#1/2011 Основные принципы саморегулирования
С.П. Макуха, заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго РФ
Институт саморегулируемых организаций (далее — СРО) в России появился с выходом Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315 «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование — в соответствии с настоящим Федеральным законом — осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным требованиям Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и соответствующего федерального закона, предусматривающего создание СРО в конкретной области.
Для СРО в области энергетических обследований — это Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…».
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.
Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами СРО деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО либо деловой репутации самой СРО.
СРО устанавливает меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил СРО, а также обеспечивает информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
• разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
• применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами саморегулируемой организации в отношении своих членов;
• образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями, произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
• осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
• представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
• организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
• обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
• осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
• рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования
Требования к СРО в области энергетического обследования заложены в федеральных законах «О саморегулируемых организациях» и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». В Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400, 20 февраля 2010 г. внесены изменения в части делегирования Министерству полномочий по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (пункт 4.4.12).
Ведение указанного реестра осуществляется в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее — Административный регламент), утвержденного приказом Минэнерго России от 22 июня 2010 г. № 283 и зарегистрированного в Минюсте России 12 июля 2010 г. под № 17782. В соответствии с указанным документом, некоммерческая организация, претендующая на внесение в государственный реестр СРО в области энергетического обследования (далее — Реестр), предоставляет в Минэнерго России комплект документов, содержащий:
• заявление о внесении некоммерческой организации в Реестр;
• копия свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе;
• копии учредительных документов некоммерческой организации;
• заверенные организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц-членов организации, копии свидетельств о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей-членов организации, перечень членов организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;
• копии документов, подтверждающих наличие у организации компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов организации перед потребителями услуг. В случае применения в качестве дополнительного способа обеспечения имущественной ответственности членов организации перед потребителями услуг системы личного и (или) коллективного страхования представляются документы, подтверждающие создание системы личного и (или) коллективного страхования;
• копии документов, подтверждающих создание организацией специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
• копии предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и частью 4 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» документов, в том числе стандартов и правил саморегулируемой организации, включая:
- порядок приема в члены СРО и прекращения членства в такой СРО;
- стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила оснащения приборного парка, необходимого для проведения энергетического обследования, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения;
- перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов СРО за нарушение требований стандартов и правил;
- стандарты раскрытия информации о деятельности СРО и о деятельности ее членов;
- документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений об организации в Реестр;
- компакт-диск с копиями полного комплекта документов.
Полный перечень документов, предоставляемых в рамках исполнения государственной функции по ведению реестра СРО в области энергетического обследования, а также электронная версия Реестра и Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724, размещаются на официальном сайте Министерства: http://www.minenergo.gov.ru .
Минэнерго России в течение 7 рабочих дней с даты представления указанных выше документов вносит сведения об организации в Реестр либо принимает решение об отказе во внесении сведений об организации в Реестр.
Решение об отказе во внесении сведений об организации в Реестр принимается по следующим основаниям:
• организация не соответствует требованиям, указанным Административным регламентом;
• представлены не все документы, предусмотренные Административным регламентом;
• представленные документы оформлены с нарушением требований, указанных в Административном регламенте;
• размер компенсационного фонда не соответствует требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
• не наступил срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в отношении организации, исключенной из Реестра.
В случае принятия решения об отказе во внесении сведений об организации в Реестр в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения соответствующее извещение направляется заявителю.
В случае изменения и дополнения сведений о СРО, подлежащих внесению в Реестр, СРО уведомляет об этом Министерство путем подачи заявления о внесении соответствующих изменений и дополнений в сведения о СРО, содержащихся в Реестре, что является основанием для исполнения административной процедуры по внесению изменений и дополнений в сведения о СРО, содержащихся в Реестре.
Основанием для начала исполнения административной процедуры по исключению СРО из Реестра являются:
• заявление СРО об исключении сведения о ней из Реестра;
• ликвидация или реорганизация СРО;
• вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о СРО из Реестра на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов.
В течение 3 рабочих дней с даты получения заявления СРО об исключении сведений о ней из Реестра, сведений о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации или реорганизации СРО либо решения суда об исключении сведений о СРО из Реестра в Реестр вносятся сведения об исключении СРО из Реестра.
Организация проведения энергетического обследования
Целью энергетических обследований объектов энергетики и организаций является контроль за рациональным и эффективным использованием ими топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР), соответствием расходов ТЭР установленным нормам, определение возможностей осуществления и разработка обоснованных мероприятий (рекомендаций), направленных на повышение эффективности их использования.
Порядок внедрения мероприятий (рекомендаций) по энергосбережению, разработанных на основании результатов проведенных энергетических обследований и энергетических аудитов, определяется регламентирующими документами саморегулируемой организации, членом которой является энергоаудитор.
Следует отметить, что проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
• органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
• организации с участием государства или муниципального образования;
• организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
• организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
• организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей за календарный год;
• организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Как видно, круг лиц, которые обязаны проводить обязательные энергетические обследования, весьма обширен.
Законодательно установлен контроль за проведением обязательных энергетических обследований.
В целях выявления лиц, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
• организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
• органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, определен Ростехнадзор.
За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования в Кодекс об административных нарушениях внесены изменения, предусматривающие наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 до 250 тыс. руб.
Энергетический паспорт
Федеральнцй закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» устанавливает, что по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.
Необходимо обратить внимание на то, что в Законе отсутствует требование об утверждении или согласовании энергетического паспорта Заказчиком или любым другим лицом.
Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Это требование касается любых энергетических паспортов, независимо от того, в обязательном или добровольном порядке проведены энергетические обследования. Федеральный закон № 261-ФЗ гласит, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
Эта норма Закона отменяет действовавшие до 2009 года требования государственных стандартов по оформлению энергетических паспортов.
Функции по утверждению указанных выше требований закреплены за Минэнерго России.
В свою очередь Минэнерго России издало приказ от 19 апреля 2010 г. № 182, зарегистрированный в Минюсте 7 июня 2010 г. под № 17498 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
Как уже говорилось, энергетический паспорт направляется Заказчику.
Однако каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Этим органом Правительство Российской Федерации определило Минэнерго России.
Несоблюдение требования о предоставлении копии ЭП, составленного по результатам обязательного ЭО в уполномоченный ФОИВ, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб., на юридических лиц — 10 тыс. руб.
Институт саморегулируемых организаций (далее — СРО) в России появился с выходом Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315 «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование — в соответствии с настоящим Федеральным законом — осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным требованиям Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и соответствующего федерального закона, предусматривающего создание СРО в конкретной области.
Для СРО в области энергетических обследований — это Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…».
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.
Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами СРО деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО либо деловой репутации самой СРО.
СРО устанавливает меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил СРО, а также обеспечивает информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
• разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
• применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами саморегулируемой организации в отношении своих членов;
• образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями, произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
• осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
• представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
• организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
• обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
• осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
• рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования
Требования к СРО в области энергетического обследования заложены в федеральных законах «О саморегулируемых организациях» и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». В Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400, 20 февраля 2010 г. внесены изменения в части делегирования Министерству полномочий по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (пункт 4.4.12).
Ведение указанного реестра осуществляется в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее — Административный регламент), утвержденного приказом Минэнерго России от 22 июня 2010 г. № 283 и зарегистрированного в Минюсте России 12 июля 2010 г. под № 17782. В соответствии с указанным документом, некоммерческая организация, претендующая на внесение в государственный реестр СРО в области энергетического обследования (далее — Реестр), предоставляет в Минэнерго России комплект документов, содержащий:
• заявление о внесении некоммерческой организации в Реестр;
• копия свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе;
• копии учредительных документов некоммерческой организации;
• заверенные организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц-членов организации, копии свидетельств о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей-членов организации, перечень членов организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;
• копии документов, подтверждающих наличие у организации компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов организации перед потребителями услуг. В случае применения в качестве дополнительного способа обеспечения имущественной ответственности членов организации перед потребителями услуг системы личного и (или) коллективного страхования представляются документы, подтверждающие создание системы личного и (или) коллективного страхования;
• копии документов, подтверждающих создание организацией специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
• копии предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и частью 4 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» документов, в том числе стандартов и правил саморегулируемой организации, включая:
- порядок приема в члены СРО и прекращения членства в такой СРО;
- стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила оснащения приборного парка, необходимого для проведения энергетического обследования, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения;
- перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов СРО за нарушение требований стандартов и правил;
- стандарты раскрытия информации о деятельности СРО и о деятельности ее членов;
- документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений об организации в Реестр;
- компакт-диск с копиями полного комплекта документов.
Полный перечень документов, предоставляемых в рамках исполнения государственной функции по ведению реестра СРО в области энергетического обследования, а также электронная версия Реестра и Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724, размещаются на официальном сайте Министерства: http://www.minenergo.gov.ru .
Минэнерго России в течение 7 рабочих дней с даты представления указанных выше документов вносит сведения об организации в Реестр либо принимает решение об отказе во внесении сведений об организации в Реестр.
Решение об отказе во внесении сведений об организации в Реестр принимается по следующим основаниям:
• организация не соответствует требованиям, указанным Административным регламентом;
• представлены не все документы, предусмотренные Административным регламентом;
• представленные документы оформлены с нарушением требований, указанных в Административном регламенте;
• размер компенсационного фонда не соответствует требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
• не наступил срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в отношении организации, исключенной из Реестра.
В случае принятия решения об отказе во внесении сведений об организации в Реестр в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения соответствующее извещение направляется заявителю.
В случае изменения и дополнения сведений о СРО, подлежащих внесению в Реестр, СРО уведомляет об этом Министерство путем подачи заявления о внесении соответствующих изменений и дополнений в сведения о СРО, содержащихся в Реестре, что является основанием для исполнения административной процедуры по внесению изменений и дополнений в сведения о СРО, содержащихся в Реестре.
Основанием для начала исполнения административной процедуры по исключению СРО из Реестра являются:
• заявление СРО об исключении сведения о ней из Реестра;
• ликвидация или реорганизация СРО;
• вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о СРО из Реестра на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов.
В течение 3 рабочих дней с даты получения заявления СРО об исключении сведений о ней из Реестра, сведений о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации или реорганизации СРО либо решения суда об исключении сведений о СРО из Реестра в Реестр вносятся сведения об исключении СРО из Реестра.
Организация проведения энергетического обследования
Целью энергетических обследований объектов энергетики и организаций является контроль за рациональным и эффективным использованием ими топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР), соответствием расходов ТЭР установленным нормам, определение возможностей осуществления и разработка обоснованных мероприятий (рекомендаций), направленных на повышение эффективности их использования.
Порядок внедрения мероприятий (рекомендаций) по энергосбережению, разработанных на основании результатов проведенных энергетических обследований и энергетических аудитов, определяется регламентирующими документами саморегулируемой организации, членом которой является энергоаудитор.
Следует отметить, что проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
• органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
• организации с участием государства или муниципального образования;
• организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
• организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
• организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей за календарный год;
• организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Как видно, круг лиц, которые обязаны проводить обязательные энергетические обследования, весьма обширен.
Законодательно установлен контроль за проведением обязательных энергетических обследований.
В целях выявления лиц, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
• организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
• органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, определен Ростехнадзор.
За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования в Кодекс об административных нарушениях внесены изменения, предусматривающие наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 до 250 тыс. руб.
Энергетический паспорт
Федеральнцй закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» устанавливает, что по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.
Необходимо обратить внимание на то, что в Законе отсутствует требование об утверждении или согласовании энергетического паспорта Заказчиком или любым другим лицом.
Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Это требование касается любых энергетических паспортов, независимо от того, в обязательном или добровольном порядке проведены энергетические обследования. Федеральный закон № 261-ФЗ гласит, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
Эта норма Закона отменяет действовавшие до 2009 года требования государственных стандартов по оформлению энергетических паспортов.
Функции по утверждению указанных выше требований закреплены за Минэнерго России.
В свою очередь Минэнерго России издало приказ от 19 апреля 2010 г. № 182, зарегистрированный в Минюсте 7 июня 2010 г. под № 17498 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
Как уже говорилось, энергетический паспорт направляется Заказчику.
Однако каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Этим органом Правительство Российской Федерации определило Минэнерго России.
Несоблюдение требования о предоставлении копии ЭП, составленного по результатам обязательного ЭО в уполномоченный ФОИВ, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб., на юридических лиц — 10 тыс. руб.
- admin от