Стороны «стояли на смерть» до тех пор, пока, как всегда, в дело не вмешался Президент В.В. Путин. Выступая 24 марта на съезде РСПП, который состоялся в рамках Недели российского бизнеса, Президент заявил, что законопроект нужно принять до конца весенней сессии 2016 года, тем более что, по словам Министра экономического развития Алексея Улюкаева, документ уже находился в высокой степени готовности.
В 2015 г. государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности осуществлялся 23 территориальными управлениями Ростехнадзора в 85 субъектах Российской Федерации, в 9 федеральных округах.
В настоящее время общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет более 1,7 миллионов объектов. Из них:
Лифт — разновидность грузоподъемной машины, предназначенной для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жестким направляющим.
Сегодня лифт — неотъемлемый атрибут жизни современного горожанина. Все это время он напоминал о себе лишь во время очередной поломки. При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости), возможность несчастного случая практически исключена.
По итогам состоявшейся 1 июля 2015 года встречи главы Кабинета министров с Экспертным советом, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, совместно с заинтересованными ведомствами создать рабочую группу с участием членов Экспертного совета при Правительстве для подготовки предложений по структуре, направлениям, ресурсному обеспечению и плану подготовки Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года (Стратегия-2030).
Ни один из обсуждаемых законопроектов 2015 года не имел такого резонанса, как законопроекты: «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», разрабатываемые Минэкономразвития. Итогом водоворота страстей активного обсуждения данных законопроектов в открытом формате и неоднократного внесения изменений в них стало принятие Госдумой РФ 23 октября 2015 г. во втором и третьем чтении Федерального закона № 674850–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что осталось как-то незаметно для экспертного и предпринимательского сообщества, несмотря на то, что у него по-прежнему остались замечания к документу.
Судьба законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ» пока под большим вопросом.
Будем с нетерпением ждать завершения этой истории и повременим ставить и в одном, и в другом случае жирную точку.
Энергетическая стратегия России является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства на соответствующий период, с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства РФ, а также политического, макроэкономического и научно-технического развития страны. Главная задача документа — определение путей достижения качественного состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установление приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Проект Концепции совершенствования саморегулирования разработан Минэкономразвития в конце 2014 года во исполнение пункта 2 поручения Президента РФ от 27 мая 2014 года № Пр–1168 о принятии мер по совершенствованию механизмов саморегулирования. Цель этого документа — сформировать единую общегосударственную модель саморегулирования.
В соответствии с поручением Министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова от 2 февраля 2015 года Экспертный совет при Правительстве РФ созданный в 2012 году с целью проведения экспертизы экономических и социально значимых решений правительства, готовит предложения по совершенствованию системы саморегулирования, включая работу над Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования.
Жилищно-коммунальное хозяйство затрагивает многие стороны жизнедеятельности: качественное предоставление услуг, тарифы, вопросы капитального ремонта жилья энергосбережения и др. Не стоит в стороне и вопрос оплаты коммунальных услуг.
По состоянию на 1 мая 2015 года долги россиян за услуги ЖКХ превысили рекордный 1 трлн. рублей. В структуре задолженности более 40% приходится на неплатежи за тепло и горячую воду, 25% — за газ, 20% — за электроэнергию, 15% — за холодную воду, ремонт, уборку и вывоз мусора. Причем долги физических лиц из этой суммы составляют не более 15–20%, остальное приходится на УК, ТСЖ, а также промышленные предприятия.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ НАВИГАТОР
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ОЗП 2014–2015 гг.
Гидроэнергетика.
Электрические сети.
Теплоснабжение.
Режимно-наладочные испытания теплоэнергетического оборудования на объектах ОАО «Газпром». С.П. Пегов, Е.Г. Толоконников
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
Модернизация промышленности России: приоритеты развития.
Основные аспекты и изменения законодательства в области промышленной безопасности. В.В. Чернышов
Новации в области промышленной безопасности. А.В. Аникушкин
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Пожарная безопасность — курс на внедрение независимой оценки риска.
Несколько слов о пожарной безопасности на предприятиях российской промышленности. Д.В. Ваганова
ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ
Анализ ошибок ГОСТ Р 50571.5.54, распространяющегося на заземляющие устройства и защитные проводники. Ю.В. Харечко
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
Малый бизнес будет отвечать за себя.
Бизнес-омбудсмены обсудили вопросы по защите прав предпринимателей при проведении проверок.
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
Институту саморегулирования — быть?!
Саморегулирование в области пожарной безопасности в России: пришло время объединяться. Н.В. Афанасьев
ВОПРОС — ОТВЕТ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО