#1/2011 Особенности и проблемы методического обеспечения при заполнении форм энергетического паспорта
А.А. Злобин, к.т.н., доцент, член-корреспондент Российской Инженерной Академии (РИА), генеральный директор ООО «Интехэнерго-аудит»
И.Ю. Медведева, заместитель генерального директора ООО «Интехэнерго-аудит»
Г.А. Романов, к.т.н., исполнительный директор ООО «Интехэнерго-аудит»
А.П. Мальцев, к.т.н., доцент, член-корреспондент Международной Академии Холода (МАХ), ведущий эксперт ООО «Интехэнерго-аудит»
Постановка проблемы
Реализация Федерального закона РФ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого 23 ноября 2009 г., в части проведения обязательных энергетических обследований и разработки энергетических паспортов по многим причинам затруднена.
Выступая экспертами саморегулируемой организации НП «МЦЭЭиВИЭ» и являясь ее членом, наше общество провело экспертизы отчетной документации и энергетических паспортов, представляемых энергоаудиторскими компаниями (ЭК). Они показали, что уровень разрабатываемых документов низок. С одной стороны, это связано с отсутствием практического опыта у большинства вновь образованных ЭК. Для справки, на сегодняшний день зарегистрировано более 60 саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования, в состав которых входит свыше 1200 ЭК. Т.е. 75% энергоаудиторских компаний образованы после ввода в действие Федерального закона № 261-ФЗ. С другой стороны, это объясняется отсутствием совершенного нормативно-методического обеспечения проведения энергетического обследования, включая методику заполнения энергетического паспорта.
Как известно, требования к энергетическому паспорту (далее Требования) изложены в Приказе Министерства энергетики РФ № 182 от 19 апреля 2010 г.
Однако практическое выполнение этих требований в 2010 г. вызывает ряд замечаний, которые требуют дополнительных разъяснений.
Приложение 1
В Приложении 1 (титульный лист паспорта) под понятие «потребителя топливно-энергетических ресурсов» подходят практически все объекты (промышленные предприятия, объекты жилищно-коммунального хозяйства, административные здания, распределенные объекты, например, РЖД и т.д.). Таким образом, паспорт становится как бы универсальным документом для всего народного хозяйства.
По нашему мнению, осуществить такой подход к оформлению паспорта — невозможно. Вот отдельные примеры:
Приложения 18 и 19 к Требованиям «Сведения о потерях энергоресурсов при передаче...» расписаны так, словно, речь идет о предприятии по передаче энергоресурсов. Вместе с тем, к объектам бюджетной сферы (в отношении которых обязательно должны быть проведены энергетические обследования) эти формы не имеют никакого отношения. Если предположить, что паспорт (формы Приложений 1-23) предназначен для промышленных предприятий, то странным выглядит такое тщательное выделение осветительной нагрузки (две подробные формы). При этом разделение источников света на лампы накаливания и энергосберегающие выглядит архаизмом. Дело не только в том, что лампы накаливания в структуре установленной мощности осветительного оборудования промышленных предприятий составляют 5-10% , а еще и в том, что широко применяемые в промышленном освещении лампы типа ДРЛ, которые, по сравнению с лампами накаливания можно считать энергосберегающими, целесообразно, в свою очередь, заменять на лампы типа ДНаТ (при отсутствии жестких условий по цветопередаче), ДРИ или другие более эффективные источники.
Видимо, необходимо выпустить разъяснения по заполнению форм энергетического паспорта для объектов различного направления.
Например: Для ряда объектов общественного назначения (образовательных, учебных, лечебных учреждений, объектов торговли, общественного питания, административно-бытовых и других), в состав которых входят несколько зданий, необходимо заполнять формы Приложений 1, 2 (кроме таблиц 1 и 2), 5, б, 7, 10, 20, 21, а также заполнять форму 24 для каждого здания.
Приложения 5, 6, 7
В Приложениях 5, б, 7 необходимо заполнить сведения по балансам электрической, тепловой энергии и котельно-печного топлива и их изменениях.
Сведения по балансам ТЭР в разделе «потери» требуют детального обсуждения и написания методических рекомендаций по их определению. Кроме того, формы энергетического паспорта содержат некоторые ошибки.
В форме Приложения 5 (Сведения по балансу электрической энергии):
• определения и деления потерь, взятые из отчетов предприятий, занимающихся исключительно передачей электрической энергии, неприменимы к промышленному предприятию;
• складывать все фактические потери с технологическими и нерациональными для получения (в итоге) суммарного расхода — абсолютно безграмотно;
• само понятие нерациональных потерь — некорректно, словно предполагает существование рациональных потерь. Существуют неизбежные потери (КПД никто не отменял). Все, что выше — сверхнормативные потери. Однако при энергетическом обследовании целесообразнее говорить о непроизводительном (или нерациональном) расходе электроэнергии.
Понятие «Расход на собственные нужды» (строка в балансе электрической энергии) чрезвычайно путает начинающих энергоаудиторов (как показали лекции, проводимые на курсах повышения квалификации энергоаудиторов). И справедливо. Поскольку в лексикон специалистов это понятие давно вошло связанным с расходом на собственные нужды электрических станций и подстанций. В новом паспорте предполагается, что необходимо выделить технологический расход и общепроизводственный (на нужды освещения, вентиляции, общезаводской системы сжатого воздуха, работы насосов и пр.). Целесообразно именно так его и назвать: общепроизводственный расход.
Поэтому предлагается один из возможных вариантов баланса электрической энергии (допускающий минимальные отклонения от предложенного в Приказе Минэнерго), представлен ниже (полужирным шрифтом выделены основные изменения).
Важно отметить, что непроизводительный расход, как и суммарные потери, будут включать как дополнительные потери в электрических сетях, так и нерациональный расход (потери), связанный с режимами работы электроприемников (электроустановок) предприятия.
Приложение 9
В Приложении 9 (Сведения об использовании вторичных энергетических ресурсов, альтернативных (местных) топлив и возобновляемых источников энергии) не хватает топливных вторичных ресурсов и использования избыточного давления.
Приложение 13
В Приложении 13 (Сведения о показателях энергетической эффективности) требуются разъяснения по поводу показателей энергетической эффективности. По нашему мнению, необязательно заполнять все строки, показатели должны соответствовать:
• здравому смыслу (в части производственной деятельности предприятия);
• вышедшим нормативным документам федерального и регионального уровней, которые предписывают предприятиям иметь в программах энергосбережения вполне конкретные показатели энергетической эффективности.
В этом случае Энергетический паспорт будет не отдельным документом, где энергоаудиторы «изобретают» показатели энергетической эффективности, а основой для составления программ повышения энергетической эффективности обследуемых предприятий.
Приложение 24
В Приложении 24 (Энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации) требуется подробное разъяснение принадлежности этого материала (паспорта) к конкретным объектам.
Вопросы без ответов
В результате принятия нового Закона об энергосбережении и выхода Приказа Минэнерго о требованиях к энергетическому паспорту нет ответов на ряд организационных вопросов паспортизации. Например:
• Как составлять энергетические паспорта таких крупных, распределенных по стране организаций как Газпром, Транснефть, РЖД, Сбербанк и др.? Предприятия, организации, здания, арендуемые помещения, объекты, входящие в состав этих юридических лиц, разбросаны по всей стране и зачастую имеют ярко выраженную специфику (здание вокзала и тяговые сети — ОАО «РЖД»). Их обследование весьма дорогостояще и продолжительно. Должна ли энергетические обследования проводить одна фирма? В какие сроки? За один год? Таких мощных энергоаудиторских фирм по объективным причинам в России не существует.
• Какой энергетический паспорт должна иметь такая организация? Один том, содержащий формы Приложений 1-23? Или каждому подразделению целесообразно иметь свой паспорт? Речь идет не просто о форме представления, а, во-первых, об организации работы по энергетическому обследованию распределенных и крупных объектов под одним юридическим лицом. Во-вторых, если помнить о том, что конечной целью энергетических обследований является разработка рекомендаций по энергосбережению с технико-экономической оценкой, то становится ясно, что для того, чтобы программы энергосбережения действительно воплощались в жизнь, для того чтобы энергетический паспорт не был «мертвой» бумагой, каждый объект должен быть обследован индивидуально, а это требует времени, анализа, расчетов, обобщений и пр.
Выводы
Специалисты нашей компании, имеющие многолетний опыт проведения энергетических обследований, считают, что необходимо выпустить дополнительные разъяснения, разработать и утвердить методические рекомендации по заполнению форм энергетических паспортов. Эта работа должна вестись централизовано, совместно с государственными органами, ответственными за обобщение и систематизацию информации, получаемой в результате энергетических обследований.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти...» за Министерством энергетики были закреплены функции по разработке требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования либо на основании проектной документации. Функции по обеспечению энергоэффективности зданий, строений и сооружений, а также по разработке требований к энергетическому паспорту на эти объекты переданы Министерству регионального развития РФ. Ввод в действие всех запланированных нормативно-методических документов позволит решить многие проблемы, освещенные в данной статье и обеспечить успешную реализацию Федерального закона № 261-ФЗ в части осуществления энергетической паспортизации потребителей топливно-энергетических ресурсов, как одной из составных частей политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, провозглашенной в нашей стране.
И.Ю. Медведева, заместитель генерального директора ООО «Интехэнерго-аудит»
Г.А. Романов, к.т.н., исполнительный директор ООО «Интехэнерго-аудит»
А.П. Мальцев, к.т.н., доцент, член-корреспондент Международной Академии Холода (МАХ), ведущий эксперт ООО «Интехэнерго-аудит»
Постановка проблемы
Реализация Федерального закона РФ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого 23 ноября 2009 г., в части проведения обязательных энергетических обследований и разработки энергетических паспортов по многим причинам затруднена.
Выступая экспертами саморегулируемой организации НП «МЦЭЭиВИЭ» и являясь ее членом, наше общество провело экспертизы отчетной документации и энергетических паспортов, представляемых энергоаудиторскими компаниями (ЭК). Они показали, что уровень разрабатываемых документов низок. С одной стороны, это связано с отсутствием практического опыта у большинства вновь образованных ЭК. Для справки, на сегодняшний день зарегистрировано более 60 саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования, в состав которых входит свыше 1200 ЭК. Т.е. 75% энергоаудиторских компаний образованы после ввода в действие Федерального закона № 261-ФЗ. С другой стороны, это объясняется отсутствием совершенного нормативно-методического обеспечения проведения энергетического обследования, включая методику заполнения энергетического паспорта.
Как известно, требования к энергетическому паспорту (далее Требования) изложены в Приказе Министерства энергетики РФ № 182 от 19 апреля 2010 г.
Однако практическое выполнение этих требований в 2010 г. вызывает ряд замечаний, которые требуют дополнительных разъяснений.
Приложение 1
В Приложении 1 (титульный лист паспорта) под понятие «потребителя топливно-энергетических ресурсов» подходят практически все объекты (промышленные предприятия, объекты жилищно-коммунального хозяйства, административные здания, распределенные объекты, например, РЖД и т.д.). Таким образом, паспорт становится как бы универсальным документом для всего народного хозяйства.
По нашему мнению, осуществить такой подход к оформлению паспорта — невозможно. Вот отдельные примеры:
Приложения 18 и 19 к Требованиям «Сведения о потерях энергоресурсов при передаче...» расписаны так, словно, речь идет о предприятии по передаче энергоресурсов. Вместе с тем, к объектам бюджетной сферы (в отношении которых обязательно должны быть проведены энергетические обследования) эти формы не имеют никакого отношения. Если предположить, что паспорт (формы Приложений 1-23) предназначен для промышленных предприятий, то странным выглядит такое тщательное выделение осветительной нагрузки (две подробные формы). При этом разделение источников света на лампы накаливания и энергосберегающие выглядит архаизмом. Дело не только в том, что лампы накаливания в структуре установленной мощности осветительного оборудования промышленных предприятий составляют 5-10% , а еще и в том, что широко применяемые в промышленном освещении лампы типа ДРЛ, которые, по сравнению с лампами накаливания можно считать энергосберегающими, целесообразно, в свою очередь, заменять на лампы типа ДНаТ (при отсутствии жестких условий по цветопередаче), ДРИ или другие более эффективные источники.
Видимо, необходимо выпустить разъяснения по заполнению форм энергетического паспорта для объектов различного направления.
Например: Для ряда объектов общественного назначения (образовательных, учебных, лечебных учреждений, объектов торговли, общественного питания, административно-бытовых и других), в состав которых входят несколько зданий, необходимо заполнять формы Приложений 1, 2 (кроме таблиц 1 и 2), 5, б, 7, 10, 20, 21, а также заполнять форму 24 для каждого здания.
Приложения 5, 6, 7
В Приложениях 5, б, 7 необходимо заполнить сведения по балансам электрической, тепловой энергии и котельно-печного топлива и их изменениях.
Сведения по балансам ТЭР в разделе «потери» требуют детального обсуждения и написания методических рекомендаций по их определению. Кроме того, формы энергетического паспорта содержат некоторые ошибки.
В форме Приложения 5 (Сведения по балансу электрической энергии):
• определения и деления потерь, взятые из отчетов предприятий, занимающихся исключительно передачей электрической энергии, неприменимы к промышленному предприятию;
• складывать все фактические потери с технологическими и нерациональными для получения (в итоге) суммарного расхода — абсолютно безграмотно;
• само понятие нерациональных потерь — некорректно, словно предполагает существование рациональных потерь. Существуют неизбежные потери (КПД никто не отменял). Все, что выше — сверхнормативные потери. Однако при энергетическом обследовании целесообразнее говорить о непроизводительном (или нерациональном) расходе электроэнергии.
Понятие «Расход на собственные нужды» (строка в балансе электрической энергии) чрезвычайно путает начинающих энергоаудиторов (как показали лекции, проводимые на курсах повышения квалификации энергоаудиторов). И справедливо. Поскольку в лексикон специалистов это понятие давно вошло связанным с расходом на собственные нужды электрических станций и подстанций. В новом паспорте предполагается, что необходимо выделить технологический расход и общепроизводственный (на нужды освещения, вентиляции, общезаводской системы сжатого воздуха, работы насосов и пр.). Целесообразно именно так его и назвать: общепроизводственный расход.
Поэтому предлагается один из возможных вариантов баланса электрической энергии (допускающий минимальные отклонения от предложенного в Приказе Минэнерго), представлен ниже (полужирным шрифтом выделены основные изменения).
Важно отметить, что непроизводительный расход, как и суммарные потери, будут включать как дополнительные потери в электрических сетях, так и нерациональный расход (потери), связанный с режимами работы электроприемников (электроустановок) предприятия.
Приложение 9
В Приложении 9 (Сведения об использовании вторичных энергетических ресурсов, альтернативных (местных) топлив и возобновляемых источников энергии) не хватает топливных вторичных ресурсов и использования избыточного давления.
Приложение 13
В Приложении 13 (Сведения о показателях энергетической эффективности) требуются разъяснения по поводу показателей энергетической эффективности. По нашему мнению, необязательно заполнять все строки, показатели должны соответствовать:
• здравому смыслу (в части производственной деятельности предприятия);
• вышедшим нормативным документам федерального и регионального уровней, которые предписывают предприятиям иметь в программах энергосбережения вполне конкретные показатели энергетической эффективности.
В этом случае Энергетический паспорт будет не отдельным документом, где энергоаудиторы «изобретают» показатели энергетической эффективности, а основой для составления программ повышения энергетической эффективности обследуемых предприятий.
Приложение 24
В Приложении 24 (Энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации) требуется подробное разъяснение принадлежности этого материала (паспорта) к конкретным объектам.
Вопросы без ответов
В результате принятия нового Закона об энергосбережении и выхода Приказа Минэнерго о требованиях к энергетическому паспорту нет ответов на ряд организационных вопросов паспортизации. Например:
• Как составлять энергетические паспорта таких крупных, распределенных по стране организаций как Газпром, Транснефть, РЖД, Сбербанк и др.? Предприятия, организации, здания, арендуемые помещения, объекты, входящие в состав этих юридических лиц, разбросаны по всей стране и зачастую имеют ярко выраженную специфику (здание вокзала и тяговые сети — ОАО «РЖД»). Их обследование весьма дорогостояще и продолжительно. Должна ли энергетические обследования проводить одна фирма? В какие сроки? За один год? Таких мощных энергоаудиторских фирм по объективным причинам в России не существует.
• Какой энергетический паспорт должна иметь такая организация? Один том, содержащий формы Приложений 1-23? Или каждому подразделению целесообразно иметь свой паспорт? Речь идет не просто о форме представления, а, во-первых, об организации работы по энергетическому обследованию распределенных и крупных объектов под одним юридическим лицом. Во-вторых, если помнить о том, что конечной целью энергетических обследований является разработка рекомендаций по энергосбережению с технико-экономической оценкой, то становится ясно, что для того, чтобы программы энергосбережения действительно воплощались в жизнь, для того чтобы энергетический паспорт не был «мертвой» бумагой, каждый объект должен быть обследован индивидуально, а это требует времени, анализа, расчетов, обобщений и пр.
Выводы
Специалисты нашей компании, имеющие многолетний опыт проведения энергетических обследований, считают, что необходимо выпустить дополнительные разъяснения, разработать и утвердить методические рекомендации по заполнению форм энергетических паспортов. Эта работа должна вестись централизовано, совместно с государственными органами, ответственными за обобщение и систематизацию информации, получаемой в результате энергетических обследований.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти...» за Министерством энергетики были закреплены функции по разработке требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования либо на основании проектной документации. Функции по обеспечению энергоэффективности зданий, строений и сооружений, а также по разработке требований к энергетическому паспорту на эти объекты переданы Министерству регионального развития РФ. Ввод в действие всех запланированных нормативно-методических документов позволит решить многие проблемы, освещенные в данной статье и обеспечить успешную реализацию Федерального закона № 261-ФЗ в части осуществления энергетической паспортизации потребителей топливно-энергетических ресурсов, как одной из составных частей политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, провозглашенной в нашей стране.
- admin от